Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:36, реферат
Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.
Эластичность этого
спроса определяют три фактора. Первый
— эластичность спроса на готовую
продукцию: чем она выше, тем более
эластичным будет и спрос на ресурс.
Когда повышение цены на товар
вызывает значительное падение спроса
на него, потребность в ресурсах
уменьшается. В случае, когда, напротив,
спрос на изготовляемую с помощью
данных ресурсов продукцию неэластичен,
неэластичен и спрос на ресурсы.
Второй фактор — замещаемость ресурсов.
Эластичность спроса на них высока, если
в случае повышения цены существует возможность
их замены другими ресурсами (например,
бензина — дизельным топливом) или внедрения
более совершенной технологии (благодаря
которой, к примеру, уменьшается потребность
в бензине). Третий фактор, определяющий
эластичность спроса на ресурсы, — их
доля в общих издержках.
Эластичность спроса зависит от удельного
веса данных ресурсов в общих издержках
производства готовой продукции. Если
такой удельный вес велик, а цена на ресурсы
растет, это приводит к падению спроса
на денные ресурсы.
Чем больше доля последних в общих издержках
производства, тем выше эластичность спроса.
Изменения в спросе на ресурс
1. Изменение в спросе на продукт
При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который производится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.
2. Изменение производительности
Изменение в производительности
использования ресурсов ведет к
однонаправленному изменению в
спросе на ресурсы. Производительность
можно изменять разными путями:1)
Увеличение числа ресурсов, непосредственно
связанных с данными ресурсами.
Повышение качества самого рассматриваемого
ресурса.
Эластичность спроса
Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Ценовая эластичность
Согласно закону
спроса, потребители при снижении
цены будут приобретать большее
количество продукции. Однако степень
реакции потребителей на изменение
цены может значительно
Экономисты используют
концепцию ценовой эластичности
для определения
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.
Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.
Свойства эластичности
Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.
Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.
Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса
Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.
Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.
Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена не линейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.
Факторы ценовой эластичности спроса
1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
2. Удельный вес
в доходе потребителя. Чем
3. Предметы роскоши
и предметы необходимости.
4. Фактор времени.
Спрос на продукт более
Информация о работе Спрос и эластичность спроса Рынок и закон спроса