Структура рынка и роль государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:57, контрольная работа

Краткое описание

Работа состоит из двух частей введения и заключения. В первой части даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России,

Содержание

Введение………………………………………………………..стр. 3



1. Структура рынка и роль государства…………………………стр. 4





2. Предпосылки и становление рынка в России………………стр. 6





3. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики…………………………………………………..стр. 8







Заключение…………………………………………………...стр. 10





Список используемой литературы………………………….стр. 11

Вложенные файлы: 1 файл

переходная экономика.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 

Введение………………………………………………………..стр. 3 

  1. Структура рынка и роль государства…………………………стр. 4
 
 
  1. Предпосылки и становление рынка в России………………стр. 6
 
 
  1. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики…………………………………………………..стр. 8
 
 
 

Заключение…………………………………………………...стр. 10 
 

Список используемой литературы………………………….стр. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

Работа состоит  из двух частей введения и заключения. В первой части даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России, 

В сложных условиях переходного периода, когда в  стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью. 

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура рынка и роль государства.
 

Рынок – это  объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему  какие-либо покупки, А происходящие на рынках изменения интересуют и  затрагивают даже тех, кому практически  нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок. 

В длительной экономической  эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: нередкие, ограниченные ресурсы – неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительна и в сравнении с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и способностей может что-либо эффективно производить только в одной какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами наименований потребительских благ. 

Рынок можно классифицировать по критериям:

      • экономическому назначению объектов – рынок потребительских товаров и услуг, средств производства, промежуточных товаров, ноу-хау, сырья, труда, ценных бумаг, теневой и др.;

      • по географическому положению - местный, национальный, мировой;

      • по степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, свободный, смешанный;

      • по отраслям - нефтяной, автомобильный;

      • по характеру продаж - оптовый, розничный.

      Обособленные  экономические субъекты, имеющие частный мотив и интерес, принимают самостоятельно экономические решения. Координация их деятельности осуществляется через рыночный механизм, основу которого составляют цена и конкуренция.(1- стр. 69) 

Для решения  важнейших экономических проблем  – что, как и для кого производить – рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, формируемых государством. К ним относятся:

. законодательное  определение прав собственности;

. защита свободы  индивидуального выбора людьми  той или иной формы предпринимательской  деятельности, разрешенной законом;

. гарантия приоритетов  личных интересов и экономической  мотивации;

. использование  конкурентного механизма цен,  прибылей и убытков;

. ограничение монопольных тенденций в экономике. (3-стр.40) 

Также государство  может вмешиваться рыночную экономику в тех случаях, когда имеют место быть так называемые провалы рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного порядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т. п. 

Цены на товары и услуги устанавливает рынок. Движущей силой, как правило, выступает спрос. На рынке действует так называемый закон спроса, суть которого состоит в том, что объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может больше потребителей, при повышении цен – меньше.

(2 – стр. 112) 

Взаимосвязь цен  и спроса можно изобразить графически : 

 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предпосылки и становление  рынка в России.
 

Достигнутые в  СССР к 60 – 70-м годам достаточно высокие  уровни развития производительных сил  и жизни населения привели  к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости.

Производительные  силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание  качественных преобразований системы  «наука – техника – производство». Значительный отрыв интересов бюрократизированной части партийно-государственного аппарата от интересов основной массы населения, громоздкость системы управления, замедленность ее реакции на изменения общественных потребностей существенно снижали заинтересованность членов общества в высокопроизводительном труде, в использовании новейших достижений научно-технического прогресса. 

Объективно назревшая  задача отхода от единой административно- командной системы неизбежно  приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Решение этой «двуединой» задачи в ее общей постановке соответствует потребностям современного российского общества.

Однако разные интересы социальных групп и слоев  приводят к разному пониманию  рыночной системы хозяйствования и путей ее формирования. Поэтому столь важно определить такой характер рыночной системы хозяйствования и такие пути ее формирования, которые соответствовали бы интересам основной массы населения. Чтобы правильно подойти к решению этой задачи в ее экономическом и социальном аспектах, необходимо выявить ряд проблем философско-методологического плана. 

Основу современной  организации национального хозяйства  составляют два

«начала»: рынок  и государственное макроэкономическое регулирование.

Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. 
 

Приватизация  системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным  фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово- розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование.

(4-стр.4) 
 

По своим масштабам  и «старые» (приватизированные), и  «новые» организации оптовой  торговли несопоставимы с универсальными и специализированными организациями  материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий за собственный счет; возможности делать это за счет заемных средств были на первых этапах ограничены высоким ссудным процентом и нехваткой средств у коммерческих банков. 

Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия- производители стали выходить на него со значительной частью своей  продукции непосредственно.

Согласно официальной  статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции  большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.

Основная масса  сделок крупным оптом осуществляется предприятиями. Причем они реализуют  не только собственную продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары. 

В то же время  предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый  рынок, оказались в организационно-техническом  и финансовом плане не готовы к  условиям работы на этом рынке. Это  объясняется не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике

(по оценкам  экспертов, примерно 70% продаж), но  и суммарным представлением в  официальной статистике продаж  продукции предприятиями конечным  потребителям и мелким посредникам. (4-стр.5) 

Тенденцию продажи промышленных товаров можно проследить: происходит увеличение объема продаж и товарных сделок на оптовом ранке РФ в период с 1996 по 1997г.

Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет

«демпфирования» спроса и предложения, обычно осуществляемого крупными

организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также  динамику цен трудно прогнозировать. 

Спрос на таком  рынке формируется в значительной мере «случайными» партнерами, а это предполагает, что из всего, возможного спектра сделок на оптовом рынке преобладают сделки с наличным товаром деспот), для осуществления которых предприятия должны иметь резервы готовой продукции, то есть замораживать часть своих оборотных средств. В этих условиях предприятия берут на себя функции оптовой торгов, ли в части стабилизации рынков. 
 

  1. Положительные и отрицательные  стороны рыночной экономики.
 

отрицательные и положительные

стороны рыночной экономики основываются на противоречии «безграничность

потребностей - редкость ресурсов». Свойственное для  любого типа экономической

организации общества, это противоречие решается в условиях рыночной экономики

путем рыночного  распределения редких ресурсов между  теми отраслями, которые

производят продукцию востребованную потребителями, в ущерб тем отраслям,

которые производят продукцию не пользующуюся спросом.

Среди положительных  сторон рыночной экономики могут  быть выделены:

-     эффективное  распределение ресурсов;

-     свобода  выбора и действий потребителей и предпринимателей;

-     способность  к удовлетворению разнообразных  потребностей, повышению

качества товаров  и услуг;

-     гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся  условиям;

-     инициирование  и оптимальное использование  результатов научно-

технического  прогресса;

-     возможность  его успешного функционирования  при наличии весьма

ограниченной  информации.

Среди отрицательных  сторон рыночной экономики можно  выделить:

-     угасание  конкуренции;

Информация о работе Структура рынка и роль государства