Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:44, реферат
Самообучающаяся организация - это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты.
Самообучающаяся организация появляется там, где человеческие ресурсы и талант становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестиций. Обычно это происходит в тех случаях, когда гибкость становится ключевым словом. И тогда управление изменениями становится важнейшей целью управления и менеджмента.
Наша страна
вот уже почти полтора десятка лет стоит
на пути демократического развития. Глобальные
перемены произошли в политической и экономической
жизни России. Рыночные механизмы стали
одним из принципов взаимодействия субъектов
экономики. Став частью мировой экономики,
Российская Федерация вовлекла себя в
непрерывный и
стремительный процесс
развития рыночных отношений. Это обстоятельство
заставило новых собственников предприятий
различного уровня менять и совершенствовать
свою деятельность, уделять больше внимание
науке управления. Организации, неспособные
быстро приспосабливаться к изменяющимся
условиям внешней среды, неизбежно терпели
поражения, одновременно с этим успешные
компании воспитали целое поколение управленцев,
быстро перенявших опыт у зарубежных специалистов.
За прошедшие годы
российские компании научились успешно
решать различные задачи посредством
инструментов и методов науки управления.
Однако это далеко не конечная стадия
развития, для успешного выхода на мировые
рынки требуются новые изменения и учения.
В последнее время в зарубежном менеджменте
появилось модное
понятие «самообучающиеся
организации». Принцип самообучения организации
основывается на создании системы и внедрения
системного мышления у членов подобной
организации. В основе идеи самообучающейся
организации лежит подход, что каждая
компания или организация в состоянии
учиться. Под обучением понимается не
обязательные курсы повышения квалификации,
а постоянное совершенствование, как каждого
члена организации, так и всей организации,
как единого организма. Компании, которые
в будущем добьются превосходства, будут
самообучающимися. Это компании, где люди
постоянно расширяют свои способности
добиваться поставленных целей, где внедряется
системный подход, где коллектив сам искренне
стремится к самосовершенствованию, и
где проповедуется групповое обучение.
1.Сущность
и определение самообучающихся организаций
П. М. Сенге выдвинул
идею Самообучающейся организации (Lerning
Organization), которая основана на предложении,
что компании подвергаются быстрым изменениям,
и их руководители должны быть готовыми
к неожиданностям. Для этого в компаниях
должно проходить непрерывное обучение,
которое является необходимым условием
эффективности.
Существует много
определений понятия самообучающаяся
организация. Наиболее распространенным
и более точным является следующее определение:
Самообучающаяся
организация -
это организация, которая создает, приобретает,
передает и сохраняет знания. Она способна
успешно изменять формы своего поведения,
отражающие новые знания или проекты.
Самообучающаяся организация
появляется там, где человеческие ресурсы
и талант становятся наиболее важным фактором
производительности и целью инвестиций.
Обычно это происходит в тех случаях, когда
гибкость становится ключевым словом.
И тогда управление изменениями становится
важнейшей целью управления и менеджмента.
Есть основания
выделить три главных фактора, влияющих
на определения и формулировки самообучающейся
организации. Одним из особенно важных
представляется взгляд на организации
как на открытые системы. Они подчеркивают
значение, которое придается фокусированию
на людях в организациях, а также необходимости
системного мышления. Вторым ключевым
фактором была теория, касающаяся “двойной
петли”, разработанная Бейтсоном. Он настаивал
на разграничении между обучением в пределах
заданной структуры связей (обучение по
типу одиночной петли) и обучением, которое
ставит под вопрос, подвергает сомнению
и изменяет саму структуру связей (обучение
по типу двойной петли). Этот комплекс
идей также подчеркивает важность обучения
обучению. Третьим фактором является комплекс
идей, предполагающих связи между управлением
людскими ресурсами, стратегическим управлением
и успехом организации. Этим предполагается,
что развитие и использование основных
умений через индивидуальное и организационное
обучение являются ключевыми факторами
в достижении конкурентного преимущества.
Существуют четыре
основных признака самообучающейся организации.
Первым признаком
является обязательное наличие в организации
сотрудников, которые обязаны и способны
управлять своим собственным развитием.
Вряд ли можно отнести это ко всем членам
организации. Но столь же нелегко определить,
сколько (или какой процент) членов организации
должны обнаруживать подобные качества.
Достаточно сказать, что эта особенность
должна присутствовать. Вторым признаком
является существование приемов и методов,
которые побуждают и подкрепляют взаимное
обучение. Это относится к стимулированию
и созданию условий для обучения групп
и команд. Однако для построения обучающейся
организации мало индивидуального и группового,
или командного, обучения. Кроме этого
необходимы методы и приемы, которые способствуют
более широкому распространению обучения
в организации. Это и есть третий признак.
Ни один из этих признаков не будет ни
возможным, ни достаточным без соответствующей
организационной культуры. Это приводит
к последнему общему признаку: культурному
и управленческому стилю, которому свойственны
экспериментирование, риск, увлеченность
работой и независимость сотрудников
всех уровней. Организация, которая порождает
зависимость, контроль и конформизм, не
будет укладываться в концепцию обучающейся
организации. Поэтому последний признак
— соответствующая организационная культура
— является, может быть, самым важным.
2.Особенности самообучающейся
организации по сравнению с традиционной.
Основные общефирменные ценности- прибыльность, эффективность, мастерство, организационное развитие, командная стратегия,
Работающая
группа- план достижения уровня эффективности,
синергическая команда, план обучения,
персонал, люди, которые знают и умеют,
люди которые учат.
Формирование
навыков- адаптационное обучение, обучение
творчеству и навыкам самообучения.
Система измерений
(как оценивается успех)- успешность оценивается
по финансовым отчетам, успешность оценивается
по сбалансированной таблице баллов, очков,
числовых показателей ( в –том числе и
финансовых)
Стиль управления-
ставит цели, контролирует, оценивает
выполнение, корректирует, поддерживает
(сохраняет) власть. Уполномочивает, наделяют
властью для решения проблем, развивает
общее видение, обеспечивает ресурсами,
распределяет ответственность, лидер
–является катализатором: содействует
генерации идей и их реализации.
1. Самообучающаяся
организация берет на себя обязательство
создать все условия для индивидуального,
командного и организационного обучения
в интересах достижения целей и реализации
своей миссии. Она:
- обязывается развивать
обучение внутри организации;
- гарантирует, что
все работники на всех уровнях полностью
ознакомлены и вовлечены в процесс развития
ее миссии и целей;
- гарантирует, что
все работники на всех уровнях принимают
участие в совместном решении проблем
индивидуального и коллективного роста;
- обязуется всесторонне
поощрять и поддерживать индивидуальный
и коллективный рост, развитие ответственности,
творчество и компетентности.
2. Самообучающаяся
организация развивает обмен
информацией и коллективное
- организует работу
в группах из представителей различных
подразделений по вопросам и проблемам
конкретного предприятия. Такой подход
– это основа деятельности организации;
- способствует тому,
чтобы индивидуальное и коллективное
стало обычной практикой всех сотрудников
организации;
- создает возможность
для коллективного обучения, собирая вместе
людей с разными знаниями, навыками и технологиями.
3. Самообучающаяся
организация делает все
- гарантирует каждому
представителю коллектива обеспечение
льготными ресурсами и возможностями
для постоянного индивидуального развития
на предприятии;
- создает возможности
для коллективной работы сотрудников
в интересах более четкого понимания ситуации,
развивает навыки принимать коллективные
решения и действовать;
- поддерживает процессы
развития приоритетов и общих взглядов
на будущее развитие организации, а также
процессы формирования ответственности
за соблюдение этих приоритетов и достижение
целей.
4. Самообучающаяся
организация активно действует
для превращения
- гарантирует свои
вложения в обучение для достижения намеченных
результатов, а также в разработку и реализацию
планов на будущее обучение;
- оценивает обучение
по его влиянию на корпоративную культуру,
приоритеты и организационные ценности,
по сложившимся структурам и другим изменениям;
- оценивает влияние
результата обучения на стратегию предприятия
и его позиции в деловом мире.
Таким образом, самообучающаяся
организация призвана поднять всех до
одного уровня знаний и содействовать
дальнейшему овладению знаниями как индивидуального,
так и коллективного.
3. Барьеры
при самообучении
При проведении обучения
взаимодействуют интересы трех сторон:
сотрудника, который направляется на обучение,
компании и, как правило, HR-службы, которая
рекомендует тот или иной формат, тему
исходя из своей оценки ситуации.
Обучение проходит
эффективно в том случае, если интересы
каждой стороны учтены максимально, но
от того, насколько удовлетворены сотрудники
на разных уровнях в компании, зависит
и эффективность обучения, и восприятие
компании как инвестирующей в развитие
персонала, и удовлетворенность персонала
в целом.
Как показали исследования
компании Axes Management, основные факторы, влияющие
на удовлетворенность проводимым обучением,
следующие:
1)справедливость критериев
отбора сотрудников на обучение
2)возможность влиять
на содержание обучения
3)качество программ
4)количество программ
(возможность выбрать наиболее подходящую
программу)
5)интенсивность (частота)
обучения
Заключение
Таким образом, можно
сказать, что самообучающаяся организация
развивается за счет постоянного совершенствования
всех своих сотрудников. Ведущие менеджеры
мира осознали, что только персонал может
привести к успеху всей организации. При
этом речь уже идет не о мотивации работников
методами 80-90-х годов ХХ века, а о постоянном
развитии персонала, под которым имеется
в виду совершенствование личности работника,
его личностных качеств. Обучение играет
важную роль, но еще не гарантирует совершенствование
личности и переход к самообучающейся
организации. Требуется нечто большее,
чем духовная наполненность, открытость
человека, хотя без этого и невозможен
духовный рост. Самообучающаяся организация
воспитывает в сотрудниках подход к собственной
жизни как к творческому труду. Речь идет
о жизни, наполненной творчеством, а не
о реакции на события.
Когда задача и сам
процесс совершенствования личности превращаются
в норму, у человека формируются два важных
качества. Во-первых, умение выделять из
множества проблем самую актуальную в
данной ситуации - проблему, которая и
является приоритетной. Именно ее решению
человек уделяет основное внимание.
Во-вторых, совершенствование
личности означает непрерывное обучение
искусству ясно видеть происходящее. Когда
человек движется к желанной цели, жизненно
важно знать, где он сейчас находится.
Сопоставление видения того, что он хочет
иметь и ясного представления о действительности
(того, где он находится относительно своей
цели) создает творческое напряжение.
Сущность совершенствования личности
как раз и заключается в обучении тому,
как человеку в собственной жизни создавать
и поддерживать творческое напряжение,
творческий подход к любому делу.
Информация о работе Сущность и определение самообучающихся организаций