Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:22, контрольная работа
На грани XIX и XX в. зародилось новое направление, получившее название «институционализм». Название происходит от латинских слов «институт» или «институция», означающих определенный обычай, порядок, принятый в обществе и устанавливающий границы и формы взаимодействия людей.
Введение….....................………………………………………………………….…...3
Сущность институционализма…….................…………………………………3
Течения институциональной теории…………................……………..……….9
2.1. Социально-психологический институционализм …………....…………..9
2.2. Социально-правовой институционализм ………………………....……..15
2.3. Конъюнктурно-статистический институционализм ………………........16
Заключение ………………………………………………………...........14
Список литературы ……………………………………………….15
Итак, эволюция общественной структуры — это, говоря словам Т. Веблена, “процесс естественного отбора институтов” в “борьбе за существование”18.
Немарксистская позиция Т. Веблена наиболее очевидна в его концепции реформ. Так, критикуя “паразитический” образ жизни занятых только финансовой деятельностью рантье — владельцев особой (абсентеистской) формы частной собственности, а также осуждая подчинение сферы “индустрии” миром “бизнеса”, стремящегося в лице финансистов и крупных предпринимателей лишь “к возможно большей прибыли”, он ратовал не за революционное устранение “классового антагонизма” и победу “диктатуры пролетариата”, а за дальнейшую эволюцию общества, сопровождаемую реформированием19.
Сценарий реформ Т. Веблена состоит в неуклонном ускорении научно-технического прогресса и возрастании роли инженерно-технической интеллигенции. По его убеждению, интеллигенция, рабочие, техники и другие участники производства представляют сферу “индустрии” и преследуют цель оптимизации и повышения эффективности процесса производства. Они предопределяют растущую зависимость “бизнеса” от “индустриальной системы”, неотвратимость “паралича старого порядка” и перехода власти к представителям инженерно-технической интеллигенции.
В результате реформ Т. Веблен
предвидел установление “нового
порядка”, при котором руководство
промышленным производством страны
будет передано специальному “совету
техников”, и “индустриальная система”
перестанет служить интересам “
Джон Р. Коммонс (1862-1945), исследуя такие коллективные институты, как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство, правовые отношения и другие, приоритетное внимание уделял юридико-правовым институтам, стал лидером юридического течения институционализма. При этом он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также, говоря его словами, стремления “сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения”.
Правовой аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения “коллективных институтов”. А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.
Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс противопоставлял положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных “коллективных институтов”. Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики.
Эволюция капитализма
свободной конкуренции в
Как известно из истории экономики, юридические (правовые) аспекты “коллективных действий” Дж. Коммонса, равно как антимонопольные реформаторские идеи в трудах Т. Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг., в период так называемого “нового курса” президента США Ф. Рузвельта.
2.3. Конъюнктурно-статистический институционализм
Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) —ученик и последователь Т. Веблена. Из уважения к заслугам и памяти своего учителя У. Митчелл подготовил посмертный сборник “Учение Веблена”, включив в него избранные извлечения из его книг и статей.
У. Митчелл в своей основной публикации “Лекции о типах экономической теории” (1935) исходил прежде всего из идей Т. Веблена. Следуя им, он настаивал на взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности с проблемами социологии, культуры и другими, обусловливающими психологию, поведение мотивы деятельности людей в обществе.
Тем не менее в экономической литературе этого ученого воспринимают нередко как представителя концепции “измерения без теории” (после появления одноименной статьи Т Коопманса, посвященной критике научных исследований У. Митчелла и его последователей), или, как выразился В. Леонтьев, “основного антитеоретического направления американской экономической мысли”
Личный вклад У. Митчелла в институциональную теорию состоит, во-первых, в выявлении влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и др.) так называемых неэкономических факторов (в том числе психологических, поведенческих и прочих) посредством конкурентного изучения цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки. И во-вторых, в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.
Особую известность в США У. Митчеллу принесло признание его основателем Национального бюро экономических исследований и одним из первых исследователей циклических явлений в экономике. Он считал возможным и необходимым государственное воздействие на экономику в области денежных, финансовых и кредитных факторов во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа.
Представители эмпирико-прогностического течения институционализма еще в 20-е гг. в своем “конъюнктурном барометре” в Гарварде публиковали по итогам “анализа динамических рядов” первые прогнозы экономического роста путем построения кривых” представляющих средние индексы ряда показателей национального хозяйства. Лежащие в основе новой отрасли экономической науки — эконометрики — математика и статистика, позволявшие У. Митчеллу и его коллегам рассчитывать длительность “малых” и “больших” циклов, нацеливали на попытки конституировать модели бескризисного (нециклического) развития экономики, предсказывать отклонения в динамике показателей, предотвращать их спад. Средством смягчения циклических колебаний и достижения благоприятной экономической конъюнктуры должно, по мнению У. Митчелла, явиться создание специального государственного планирующего органа. Планирование при этом предполагалось не директивное, а рекомендательное, основанное на научном прогнозировании реальных и достижимых конечных целей.
Неквалифицированный прогноз “Гарвардского барометра” накануне экономического кризиса 1929—1933 гг., предвещавший “процветание экономики”, показал несовершенство методологической базы исследований тех лет, но убедительно продемонстрировал правильность главного положения институционалистов 20—30-х гг. о необходимости социального контроля над экономикой.
Заключение
Экономическое и историческое значение институционализма поистине велико. Э. Жамс, например, видел его в том, что представители этого направления дали описание новых условии развития капиталистической экономики, связанных с переходом к монополистическому капитализму. “При отсутствии перманентных теоретических законов,— писал он, имея в виду отрицание институ-ционалистами закономерного характера экономических процессов,— вклад институционализма состоял в весьма углубленном описании экономических условий и конфликтов интересов современности. Институционализм показал, как мало наша экономика, не будучи абсолютно монополистической, соответствует классической картине свободной конкуренции” Появление институционализма вызвало существенный сдвиг в буржуазной политической экономии — от описания и апологии преимущественно исторического прошлого капитализма (характерных для исторической школы) и оторванных от реальной жизни схоластических абстракций маржинализма к описанию и классификации действительно существующих экономических явлений капитализма.
Таким образом, институционализм является одним из теоретических предшественников возникшей в 30-е гг. кейнсианской и неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, основной идеей которой является вмешательство государства в экономику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984
факты и политика. М.: Политиздат, 1990
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 32
// THESIS. 1994. Т. II. Вып. 4
8. Хаиек Ф. А. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992
1
* Веблен Т. Теория праздного класса, С.
204.
2
* Жамс Э. История экономической мысли
XX века, С. 90.
3
* Леоньтьев В. В. Экономические эссе. С.
71
4
* Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.
С. 657
5
* Хаиек Ф. А. фон. Дорога к рабству. С. 147
6
* Веблен Т. Теория праздного класса. С.
202.
7
* Жамс Э. История экономической мысли XX века. С. 92.
8
* Веблен Т. Теория праздного класса. С.
202.
9
* Веблен Т. Теория праздного класса. С.
201-202.
10
* Веблен Т. Теория праздного класса, с.
200.
11
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. т. 32,
с. 571.
12
* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 349.
13
* Веблен Т. Теория праздного класса, с.
216.
14 Там же, с. 214.
14
15
* Там же, С. 215.
16
* Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе,
С. 588
17
* Веблен Т. Теория праздного класса, с.
216.
18
* Самуэльсон П. Принцип максимизации
в экономическом анализе, С. 184
19
* Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе,
С. 278