Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 12:04, курсовая работа
Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.
Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 3
1. Понятие спроса. Эластичность спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..5
2. Понятие предложения. Эластичность предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Применение теории эластичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится
Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной).
На рис. 6 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога. График спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 6, б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.
Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.
S1
P P налог
D S0
D S1 P1
P1 налог P0
P0 S0
Q
Q1 Q0 Q Q1 Q0
а) б)
Рис. 8 Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога.
В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 6, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Следует обратить внимание на выделенные жирной линией треугольники на рис. 8. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
Теория эластичности спроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.
Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице, скажем, 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.
Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь/ А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
2. Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие. Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп./ Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
3. Борохов В. Б. Основы экономической теории/ В. Б. Борохов. - М.: Финпресс, 2000. – 159 с.
4. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.
5. Веблен Т. Теория праздного класса/ Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.
6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
7. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 1994. - 349с
8. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб.: АО" Санкт-Петербург оркестр", 1994. – 448 с.
9. Ивашковский С.Н. Экономика: микро - и макроанализ. – М.: Дело, 2001. – 359 с.
10. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994. – 384 с.
11. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 272 с.
12. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: Издательство "Туран", 1996. -400 с.
13. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 224 с.
14. Литвинцева Г.П. Словарь терминов по институциональной экономике. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 336 с.
15. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.
16. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1 - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 26 c.
17. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. – М.: 1992. Т. 2. С. 400
18. Микроэкономика: практический подход: учебник./ Под. ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004 – 672 с.
19. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
20. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. 2изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 572 с.
21. Одинец В. П., Тарасевич В. М., Цацулин А. Н. Спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. – СПб.: издательство Санкт-петербургского университета экономики и финансов, 1993. – 158с.
22. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. /В.Ф. Максимова. – М.: "СиминтЭк",1992. – 168 с.
23. Тарасевич А. С., Гребенников П. И., Лересский А. И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 375 с.
24. Теория потребительского поведения и спроса./ Под. ред. В. Н. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 380 с.
25. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.
2