Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 17:20, курсовая работа
Цель данного реферата - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
- раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Совокупный спрос: понятие, факторы, эластичность 4
1.1 Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса 4
1.2 Неценовые факторы спроса 8
1.3 Эластичность спроса 11
2 Совокупное предложение: понятие, факторы, эластичность 14
2.1 Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения 14
2.2 Неценовые факторы предложения 16
2.3 Эластичность предложения 17
3 Равновесная цена 20
3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие 20
3.2 Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Пример предпочтений потребителей на Краснноярском рынке соков и нектаров за 2007 год3 представлен на рис. 1.3.
Рис. 1.3. – Критерии выбора соков и нектаров потребителей, %-ты от числа респондентов
Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 1.4).
Рис. 1.4. - Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса
Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) возрастает от до . Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от к ). Спрос при постоянной цене ( ) сокращается от до .
Различают следующие виды спроса:
1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.
2. Отсутствие спроса. Целевые
потребители могут быть не
заинтересованными в товаре
3. Скрытый спрос. Многие
потребители могут испытывать
сильное желание, которое невозможно
удовлетворить с помощью
4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается спрос на электролучевые мониторы, музыкальные центры.
5. Нерегулярный спрос. У
многих организаций сбыт
Как отмечают гостиницы Красноярска пик прибытий (загрузки) гостиниц приходится на понедельник-среду (с минимум на выходные дни), а по месяцам – апрель, июнь, сентябрь, октябрь.
6. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.
7. Чрезмерный спрос. У
ряда организаций уровень
8. Нерациональный спрос.
Противодействие спросу на
9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.
Разновидности спроса:
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.
Различают эластичность:
1. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.
, (1.3)
где ΔP/P - изменение цены (в %);
ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.
Таблица 2
Виды ценовой эластичности спроса
Вид эластичности |
Соотношение изменения цены и спроса |
Коэффициент эластичности |
Изменение выручки от реализации (PxQ) | |
Уменьшение цены |
Увеличение цены | |||
Совершенно неэластичный спрос |
Цена растет (падает) – спрос постоянен |
Ed = 0 |
уменьшается |
увеличивается |
Неэластичный спрос |
Цена изменяется больше, чем изменяется спрос |
Ed < 1 |
уменьшается |
увеличивается |
Единичная эластичность спроса |
Цена и спрос изменяются одинаково |
Ed = 1 |
не изменяется |
не изменяется |
Эластичный спрос |
Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос |
Ed > 1 |
увеличивается |
уменьшается |
Совершенно эластичный спрос |
Спрос изменяется, цена постоянна |
Ed = ∞ |
уменьшается |
увеличивается |
Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рис. 1.5.).
Рис. 1.5. - Кривые спроса с разной ценовой эластичностью
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
2. Перекрестная эластичность
спроса - характеризует степень
, (1.4)
где - изменение спроса на товар a (в %);
- изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.
3. Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ( ).
, (1.5)
где - изменение дохода (в %);
- изменение спроса (в %).
Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.
Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов, В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает [5, стр. 187].
Qs = f(P)>0 (2.1)
Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами.
Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:
Qs = a+bP, (2.2)
где - величина предложения;
- цена товара;
a и b - постоянные коэффициенты.
Таблично и графически закон предложения представлен в табл. 3 и на рис. 2.1.
Таблица 3
Цена товара и величина предложения
Цена (Р), ден. ед. |
Объем предложения (Q), ед. |
2 |
10 |
3 |
20 |
4 |
30 |
6 |
40 |
8 |
50 |