Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:16, контрольная работа
Поведение экономического человека в процессе его производительной и потребительской деятельности базируется на принципе рациональности. Рациональное поведение- поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях. Поэтому с конца XIX в. Принято считать, что предметом экономической теории являются проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Введение..................................................................................................2
Спрос и его изменение..................................................................5
Изменение кривой спроса....................................................7
Предложение товара на рынке. График предложения...8
Особенности рыночного предложения……………………9
Взаимодействие спроса и предложения и цена рыночного равновесия.....................................................................................11
Заключение...............................................................................................23
Список литературы...............................................................................25
Введение
Экономическая теория возникла в XVII в. И развивалась примерно три столетия как политическая экономия. В 1890 г. А. Маршалл, основатель Кембриджской школы, в книге "Принципы экономики" впервые употребил термин "экономикс".
Поведение экономического человека в процессе его производительной и потребительской деятельности базируется на принципе рациональности. Рациональное поведение- поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях. Поэтому с конца XIX в. Принято считать, что предметом экономической теории являются проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
В основе этого определения лежат два краеугольных положения. Суть первого заключается в том, что материальные потребности общества буквально безграничны или неутолимы. Второе положение указывает на ограниченность ресурсов, их редкость.
Материальные потребности - это желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность (получаемое людьми удовлетворение).
Другими словами, экономическая
жизнедеятельность людей
Однако человечество за тысячелетия своей истории существенно раздвинуло рамки этих ограничений. Это говорит о том, что ограниченность ресурсов носит ограниченный характер.
Для того, чтобы произвести любой продукт, необходимо скомбинировать множество редких производственных ресурсов-земли и других природных ресурсов, капитала и труда. Труд включает в себя затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Капитал представляет собой те производительные ресурсы (или средства производства), которые созданы людьми. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием. Природные ресурсы (плодородные земли в сельском хозяйстве, земля для строительства, леса, полезные ископаемые и др.) - это все, что используется в производстве в натуральном виде, без предварительной обработки. Очень часто четвертым фактором производства называют предпринимательство. Однако по этому вопросу среди экономистов до сих пор нет единого мнения. Эти четыре большие группы экономических ресурсов называют факторами производства.
Этими фактами обусловлена актуальность выбранной работы.
Наиболее существенные
и устоявшиеся причинно-
Цель работы: изучить эластичность спроса и предложения.
Исходя из этой цели, предстоит решить следующие задачи:
- изучить спрос и его изменения;
- изучить предложение;
- рассмотреть взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Спрос и его изменение
Если покупатели согласны пожертвовать “в обмен” на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же денежную сумму, то можно говорить о наличии спроса на товар, ради которого и происходит расставание с деньгами.
Объем спроса — это количество товара, которое покупатели в данный период времени по заданной цене могут приобрести на рынке. Поведение покупателей определяет объем спроса на товар и ведущая роль в нем принадлежит цене. Как правило, при прочих равных условиях, покупатель приобретет товара больше, если цена будет ниже. Наоборот, понижение цены уменьшит количество спрашиваемого товара.
Спрос — это представленная на рынке потребность в товарах, обеспеченная деньгами. Для объяснения функционирования рыночного механизма используется более точное определение — объем спроса.
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов. В частности, закон спроса выражает:
. обратную зависимость
между ценой и покупаемым
. постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услуг будет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то падение объем продаж данного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких- либо товаров и услуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти.
Напротив, когда на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е. продажа, возможна лишь при условии снижения цен.
Эффект дохода — расширение покупательной способности денежного дохода потребителя. Значит, потребитель получает возможность купить больше как данного товара, так и других товаров и услуг. Кроме того, более низкая цена на определенный товар, чем ранее установившаяся, дает толчок к действию эффекта замещения.
Эффект замещения — стремление покупателя приобретать более дешевый товар по сравнению с относительно дорогими аналогичными товарами.
Так как рынок предполагает наличие множеств покупателей, следует различать индивидуальный и рыночный спрос.
Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных объемов спроса при каждом значении цены. Предположив, что на рынке действуют три покупателя, определим объем рыночного спроса, используя данные.
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услуги происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.
Предложение — это количество товаров, представленных на рынке.
Объем предложения — это то количество товаров, которое продавцы в определенный период времени поставляют на рынок при данном уровне цен.
Изменение кривой спроса.
В данном случае закон сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономических благ. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.
Особый характер зависимости между ценой товара и количеством его продаж, а также постепенное убывание спроса показаны. Полого опускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количеством продаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного товара, что объясняется падением его цены.
Рассмотрим другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемы продаж, а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы, мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации.
Предложение товара на рынке. График предложения.
Цена и объем предложения товаров
Изменение спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.
Предложение товаров на рынке – это другая, не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цены и объем продаж товаров изменяются однонаправлено: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже больше товаров. И наоборот, если цены на данный товар снижаются, его производство и предложение на рынках будут также сокращаться.
Основным, ведущим фактором
здесь выступает цена. По каждому
из великого множества товаров цена
свидетельствует о
Особенности рыночного предложения
Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров».
Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону.
При таких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной?
Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
- наличие
взаимозамещаемых и
- уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров;
- налоги и субсидии;
- качество
ресурсов и факторов
- конкуренция
на рынках одноименных товаров,
Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке.
Взаимодействие спроса и предложения и цена рыночного равновесия.
Рынок-это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен - ключевое звено рыночных отношений, т.к. именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг со спросом на них. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.
Основные элементы рыночного механизма - цена, спрос, предложение.
Спрос- это количество продуктов, которые потребители готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу в течении определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.