Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:59, курсовая работа
Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретающего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики, что определяет актуальность исследования темы на современном этапе. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях.
Введение
Глава 1 Теоретические основы экономического кризиса.
1.1 Экономический цикл
1.2 Классификация экономических кризисов
1.3 Структурные кризисы: понятие и сущность
Глава 2 Анализ кризисов 90х-00х гг. в России.
2.1 Изменение структуры экономической системы. Кризис 90-х гг.
2.2 Кризис 2008 года.
Глава 3 Пути развития российской экономики.
3.1 Построение эффективной рыночной социальной модели.
3.2 Развитие массового конкурентного рынка.
3.3 Инновационно-промышленная политика
3.4 Развитие инфраструктуры
Заключение
Список нормативно – правовых актов и литературы
Сейчас у нас аномально занижены заработные платы. Например, на недавнем съезде транспортников России говорили о доле заработной платы в транспортных расходах. В России эта доля 20%, а в индустриальных и развивающихся странах - 50%. Тоже в сельском хозяйстве и в большинстве отраслей производства. Доля зарплаты в ВВП у нас около 30-35%, а должна быть 60-70%.
Зарплата основной части настолько занижена, что она давит на цены жизнеобеспечивающих товаров и услуг (хлеб, услуги ЖКХ, электричество, тепло и транспорт), которые народ в любом случае потребляет, чтобы жить, но не может компенсировать издержки на производство этих жизнеобеспечивающих товаров и услуг. Потому что давление заниженных зарплат на цены такое сильное, что цены на товары и услуги указанных отраслей стали ниже чем издержки. Ведь все производственники жалуются на недофинансирование, из-за чего как минимум не происходит в необходимой мере обновления основных фондов.
Таким образом, для того, чтобы спасти транспорт, сельское хозяйство, ЖКХ, энергетику, чтобы преодолеть заниженные тарифы и недофинансирование, нужно поднять долю оплаты труда в валовом внутреннем продукте. И сделать это можно только за счет сокращение сверхдоходов очень богатых, получаемых главным образом за счет экспорта природных ресурсов и присвоения природной ренты. Для этого не надо их разорять, но уровень доходов, выводятся из отечественной экономики или тратятся на роскошь, чрезмерен для нашей страны. Уровень этих доходов должен быть сокращен в три-четыре раза.
Избыток сверхдоходов, сосредоточенный в руках населения, должен быть передан в зарплату для того, чтобы компенсировать необходимое повышение цен на транспортные услуги, на продукты сельского хозяйства и энергетики, чтобы сбалансировать издержки производства, в том числе и на оплату труда в этих отраслях. Только так можно сбалансировать экономику и создать для экономического роста нашей страны.
3.3 Инновационно - промышленная политика
Промышленная политика -
это составная часть
2006 год можно с уверенностью
назвать годом начала
*Определить основные
направления промышленной
переработка сырья (нефти- и газохимия, глубокая лесопереработка);
наукоемкие отрасли и военно-промышленный комплекс, включая космическую, авиационную и судостроительную промышленность;
жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, имеющие не только важнейшее социальное значение, но и способные стать мощным локомотивом роста десятков смежных отраслей;
агропромышленный комплекс
(природно-климатические
развитие транзитного
потенциала между Европой и
Юго-Восточной Азией, которое
будет способствовать не
* Приступить к реализации
конкретных проектов в рамках
промышленной политики, используя
инструменты софинансирования
в качестве основной преференциальной
меры, по нашему мнению, следует использовать
инструменты амортизационной
полное или частичное освобождение от уплаты отдельных видов налогов для вновь создаваемых предприятий (налоговые каникулы и кредиты), введение гарантий от увеличения налогового бремени;
софинансирование государством через систему государственных финансовых институтов развития проектов по расширению существующих территориально- производственных комплексов и стимулированию развития региональных и локальных кластеров;
введение дополнительных
льгот по налогу на имущество на
вновь приобретаемое
3.4 Развитие инфраструктуры
В России профицитный бюджет, и если вести речь об его использование, то надо решить: может ли профицит бюджета использоваться не только на создание страхового фонда, но и на развитие экономики? Ясно, что в целях развития и может, и должен использоваться. Другой вопрос, что хочется эти средства использовать в первую очередь, скажем, на повышение зарплаты врачам, учителям и ученным. Но с этого начинать нельзя, потому что рост экономики должен опередить темпы прироста доходов, необходимо реальное развитие производства, а затем еже все остальное. При этом известны направления использование профицита бюджета, гарантировано работающие на экономический рост. Скажем, инфраструктурные проекты - это способ поддержки нормального бизнеса. Сам бизнес не может и не будет только за счет собственных ресурсов вкладывать деньги в крупные инфраструктурные объекты: дороги, порты, сети энергообеспечения. Но когда есть дороги и сети энергообеспечения, тогда появляется и благоприятный инвестиционный климат. Именно так.
Поэтому отдельным важным
направлением экономической политики
государства является развитие инфраструктуры.
Важным направлением является развитие
жилищно-коммунального
Вместе с тем, при реализации
программ развития инфраструктуры, особую
сложность представляют высокие
коррупционные риски и
Сегодня ситуация меняется, в правительстве приходит понимание необходимости инвестиций в инфраструктурную сферу, реализации масштабных инфраструктурных проектов. Главное, чтобы в результате оценки по современным методикам эти проекты были бы правильно выбраны, хорошо спланированы, их реализация дала бы толчок развитию инвестиций в экономику, а управление строилось на новых принципах и не привело бы к коррупции и нецелевому использованию средств.
Принципы развития инфраструктуры
по отдельным направлениям могут
носить различный характер, но основой
будущего развития всех видов инфраструктуры
является государственно-частное
Необходимо по всем направлениям выработать стратегические программы, сформировать организационную структуру и приступить к реализации конкретных проектов.
Заключение
Из курсовой работы можно сделать следующие выводы.
1. Итоги и показатели 2010 года убедительно показывают, что российская экономика развивается, в её структуре начинают происходить положительные качественные изменения:
происходит рост реальных располагаемых денежных доходов населения, который ведёт к нарастанию спроса со стороны домашних хозяйств;
увеличивается темп прироста инвестиций в основной капитал;
в первом квартале 2007 года, впервые
с 2003 года, наблюдались опережающие
темпы роста промышленного
2. Вместе с тем, кардинального перелома в структуре экономики не произошло, и в среднесрочной перспективе ситуация в России из-за наличия трёх основных системных проблем - зависимости экономики от доходов, получаемых от экспорта сырья, слабого развития конкурентного рынка и, как следствие, отсталости в социальной сфере - выглядит неустойчивой.
Высокие темпы экономического роста России по-прежнему основываются на трёх основных факторах, прямо или косвенно связанных с притоком нефтяных доходов.
Россия продолжает развиваться как страна сверхкрупного и, в основном, сырьевого капитала.
Действовавшие после кризиса 1998 года
факторы низкого курса рубля
и низких издержек производства, прежде
всего стоимости
3. Среди факторов, сдерживающих развитие перерабатывающего сектора, свободного конкурентного рынка, на первый план возвращаются проблемы экономического характера и, прежде всего:
высокий уровень налоговой нагрузки;
дефицит трудовых ресурсов;
недостаток доступного инвестиционного капитала.
Основной стратегией правительства
в 2006 году стало выстраивание политики
«умеренного роста», нашедшей отражение
в Среднесрочном прогнозе развития
экономики на 2008-2010 годы и принятом
Государственной думой
5. Потенциал роста, и
6. Для достижения этой задачи необходимо, с учётом характерных для России национальных особенностей, выбрать в качестве базовой модели развития российской экономики модель «социально ориентированного рынка».
Все возможности для этого у
России есть, нужно только приложить
усилия и правильно ими
1. Абрамова Е.А. Экономические
итоги развития российской
2.Абрамова Е.И., Д.Р. Белоусов, К.В. Михайленко Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 1.
3. Албегова И.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. - Москва: 1998.
2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку – Москва: 1998.
3. Бабашкина А. М.
4. Виноградов В. В. Экономика России: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 2001.
5. Гринберг Р. Становление отечественной рыночной экономики и проблема долгосрочного планирования . — М: 2005
6. Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Экономические записки. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008
7. Коленникова О. А. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002.
8. Ковнир В.Н. История экономики России: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. «Экономика» и др. эконом. спец. - Москва: Логос, 2005.
9. Кодин, М. К криминальному капитализму имени Горбачева - Наш современник. - 2005. - № 12.
10. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. //Вопросы экономики.: 2009 .
11. Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления. - «Экономист».: 2009.
12. Локтева Ж.В. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса. - Москва.: 2009.
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000.
14. Морозов.В. Анатомия кризиса - политика отсроченной инфляции. М.: 1998.
15. Современные макроэкономические проблемы России : учеб. пособие для бак. и маг. / ред. С.С. Носова. - Москва: КноРус, 2010.
16. Стиглиц Д. Разрушение России // The Guardian, 9 апреля 2003 (перевод inosmi.ru)
17. Суэтин Л. О причинах современного финансового кризиса. //Вопросы экономики 2009.
18. С.Г. Кара-Мурза. Белая книга. Экономические реформы в России 1991—2001 , «Алгоритм-Книга». – Москва 2005.
19. Фетисов Г. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы //Вопросы экономики 2009. №4
20. Экономика. Учебник./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Экономист, 2005.
21. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА-М, 2000.
22. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002 / под ред. Е. Т. Гайдара. — М.:
23. Материалы из Википедии — интернет энциклопедии/ Wikipedia.ru.
Список использованной литературы
1. Алыкпашев Ж.Т. Журнал “Вестник”. Серия экономическая. №3(31). 2003 г.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. В. Морозов. Анатомия кризиса - политика отсроченной инфляции // Вопросы экономики, 1998. - №9. - С. 26-40.
4. Виноградов В. В. Экономика России: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 2001.
5. Кудрин А. Мировой
финансовый кризис и его
6. Кушлин В. Факторы
экономического кризиса и
10. Локтева Ж.В. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса. //Справочник экономиста. 2009. №3. С.54-61.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000.