Средневековая экономическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:26, доклад

Краткое описание

Ученые считают, что Европа вошла в средневековую стадию натурально-хозяйственных отношений в V – XI вв., т. е. значительно позже, чем восточные государства, у которых подобные отношения зародились в III – VIII вв. В средние века экономика еще не существовала как самостоятельная наука, а являлась дополнением к предмету о правильном ведении домашнего (феодального) хозяйства. Поскольку при феодальном строе вся земля принадлежала феодалам, крестьяне создавали прибавочный продукт и не могли стать участниками экономических отношений. Тем самым тормозилось развитие экономических отношений и страны вообще.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 21.91 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Российский  Государственный Университет нефти  и газа имени Ивана Михайловича  Губкина

 

Факультет экономики  и управления

 

 

 

Доклад 

По теме: Экономическая мысль средневековья

Шифр:5

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ВЭН-11-3

Аветисян  Р.А

Преподаватель: Борейко А.А.

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»

О средних веках и развитии экономических учений в то время  известно намного больше, чем об экономической мысли в древние  века. В качестве примера можно  взять «Салическую правду».

Ученые считают, что Европа вошла в средневековую стадию натурально-хозяйственных отношений  в V – XI вв., т. е. значительно позже, чем  восточные государства, у которых  подобные отношения зародились в III – VIII вв. В средние века экономика  еще не существовала как самостоятельная  наука, а являлась дополнением к  предмету о правильном ведении домашнего (феодального) хозяйства. Поскольку при феодальном строе вся земля принадлежала феодалам, крестьяне создавали прибавочный продукт и не могли стать участниками экономических отношений. Тем самым тормозилось развитие экономических отношений и страны вообще.

Существовало множество  документов (таких, как «Салическая правда»), которые вбирали в себя крупицы знаний об экономике и не давали им выделиться в отдельную науку. «Салическая правда» («Салический закон») – сборник экономико-юридического права салических франков. В этом сборнике отражено развитие экономической мысли того времени. Этот документ показывает, как обстояли дела в основном в дофеодальном обществе после начала распада родового строя. «Салическая правда» была разделена на главы, каждая из которых описывала какую-либо сторону жизни крестьян во Франции. Как и во всем мире в это время, во Франции предпочтение отдавалось земледелию, хотя существовали и другие виды отраслей производства, например пчеловодство, садоводство, виноградарство, животноводство, рыболовство, охота. Также предпочтение отдавалось натуральному хозяйству. В «Салической правде» особое внимание уделяется простым крестьянам. В этом документе есть главы, которые посвящены воровству и наказанию за него.

Социально-экономические  взгляды Ибн-Халдуна

Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления» и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления – это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

  1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потребности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.
  2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.
  3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.
  4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошлины. Это касается и общества в целом.

Ибн-Халдун полагал, что стоимость товара зависит от того количества труда, которое на него затратили, и, конечно же, от важности товара для людей.

Ибн-Халдун дал нам понятие стоимости. Он также постарался объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн-Халдуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько величин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т. е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).

Деньги Ибн-Халдун представлял и как средство для накопления, и как средство обращения для покупки товаров. Также он полагал, что деньги обязательно должны быть из золота и серебра.

Труд Ибн-Халдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства.

Ибн-Халдун считал, что можно зарабатывать как при помощи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно создавать дефицит, т. е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т. е. излишний интерес к какому-то товару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Возможно, так зародилась реклама.

Учения Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, итальянский монах, экономический  мыслитель. Он оказал огромное влияние  на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной  почве. Фома Аквинский полагал, что  при рождении не все люди равны, поэтому  не все люди равны в обладании  собственностью. По словам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, поэтому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться. Также Фома Аквинский порицал  воровство и предлагал правителям очень жестоко за это наказывать. Идеальным он назвал государство, в  котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а народ, в свою очередь, ни в чем не перечит  государю, пока он стоит на стороне  церкви. Поэтому Фома Аквинский допускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.

Также как и философы до него, Фома Аквинский анализировал торговлю. Он сделал предположение, что  торговля может быть двух видов: дозволенной  и недозволенной. Дозволенная торговля – это когда торговец стремится получить небольшую прибыль, которая позволит существовать его семье, а также стремится помочь людям приобрести те товары, которые им необходимы и которые производятся в другом городе или стране. Недозволенная торговля – это когда для торговцев извлечение прибыли становится самоцелью, и они начинают придерживать товар, чтобы выиграть после повышения цены на него. Такую торговлю Аквинский очень осуждал. Деньги, по словам Фомы Аквинского, были изобретены для измерения ценности товаров. Деньги – тот самый товар, который может быть эквивалентен любому товару, что очень упрощает обмен. Фома Аквинский выдвинул мысль о том, что прибыль с товара должна быть тем выше, чем выше человек по рангу. У каждого свои расходы, а прибыль существует для того, чтобы их покрывать.

Фома Аквинский считал, что невозможно давать деньги под  проценты или сдавать дом в  аренду. Но под давлением своего времени он соглашался, что в договоре о займе можно сделать правильную оговорку, тогда получение процента будет звучать не как получение  прибыли, а как компенсация возможного ущерба для человека, одалживающего  деньги.

Социальная утопия Томаса Мора

Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель, политический и экономический  деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического  произведения «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произведения «Утопия» (1515 – 1516). Его сочинение  «Утопия» положило начало огромному  количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Возможно, название «Утопия» образовано от двух греческих  слов «нет» и «место», поэтому  говорит само за себя. Томас Мор  отрицал частную собственность  вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть  часов в день. В идеальном государстве  не должно быть денег. По этому поводу Т. Мор пишет: «Повсюду, где есть частная  собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство  управлялось справедливо или  счастливо. Разве что ты сочтешь  справедливым, когда все самое  лучшее достается плохим людям, или  посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они  живут отнюдь не благополучно, а  прочие же вовсе несчастны». В свободное  от работы время те, кто жил на острове Утопия, развивали свои таланты, занимаясь искусством и наукой. На одном виде производстве заняты родственники. Утописты стараются не воевать, а  лишь защищаться, но они способны помочь другому народу справиться с царем-тираном.

Религия у этих островитян может быть любой. Лечатся все  в одних и тех же больницах  и кушают вместе в общественных столовых. На острове нет армии и милиции, а существуют лишь надсмотрщики, которые  смотрят за соблюдением законов  острова.

Томаса Мора можно назвать  как практиком, так и теоретиком. Его стремительная политическая карьера и такой же провал говорят  о его идеалистическом настрое. Пока правительство более или  менее соответствовало его взглядам на жизнь, он был на высоте и в  почете. Как только он не захотел  подчиниться королю-тирану, был тут  же «сброшен» вниз (вплоть до ареста и пребывания в Тауэре) посредством  ложных обвинений и заговоров. Там  он оказался за то, что осознал, как  тяжело живется крестьянам и рабочим  на фоне праздной жизни при дворе  его величества. Он попытался изменить что-то в этом мире, и вот –  расплата за его доброту и понимание  остроты насущных проблем своего времени. Возможно, не все труды его  изучены так досконально, как  «Утопия», которая, можно сказать, является сердцем его произведений. Ничто  так не помогает понять будущее, как  скрупулезное изучение прошлого. Возможно, более полный анализ других его произведений позволит выдвинуть какие-то совершенно новые взгляды на понимание экономической  теории или совершенно идеального государства.

«Русская Правда»

О развитии экономического учения у наших предков мы знаем  не так много. Одним из наиболее известных  примеров является «Русская Правда».

«Русская Правда» – это сборник русских законов во времена феодального строя. Этот сборник основан на таких документах, как «Правда» Ярослава Мудрого, «Правда» Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, некоторые нормы из «Закона Русского» и т. д. Этот документ отражает развитие экономической жизни в России того времени, раскрывает нам нормы взаимоотношений крестьян относительно получения наследства или использования собственности. Здесь также говорится о возращении долгов и компенсации за их использование. В «Русской Правде» описывается, как и за что могут быть наказаны крестьяне. Особенно страшными могут быть наказания за воровство, вплоть до убийства человека, который решился на кражу.

«Русская Правда» –  это источник законов того времени, повествующий об экономическом развитии и юридическом праве в Древней  Руси. В ней также описывается, как вели торговые дела с другими  государствами наши дальние предки. В этом документе говорится, что  деньги – это не только золото и  серебро, а также меха. Мы можем  многое узнать о ценах или о  том, какие товары пользовались большим  спросом, по тому, как часто их привозили  заморские купцы. «Русская Правда»  повествует нам о том, что должника могли продать вместе со всем его  имуществом, погасив тем самым  долг. «Русская Правда» дает нам  понятие о том, как относились к взиманию процентов в те далекие  времена.

Если бы «Русская Правда»  не сохранилась, мы никогда бы не узнали столько о жизни наших соотечественников, нормах поведения, их обычаях и традициях, передававшихся ранее из уст в  уста, об их экономическом развитии и юридическом наследии.

 

 


Информация о работе Средневековая экономическая мысль