Структурный кризис и возрождение новейшей российской экономики (конец 80-х – начало XXI века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретающего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики, что определяет актуальность исследования темы на современном этапе. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы экономического кризиса.
1.1 Экономический цикл
1.2 Классификация экономических кризисов
1.3 Структурные кризисы: понятие и сущность
Глава 2 Анализ кризисов 90х-00х гг. в России.
2.1 Изменение структуры экономической системы. Кризис 90-х гг.
2.2 Кризис 2008 года.
Глава 3 Пути развития российской экономики.
3.1 Построение эффективной рыночной социальной модели.
3.2 Развитие массового конкурентного рынка.
3.3 Инновационно-промышленная политика
3.4 Развитие инфраструктуры
Заключение
Список нормативно – правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 76.18 Кб (Скачать файл)

Сейчас у нас аномально  занижены заработные платы. Например, на недавнем съезде транспортников России говорили о доле заработной платы  в транспортных расходах. В России эта доля 20%, а в индустриальных и развивающихся странах - 50%. Тоже в сельском хозяйстве и в большинстве  отраслей производства. Доля зарплаты в ВВП у нас около 30-35%, а должна быть 60-70%.

Зарплата основной части  настолько занижена, что она давит  на цены жизнеобеспечивающих товаров  и услуг (хлеб, услуги ЖКХ, электричество, тепло и транспорт), которые народ  в любом случае потребляет, чтобы  жить, но не может компенсировать издержки на производство этих жизнеобеспечивающих  товаров и услуг. Потому что давление заниженных зарплат на цены такое  сильное, что цены на товары и услуги указанных отраслей стали ниже чем  издержки. Ведь все производственники  жалуются на недофинансирование, из-за чего как минимум не происходит в  необходимой мере обновления основных фондов.

Таким образом, для того, чтобы спасти транспорт, сельское хозяйство, ЖКХ, энергетику, чтобы преодолеть заниженные тарифы и недофинансирование, нужно  поднять долю оплаты труда в валовом  внутреннем продукте. И сделать это  можно только за счет сокращение сверхдоходов очень богатых, получаемых главным  образом за счет экспорта природных  ресурсов и присвоения природной  ренты. Для этого не надо их разорять, но уровень доходов, выводятся из отечественной экономики или  тратятся на роскошь, чрезмерен для  нашей страны. Уровень этих доходов  должен быть сокращен в три-четыре раза.

Избыток сверхдоходов, сосредоточенный в руках населения, должен быть передан в зарплату для того, чтобы компенсировать необходимое повышение цен на транспортные услуги, на продукты сельского хозяйства и энергетики, чтобы сбалансировать издержки производства, в том числе и на оплату труда в этих отраслях. Только так можно сбалансировать экономику и создать для экономического роста нашей страны.

3.3 Инновационно - промышленная политика

Промышленная политика - это составная часть государственной  экономической политики, направленная на стимулирование развития отраслей, регионов и проектов, способных оказать  кумулятивное воздействие на другие секторы экономики и вести  к росту предложения отечественных  товаров и услуг, диверсификации экономики и быстрой модернизации основных фондов, решению социальных проблем. Таким образом, это политика, направленная на капитализацию сравнительных  конкурентных преимуществ российской экономики.

2006 год можно с уверенностью  назвать годом начала реализации  промышленной политики у нас  в стране, но для придания ей  системного характера прежде  всего необходимо:

*Определить основные  направления промышленной политики. Большинство предварительных оценок  свидетельствует о том, что  на настоящем этапе «точки  роста» в российской экономике  следует, в первую очередь,  искать на следующих направлениях:

переработка сырья (нефти- и  газохимия, глубокая лесопереработка);

наукоемкие отрасли и  военно-промышленный комплекс, включая  космическую, авиационную и судостроительную промышленность;

жилищное строительство  и жилищно-коммунальное хозяйство, имеющие не только важнейшее социальное значение, но и способные стать  мощным локомотивом роста десятков смежных отраслей;

агропромышленный комплекс (природно-климатические ресурсы  России создают предпосылки для  того, чтобы Россия могла стать  мировым лидером в сфере производства зерновых и продукции животноводства);

 развитие транзитного  потенциала между Европой и  Юго-Восточной Азией, которое  будет способствовать не только  получению дополнительных доходов, но и ускоренному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

* Приступить к реализации  конкретных проектов в рамках  промышленной политики, используя  инструменты софинансирования государством  инвестиционных проектов через  систему государственных финансовых  институтов развития, использование  механизмов государственно-частного  партнёрства на основе Федерального  закона №115-ФЗ «О концессионных  соглашениях», создание новых территориально-производственных  комплексов, развитие региональных  и локальных промышленных кластеров,  предоставление преференций субъектам  промышленной политики, например:

в качестве основной преференциальной меры, по нашему мнению, следует использовать инструменты амортизационной политики, введение поощряющей ставки амортизации  до 150% от стоимости вновь приобретенного оборудования с применением ускоренной амортизации с коэффициентом  до 3;

полное или частичное  освобождение от уплаты отдельных видов  налогов для вновь создаваемых  предприятий (налоговые каникулы и  кредиты), введение гарантий от увеличения налогового бремени;

софинансирование государством через систему государственных  финансовых институтов развития проектов по расширению существующих территориально- производственных комплексов и стимулированию развития региональных и локальных  кластеров;

введение дополнительных льгот по налогу на имущество на вновь приобретаемое оборудование.

3.4 Развитие инфраструктуры

В России профицитный бюджет, и если вести речь об его использование, то надо решить: может ли профицит бюджета  использоваться не только на создание страхового фонда, но и на развитие экономики? Ясно, что в целях развития и может, и должен использоваться. Другой вопрос, что хочется эти  средства использовать в первую очередь, скажем, на повышение зарплаты врачам, учителям и ученным. Но с этого начинать нельзя, потому что рост экономики должен опередить темпы прироста доходов, необходимо реальное развитие производства, а затем еже все остальное. При этом известны направления использование профицита бюджета, гарантировано работающие на экономический рост. Скажем, инфраструктурные проекты - это способ поддержки нормального бизнеса. Сам бизнес не может и не будет только за счет собственных ресурсов вкладывать деньги в крупные инфраструктурные объекты: дороги, порты, сети энергообеспечения. Но когда есть дороги и сети энергообеспечения, тогда появляется и благоприятный инвестиционный климат. Именно так.

Поэтому отдельным важным направлением экономической политики государства является развитие инфраструктуры. Важным направлением является развитие жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая сегодняшнее его состояние, отсталость основных фондов именно развитие коммунальной инфраструктуры будет иметь особо  важный социальный эффект и существенное экономическое значение.

Вместе с тем, при реализации программ развития инфраструктуры, особую сложность представляют высокие  коррупционные риски и неэффективность  сложившейся системы управления этими проектами. К тому же, в результате жёсткой бюджетной политики, правительство  в последние годы резко недофинансировало  это направление. Всё это привело  к ситуации, когда по всем направлениям, кроме систем связи и развития железных дорог, сложилась кризисная  или предкризисная ситуация.

Сегодня ситуация меняется, в правительстве приходит понимание  необходимости инвестиций в инфраструктурную сферу, реализации масштабных инфраструктурных проектов. Главное, чтобы в результате оценки по современным методикам  эти проекты были бы правильно  выбраны, хорошо спланированы, их реализация дала бы толчок развитию инвестиций в  экономику, а управление строилось  на новых принципах и не привело  бы к коррупции и нецелевому использованию  средств.

Принципы развития инфраструктуры по отдельным направлениям могут  носить различный характер, но основой  будущего развития всех видов инфраструктуры является государственно-частное партнёрство. В нашей стране уже принят закон  «О концессионных соглашениях», который  является нормативной законодательной  базой такого партнерства.

Необходимо по всем направлениям выработать стратегические программы, сформировать организационную структуру  и приступить к реализации конкретных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из курсовой работы можно сделать  следующие выводы.

1. Итоги и показатели 2010 года убедительно показывают, что российская экономика развивается, в её структуре начинают происходить положительные качественные изменения:

происходит рост реальных располагаемых  денежных доходов населения, который  ведёт к нарастанию спроса со стороны  домашних хозяйств;

увеличивается темп прироста инвестиций в основной капитал;

в первом квартале 2007 года, впервые  с 2003 года, наблюдались опережающие  темпы роста промышленного производства по сравнению с темпами роста  ВВП.

2. Вместе с тем, кардинального  перелома в структуре экономики не произошло, и в среднесрочной перспективе ситуация в России из-за наличия трёх основных системных проблем - зависимости экономики от доходов, получаемых от экспорта сырья, слабого развития конкурентного рынка и, как следствие, отсталости в социальной сфере - выглядит неустойчивой.

Высокие темпы экономического роста  России по-прежнему основываются на трёх основных факторах, прямо или косвенно связанных с притоком нефтяных доходов.

Россия продолжает развиваться  как страна сверхкрупного и, в  основном, сырьевого капитала.

Действовавшие после кризиса 1998 года факторы низкого курса рубля  и низких издержек производства, прежде всего стоимости энергоносителей  и стоимости труда, в основном перестали влиять на развитие экономики.

3. Среди факторов, сдерживающих  развитие перерабатывающего сектора, свободного конкурентного рынка, на первый план возвращаются проблемы экономического характера и, прежде всего:

высокий уровень налоговой нагрузки;

дефицит трудовых ресурсов;

недостаток доступного инвестиционного  капитала.

Основной стратегией правительства  в 2006 году стало выстраивание политики «умеренного роста», нашедшей отражение  в Среднесрочном прогнозе развития экономики на 2008-2010 годы и принятом Государственной думой Трёхлетнем бюджете. Такая политика стала результатом  компромисса между двумя точками зрения о путях дальнейшего развития экономики России: между сторонниками продолжения проводимой в прошлом политики приоритета макроэкономической стабилизации и приверженцами идеи стимулирования динамичного экономического роста.

5. Потенциал роста, и значительно  больший, чем считает экономический  блок правительства, состоит в  переориентации значительной части внутреннего потребительского и промышленного спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора, снятии барьеров на пути развития несырьевого бизнеса, который может эффективно расти только на основе массового конкурентного рынка.

6. Для достижения этой задачи  необходимо, с учётом характерных для России национальных особенностей, выбрать в качестве базовой модели развития российской экономики модель «социально ориентированного рынка».

Все возможности для этого у  России есть, нужно только приложить  усилия и правильно ими воспользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Абрамова Е.А. Экономические  итоги развития российской экономики  в 2006 г. и прогноз на 2008-2010 гг. /

2.Абрамова Е.И., Д.Р. Белоусов, К.В. Михайленко Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 1.

3. Албегова И.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. - Москва: 1998.

2. Аукуционек С.П. Теория  перехода к рынку – Москва: 1998.

3. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М: 2005

4. Виноградов В. В. Экономика России: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 2001.

5. Гринберг Р. Становление отечественной рыночной экономики и проблема долгосрочного планирования . — М: 2005

6. Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Экономические записки. — М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008

7. Коленникова О. А. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. Москва, РИЦ ИСЭПН, 2002.

8. Ковнир В.Н. История экономики России: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. «Экономика» и др. эконом. спец. - Москва: Логос, 2005.

9. Кодин, М. К криминальному капитализму имени Горбачева - Наш современник. - 2005. - № 12.

10. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. //Вопросы экономики.: 2009 .

11. Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления. - «Экономист».: 2009.

12. Локтева Ж.В. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса. - Москва.: 2009.

13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

14. Морозов.В. Анатомия кризиса - политика отсроченной инфляции. М.: 1998.

15. Современные макроэкономические проблемы России : учеб. пособие для бак. и маг. / ред. С.С. Носова. - Москва: КноРус, 2010.

16. Стиглиц Д. Разрушение России  // The Guardian, 9 апреля 2003 (перевод inosmi.ru)

17. Суэтин Л. О причинах современного финансового кризиса. //Вопросы экономики 2009.

18. С.Г. Кара-Мурза. Белая книга. Экономические реформы в России 1991—2001 , «Алгоритм-Книга». – Москва 2005.

19. Фетисов Г. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы //Вопросы экономики 2009. №4

20. Экономика. Учебник./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Экономист, 2005.

21. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА-М, 2000.

22. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002 / под ред. Е. Т. Гайдара. — М.: 

23. Материалы из Википедии — интернет  энциклопедии/ Wikipedia.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алыкпашев Ж.Т. Журнал “Вестник”. Серия экономическая. №3(31). 2003 г.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3. В. Морозов. Анатомия  кризиса - политика отсроченной  инфляции // Вопросы экономики, 1998. - №9. - С. 26-40.

4. Виноградов В. В. Экономика  России: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 2001.

5. Кудрин А. Мировой  финансовый кризис и его влияние  на Россию. //Вопросы экономики  2009 . №3 С. 123-147.

6. Кушлин В. Факторы  экономического кризиса и базис  его преодоления. //Экономист» 2009. №3. С. 24-43.

10. Локтева Ж.В. Особенности  развития экономики России в  период общемирового кризиса. //Справочник  экономиста. 2009. №3. С.54-61.

12. Райзберг Б.А., Лозовский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный  экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Информация о работе Структурный кризис и возрождение новейшей российской экономики (конец 80-х – начало XXI века)