Сравнительная характеристика Болгарии и Румынии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:09, реферат

Краткое описание

География Румынии

Юго-восточная Европа, на запад от Черного моря, между Болгарией и Украиной

Вложенные файлы: 1 файл

Румыния и болгария нов.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

 

 

7. Сравнительная характеристика  валютных систем стран и влияние  экономического и финансового  кризиса на экономику стран.

 

Румыния

Болгария

 

Влияние мирового кризиса  стало ощущаться в Румынии  с относительным запозданием  – в ноябре 2008 г. Связано это  еще и с тем, что в Румынии  не произошло крупного финансового  кризиса как в западной Европе и Америке, так как ипотечный  рынок относительно молод и не успел повлиять на расстановку сил.

В 2009 году, впервые за много  лет, в Румынии был зафиксировано  падение ВВП на 7% – в то время  как все прошлые годы, начиная  с 2001, ежегодный рост составлял от 5 до 7%. За «европейские» годы существенно  вырос дефицит госбюджета ( с 4% до 7%). Выросла безработица, а поступление валюты от румынских «гастарбайтеров» упало сразу на четверть.

 

Прямые инвестиции в основной капитал снизились на 27%. Реальная заработная плата снизилась на один процент, а номинальная среднемесячная упала до 1940 лей (с 2500 лей в 2004 году). Серьезно вырос объем невозвращенных и скомпрометированных коммерческих кредитов. ЕС требует повышения цены на энергоносители, прежде всего на газ, до европейского уровня, несмотря на то, что Румыния обладает возможностью обеспечить не менее 70% потребностей в  газе за счет собственных источников по щадящим внутренним тарифам.

 

В декабре 2009 года правительство  наполнило телеэфир жизнерадостными заявлениями о том, что «следующий год будет бескризисным». Однако разразился такой кризис, что румынам небо показалось с овчинку. И ситуация продолжает драматически ухудшаться.

 

За первый квартал ВВП  Румынии уменьшился на 2,4% по сравнению  с прошлым годом. На 1 марта число  безработных увеличилось на 284,5 тысячи человек и достигло 760 тысяч –  почти 18 процентов (!) от всех занятых  в экономике.

 

Самые серьезные увольнения зафиксированы в металлургии  и машиностроении – на улицу выкинуты 183,5 тысяч рабочих. В транспорте потеряли работу 20 тысяч человек, уволены 15 тысяч  преподавателей, 9 тысяч врачей и 22 тысячи функционеров в органах госуправления.

 

Галопирует инфляция, которая  в первом квартале выросла на 5% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Продолжают падать доходы госбюджета – даже по сравнению с «кризисным»  прошлым годом. Рост бюджетного дефицита не смогли остановить даже 20 миллиардов евро, которые Румыния взяла у  МВФ в 2010 году. Румыния прочно сидит  в долговой яме.

Кризис не так сильно повлиял  на экономическую ситуацию в Болгарии. И это длилось до Ноября 2008 года, когда правительство объявило, что  кризис затронул и их страну. Сокращения пока коснулись лишь некоторых предприятий  и в весьма ограниченном объеме.

 

Правительство представило  программу защиты рынка труда, которая  начнет действовать с Апреля 2009 года, в компаниях, на которые повлиял  финансовый и экономический кризис. Данная программа разработана для  финансовой поддержки компаний, которые, во время кризиса стараются не сокращать работников, а избежать сокращений путем уменьшения количества рабочих часов. По расчетам правительства, благодаря этой программе свои рабочие  места сохранят до 100.000 работников.


 

8. Участие стран в международном  движении трудовых ресурсов

 

Румыния

Болгария

 

Румыния сейчас – страна с переходной экономикой. Поэтому  уровень жизни населения невысок  по сравнению с другими странами Европы. Это приводит к тому, что  многим румынам приходится эмигрировать в другие страны на временный заработок  или навсегда. Первое место в списке стран, принимающих румын-эмигрантов, занимают страны Европы (Италия, Франция, Германия), где уровень заработной платы на порядок выше, чем на родине.

 

Высокие технологии постепенно перестают прельщать жителей  Западной Европы и Соединенных Штатов, но есть еще место, где технари  убеждены, что информационные магистрали вымощены золотом. Этот оазис – Румыния. По официальной статистике страны Европейского сообщества завербовали уже 80 тыс. румынских специалистов по информационным технологиям. Специальные визы предлагает посольство Германии в Бухаресте. С аналогичными предложениями намерены выступить Австрия, Британия и Нидерланды. Турция открыла в Румынии Высшую школу информационных технологий с обучением на турецком языке, а ОАЭ присматривают талантливых молодых румынских специалистов для участия в проекте Internet City в Дубае.

 

Что касается иммигрантов, то подавляющее их большинство приезжает  из бедных стран на временные заработки  и многие из них нелегально. Правительство  Румынии в течение последних  лет сталкивалось со сложными проявлениями проблемы незаконной международной  миграции. Румыния приняла законодательство с целью защиты страны от нарушения  ее границ и территориальной целостности. В 1992 году парламент принял закон, запрещающий  незаконные въезд в страну или выезд из страны, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех месяцев до двух лет.

 

С 27 января 2003 года в Румынии  вступает в силу новый режим въезда в страну иностранцев, который фактически вводит ее восточную границу в  границу зоны Шенгена. Теперь любой иностранный гражданин, пожелавший въехать на территорию Румынии, должен будет иметь при себе сумму, эквивалентную 100 евро, на каждый день пребывания в стране. Только при таком условии он получит краткосрочную визу, включая транзит по территории Румынии. Определенные льготы будут даваться иностранным предпринимателям, вложившим в экономику страны не менее 100 тыс. евро.

 

Такие меры, по мнению властей, помогут в борьбе с нелегальными иммигрантами и организованной преступностью. Это решение принято правительством в преддверии вступления Румынии в ЕС в 2007 году.

 

Чистая миграция населения  в Румынии была отрицательной  с начала 90-ых годов. В 2001 году объём  миграции рабочей силы составил около 215 тыс. человек, что на 19 тыс. больше, чем в 2000 году.

Болгарию можно по праву  отнести к странам с сезонной миграцией трудовых ресурсов. В данном отношении процессы происходящие в Болгарии, напоминают Турцию и Грецию. Это связанно прежде всего с сезонностью работ в Болгарии и высокой безработицей (12%). Как я уже отмечал, большую роль в экономике страны играет туризм (В 2005 году Болгарию с целью туризма посетило 3 531 567 иностранцев), продолжительность курортного сезона в Болгарии, 5 месяцев (С мая по сентябрь), в индустрии туризма в этот период занято до 36% населения страны, когда курортный сезон заканчивается, население связанное с туризмом мигрирует либо в Южные регионы Болгарии с целью трудоустройства в сельском хозяйстве либо в другую страну, наиболее вероятными из них являются Италия, Россия, Швейцария, причем на долю России приходится до 60% мигрантов, это связанно с тем, что Болгарам близок русский язык, традиции и обычаи, да и работу не связанную с умственным трудом или высокой квалификацией найти проще в России.


 

9. Анализ участия стран  в международных интеграционных  процессах.

 

Румыния

Болгария

 

Переходный процесс и  переориентация в сторону Западной Европы – два решающих вызова, с  которыми сталкивается Румыния, начиная  с 1989 года. Если в начале 90-х годов  переход от системы централизованного  планирования к рыночной экономике  был основной целью экономической  политики, то в конце XX века большое  значение приобрели требования более  тесной интеграции с западноевропейскими  странами.

 

При переходе от экономики  с централизованным планированием  к рыночному хозяйству выявляются три основные сферы реформирования – макроэкономическая стабилизация, реальная адаптация на микроэкономическом уровне, создание институциональных  рамок.

 

Макроэкономическая стабилизация – это стремление преодолеть ценовую  нестабильность, нестабильность обменного  курса и государственного бюджета, возникшую во многих переходных экономиках с началом реформ.

 

Реформы на уровне микроэкономики нацелены на то, чтобы создать жизнеспособные рынки через преобразование государственных  конгломератов в самостоятельные  юридические единицы (коммерциализация), приватизацию этих компаний, либерализацию  цен и открытие экономики для  международной торговли. В последующем  должны быть обеспечены возможности  для вступления компаний на рынок  и ухода с него.

 

Румыния, занимая географическое положение в Восточной Европе, не может не осознавать все преимущества возможного вступления в Европейский Союз. Румынские власти прилагают огромные усилия для интеграции своей страны в европейские и общемировые структуры. Экономическое сотрудничество с западными соседями Румыния осуществляет в рамках Европейской и Центрально-Европейской ассоциаций свободной торговли. Политическая интеграция проходит под знаком подготовки Румынии к вступлению в Европейский Союз и НАТО. Судя по всему, обе организации пока достаточно прохладно относятся к подобной перспективе. Внутри же страны прозападные настроения чрезвычайно сильны.

 

Однако какими бы высокими не будут темпы экономического роста  в ближайшие 5 лет, Румынии не удастся  догнать большинство стран ЕС по уровню ВВП на душу населения. Следовательно, вступление в ЕС повысит уровень  жизни населения Румынии, так  как ЕС проводит политику выравнивания социальных условий в Европе. В  Румынию увеличится поток дотаций  и субсидий, потому что страна будет  в течение некоторого времени  рассматриваться как неблагоприятный, отсталый район союза. В этом заключается  ещё один положительный момент для  Румынии.

В Болгарии сохранились предпосылки  для активизации на взаимовыгодной рыночной основе экономических связей со странами ЦВЕ (Чехия, Польша) и  СНГ, в первую очередь с Россией  и Украиной. Россия продолжает оставаться важным торговым партнером Болгарии. В пользу развития болгаро-российских связей действует такой фактор, как  существующая технологическая и  техническая совместимость значительной части их промышленности и транспорта. Перспективно продолжение сотрудничества в электронной, электротехнической ,легкой промышленности. 37,2% импорта поступает из стран ЕС, 36,2% - из стран Восточной Европы,  2,1% - из США, 0,8% - из Японии, 23,7 % - з других стран.  37,7% экспорта поступает в страны ЕС, 19,5%- в страны Восточной Европы,  3% - в США, 0,3 % - в Японию, 39,5% -в другие страны, в Италию-15,3%, Германию-9,7%, Турцию-9,3%,Греция-9,2%,Францию 5,4%.

 Болгария является  членом Всемирной торговой организации  (ВТО) , Международного банка реконструкции и развития (МБРР) , Международного валютного фонда (МВФ), Совета Европы (СЕ) , Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ,Североатлантического союза (НАТО) ,Организации Объединенных Наций (ООН), МОК и МФКК.


 

10. Процессы глобализации  мировой экономики и их проявления  в странах.

 

С 1 января 2007 года болгары  и румыны, как граждане стран Европейской  Экономической Зоны (ЕЭЗ), смогут свободно передвигаться и проживать в  любой стране-члене ЕС. Им не будет  требоваться разрешение на въезд  или на проживание в Великобритании. Они будут иметь право проживать в любой стране-члене ЕС в течение первых трех месяцев проживания, и смогут законно проживать в той стране и дальше, если они используют договорное право (т.е. право, предоставляемое договором о Европейском Союзе) в качестве студента, лица, работающего не по найму; или если они не работают и являются экономически самостоятельными. Однако, они не будут иметь права проживать в качестве работника.

 

Румыния

Болгария

 

Исследование Внешней  торговой политики Румынии в процессе европейской интеграции и экономической  интеграции способствует расширению степени  знания посвящении процесса европейской  интеграции, акцентировав целенаправленный характер интеграционных тенденций в Европе. Комплексное и системное обращение к внешней торговой политики Румынии в процессе интеграции после присоединения к Европейскому Союзу. Улучшение и адаптация внешней торговой политики к европейским стандартам путем внедрения внутренних и внешних мер по модернизации внешней торговой политики. Внедрение рекомендаций Европейского Союза по совершенствованию внешней торговой политики на уровне национальной, региональной и субрегиональной с целью европейской интеграции подле присоединения.

 

Теоретическое измерение  ставит в ценность концепт региональной интеграции, но и другие связующие  концепты, такие как европейская  интеграция, европейское строительство, позитивная интеграция, негативная интеграция, дифференцированная интеграция. Научные  демарши работы были акцентированы  во первых на интеграции Румынских торговой политики с торговой политики Европейского Союза и переговорами о торговой политики в многосторонней системе, региональной, и субрегиональной которая предопределяет более глубокий анализ проблем торговой интеграции новых государств членов в европейском пространстве. Также были идентифицированы коммерческие следствия расширения на Восток над странами не члены и над позицией Европейского Союза в торговых отношениях.

Двухмесячник „Foreign Policy" и фирма A.T. Kearney Inc. в своем годовом рейтинге глобализации оценили 62 высоко развитые страны и так называемые „формирующиеся рынки".

«Индекс глобализации» рассчитывается как сумма четырех показателей: экономической интеграции, личных контактов, информационных технологий и политической активности. Болгария заняла в этом списке 37 место.

 

Усиливающаяся глобализация мировой экономики, усложнение и  взаимопереплетение хозяйственных процессов вынуждают искать новые пути для отстаивания национальных государственных интересов на мировом 1 У ЕС есть собственная государственная символика — флаг и гимн. Флаг был утвержден в 1986 г. До этого институты ЕС имели собственные флаги. Сегодня флаг представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1. В его центре расположены по кругу 12 золотых звезд. Радиус звездного круга соответствует одной трети высоты флага. Все звезды — пятиконечные, их верхние лучи ориентированы строго вертикально. Впервые новый флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986 г. Тогда же прозвучал и государственный гимн ЕС - «Ода радости» Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии.

 

рьшке. Поэтому Болгария выбирает важное решение — стремится вступить в ЕС после краха другой «интеграционной группировки», социалистического лагеря. Только таким способом, по мнению нынепшей политической элиты страны, Болгария в современных условиях сможет получить необходимую финансовую поддержку и отстоять свои интересы на международной арене.

 

В 2007 г. Болгария была принята  в ЕС. Процессы глобализации в мировом  хозяйстве сопровождаются регионализацией  — хозяйственным сближением стран  на региональной основе, принимающим  форму экономической интеграции.


 

11. Анализ конкурентных  преимуществ национальных экономик  стран и положение стран в  международном рейтинге конкурентоспособности.

 

Румыния

Болгария

   

Для количественной оценки конкурентных преимуществ был выбран один из индексов Баласса. Информация используется для болгарских и мирового экспорта в период 1988-2005, сравнений, охватывающий 50 стран (ЕС-15 новых государств-членов и других стран Европы, Америки, Азии и Африки), падение между ведущими торговыми партнерами в последние годы и формирование 80-90% от объема нашей внешней торговли. Эти результаты усредняются для получения типичных средних, которые легче воспринимаются и сравнивать. Проанализированы 261 групп товаров, которые включают весь спектр продукции, экспортируемой из выбранных 50 стран мира. % от случаите българските изделия притежават конкурентни предимства. Результаты показывают, что 40% болгарских продукты имеют конкурентные преимущества.

Экономическая и политическая стабильность

Развитая сфера внешней  торговли

Минимальные инвестиционные риски

Поощрительные инвестиционные мероприятия

Конкурентная стоимость  рабочей силы и низкая стоимость  производства по сравнению с другими  европейскими странами

Удобное в стратегическом плане географическое положение

Широкий доступ к рынкам с более чем 560 000 000 потребителей

Сокращенный налог на корпорацию: от 19.5% в 2004 г. до 10% в 2005 г., и 10 % к 2007 г.

Повышенные нормы амортизации (до 50%) на инвестиции в новую технику, производственное оборудование и устройства; компьютеры, периферийные устройства и программное обеспечение

Отсутствие корпоративного налога в более чем 100 муниципалитетах  с высоким уровнем безработицы

Членство в НАТО и ЕС


 

12.Направления и перспективы  развития внешнеэкономических отношений  РБ и стран

 

Румыния

Болгария

 

Дипломатические отношения  между Республикой Беларусь и  Румынией установлены 14 февраля 1992 года.

 

В апреле 2003 года были проведены  вторые консультации между министерствами иностранных дел Республики Беларусь и Румынии. Состоялся обмен посланиями между заместителем Министра А.Ю.Михневичем и госсекретарем К.Дьяконеску, содержащими конкретные предложения по сотрудничеству. В сентябре 2003 года в рамках реализации этих предложений состоялась стажировка сотрудника департамента Европы МИД Беларуси в подразделениях МИД и других ведомств Румынии, занимающихся вопросами европейской интеграции.

 

21 октября 2008 года в  г.Бухаресте и 15 апреля 2010 года в г.Минске были проведены межмидовские консультации на уровне заместителей министров иностранных дел (с белорусской стороны – заместителя Министра В.И.Воронецкого, с румынской – государственного секретаря МИД Б.Мазуру).

 

3-5 декабря 2009 года состоялись  межмидовские консульские консультации и межмидовские консультации по договорно-правовой базе двусторонних отношений на уровне начальников соответствующих управлений.

 

Осуществлялись контакты между отраслевыми министерствами (МВД, МЧС, Минтранспорта и др.), торгово-промышленными палатами, субъектами хозяйствования.

 

В парламентах двух стран  созданы группы дружбы «Беларусь-Румыния» и «Румыния-Беларусь».

 

В апреле 2007 года состоялся  визит парламентской делегации  Румынии в Беларусь. В мае-июне 2009 года белорусские парламентские  делегации посещали г. Бухарест для участия в работе ПА ЦЕИ и ПА ОЧЭС.

 

Республика Беларусь и  Румынии взаимодействуют в рамках международных и региональных организаций, в том числе ООН. Румыния выступала  в качестве соавтора по ряду резолюций, вносимых белорусской стороной в  ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, по резолюции «Укрепление международного сотрудничества и координация усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы».

Связи между Беларусью  и Болгарией стали налаживаться в начале 1990-х годов. 26 марта 1992 года стороны установили дипломатические  отношения. В том же году в Минске начало функционировать посольство Болгарии. В 1993 году белорусское правительство  приняло решение об открытии консульства  в Софии. В 1994 году оно было преобразовано  в посольство. Во второй половине 1990-х годов интенсивность диалога на политическом уровне снизилась. Отказ политиков в Софии от развития отношений с официальными структурами в Минске был обусловлен ухудшением отношений Беларуси с ЕС, куда стремилась Болгария.

С 2003 года отношения сторон стали налаживаться: стали проводиться  консультации между внешнеполитическими  ведомствами двух стран. В 2008 году дипломаты  встречались дважды (в апреле и  октябре).

 

Несмотря на рост двустороннего  товарооборота в последние годы Болгарию пока нельзя отнести к важнейшим  торговым партнерам Беларуси. В первом полугодии 2008г. общая стоимость реализованных  в Болгарии белорусских товаров  составила $24,6 млн., а болгарских товаров, поставленных в Беларусь -- $19,2 млн.

 

Основу белорусского экспорта в Болгарию составляют шины, тракторы, грузовые автомобили, части и оборудование для автомобилей и тракторов, автомобили специального назначения, шины, жидкостные насосы. Из Болгарии Беларусь импортирует преимущественно лекарственные  средства и антибиотики, оборудование для обработки пищевых продуктов, изделия из пластмасс, электрические  аккумуляторы, виноградные вина.

 

Однако экономические  связи активно развиваются и  в течение ближайших 3-4 лет Беларусь и Болгария могут увеличить товарооборот до $400 млн. Наиболее перспективны двусторонние связи в области пищевой промышленности, энергетики, виноделия. Болгария заинтересована в увеличении поставок белорусской техники, обмене технологиями. Болгарские инвесторы готовы реализовать несколько проектов в области гостиничного и туристического бизнеса.

 

Для Белорусов Болгария является в первую очередь одной из наиболее популярных туристических дестинаций. В 2008 году Болгарию посетило 24 тысячи белорусских туристов.

 

Сегодня Болгария активно  развивает внешнеэкономические  связи. Большая часть товарообмена приходится на страны ЕС и СНГ. Членство в таких значимых международных  организациях как ЕС, НАТО, ВТО и  т.д. положительно влияет на политическое и экономическое интегрирование страны в международное сообщество. Хотя сегодня Болгарию нельзя отнести  к важнейшим торговым партнерам  Беларуси, страны активно развивают  как экономические, так и культурные связи.

Информация о работе Сравнительная характеристика Болгарии и Румынии