Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:55, курсовая работа
Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.
Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.
ВВЕДЕНИЕ….….....................................................................................................3
1. СПРОС..….….......................................................................................................4
1.1. Кривая спроса….…..........................................................................................4
1.2. Сдвиги кривой спроса…..................................................................................6
2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ.........................................................................................….....7
2.1. Кривая предложения... .....… ..........................................................................8
2.2. Сдвиги кривой предложения. ............................................….........................9
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ЦЕНЫ….................................................10
3.1. Эластичность спроса и предложения. ............................................…....….13
3.2. Механизм спроса и предложения….............................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….…...........................................................................................18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... ….…........................................................................20
Таким образом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работы поставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превысит установленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результате поставки этого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем выше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствует оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, бульшую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.
Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения.
Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).
При общем снижении/повышении
себестоимости производства в результате
внешнего понижения/повышения цен
на используемые в производстве ресурсы,
или при улучшении/ухудшении
Ясно, что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов - тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.
При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара (“сдвиг” кривой предложения исследуемого товара влево) - или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого (“сдвиг” кривой предложения исследуемого товара вправо).
Поставщику может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может “придерживать” товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).
Аналогично терминологии для спроса, для описания предложения под термином “изменение предложения” принято понимать изменение самой функции Q=S(P) (“смещение” всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином “изменение величины предложения” - реакцию предложения на изменение цены при прежних значениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).
СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы - это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага - это движение вдоль кривой предложения.
Изменение предложения. Изменение того количества товара, которое
производители желают и могут продать, происходящее в результате изменения
неценового фактора, показывается сдвигом кривой предложения.
Изменение технологии. Кривая предложения строится на основе определенной технологии производства. Когда предприниматели понижают альтернативную стоимость производства путем внедрения более эффективных технологий, то становится выгодным продавать больше товара, чем раньше, по любой данной цене.
Изменения цен на ресурсы. Цены на ресурсы также могут влиять на спрос.
Рост цен на ресурсы, при прочих равных условиях, приводит к росту
альтернативной стоимости, а значит, понижает на количество товара, которое производители планировали продать по данной цене.
Если цены на корм останутся на новом уровне неизменными, то любое
изменение цены цыпленка приведет к движению вдоль новой кривой предложения. Например, фермеры опять могут предложить на рынок прежнее количество цыплят—2 млрд. фунтов в год, если цена реализации повысится до уровня, достаточного для покрытия возросших издержек на корм. Это потребует возрастания цены до 0,65 доллара за фунт.
Изменение цен на другие товары. Изменение цен тех товаров, в
производстве которых используются такие же ресурсы, как и в производстве цыплят, также могут сдвигать кривую предложения цыплят. В старом примере фермеры могли использовать имеющиеся факторы производства для производства
цыплят или помидоров. Предположим, что цена помидоров растет, в то время как цена цыплят остается равной 0,40 доллара за фунт. Рост цены помидоров дает фермерам, выращивающим цыплят, стимул к тому, чтобы перебросить часть наличных запасов рабочей силы, земли и капитала на выращивание помидоров.
Таким образом, эффект от роста цен на помидоры может быть выражен сдвигом кривой предложения цыплят влево.
Изменение ожиданий. Изменение ожиданий могут сдвигать кривую
предложения так же, как они сдвигали кривую спроса. Взять для примера
фермерское хозяйство. Фермер выбирает, какие культуры ему сеять,
руководствуясь не столько текущими ценами, сколько теми ценами, которые,
как он ожидает, будут существовать во время сбора урожая. На предложение также влияют и более долговременные соображения. Каждая культура требует соответствующего оборудования и технологий. Рост цен на помидоры стимулирует перемещение ресурсов в это производство. Этот стимул будет гораздо более действенным, если фермеры ожидают, что повышение цен на помидоры долговременно и стабильно. При наличии такого ожидания фермеры будут стремиться купить специальное оборудование и научиться технологии выращивания помидоров.
Рынки передают информацию в форме цен: людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупателя планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара,
На
каждом рынке существует
Иногда
происходит так, что суммарное
производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое
потребители планируют купить. Бели планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае рынок находится в состоянии равновесия.
Рыночное равновесие
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. Если сравнить планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то видно, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателя совпадают. Эта цена является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться «на ходу»,
Но что же произойдет, если по какой-то причине люди строят свои планы,
основываясь не на равновесной цене.
Дефицит и товарные запасы. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных залам», т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию.
Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т. к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.
Так
как дефицит оказывает
будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.
Дефицит
и очереди. На большинстве
— в парикмахерских, прачечных я тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключают договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита
является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь—это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.
Избыток товара. Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели
ожидают цены, более низкой, чем равновесная, можно перейди к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше, и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.
Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то
продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.
Продавцы
ответят на рост запасов
сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.
Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то
покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они.
Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то
покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они ожидали, что они двигаются вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
Избыток и очереди. На рынках, где не существует товарных запасов,
избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество
таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце
очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. до резкого возрастания спроса).