Сущность и структура финансовой системы РБ и гос. бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально- ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений, имеющих свои специфические особенности, которые проявляются в

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………………………………………5
1.1. Содержание и функции финансов………………………………………………………..5
1.2. Понятие и основные уровни современной финансовой системы…………………………………………………………………………………………………………….11
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТ….……………………………15
2.1. Понятие и функции государственного бюджета……..…………………………15
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета .……………………………….18
2.3. Динамика структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………..…22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.48 Кб (Скачать файл)

 Создание рыночной  экономики диктует необходимость  использования в качестве основных  методов формирования доходов  установление различных налогов.  Экономическая сущность налогов  заключается в том, что возникают  денежные отношения, имеющие четкую  объективную обусловленность, а  именно они позволяют государству  получать определенную сумму  денежных средств от первичных  получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения. Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей. Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам.

Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, управления, расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д. [12, c.93]

В доходы бюджета Республики Беларусь включаются: регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления от разбронировання государственных запасов и резервов; доходы государственных целевых бюджетных фондов; трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [10, c.60]

Из республиканского бюджета  финансируются: капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности; природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с" общегосударственными программами; мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; общегосударственные программы по социальной защите населения; другие общегосударственные целевые программы; затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;  государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения; затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов; расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности; национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;  погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных: расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним; погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций; образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов; выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и; физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г.Минска; другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год. [10, c.61]

Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. [10, c.62]

Одной из основных задач бюджетной политики Республики Беларусь на предстоящие  годы является сокращение бюджетного дефицита до уровня, не превышающего 1 % ВВП. С этой целью будет продолжена работа по формированию необходимых условий для привлечения внешних источников для финансирования дефицита республиканского бюджета. Однако превалирующую роль в финансировании дефицита будут играть внутренние источники: государственные ценные бумаги и поступления от приватизации государственного имущества. [10, c.73]

2.3 Динамика  структуры  доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

В I квартале 2011 г. объем доходов консолидированного бюджета составил 13,1 трлн. руб., что  на 26,7% больше, чем в I квартале 2010 года (в реальном выражении - на 12,6%). Отношение  доходов консолидированного бюджета  к ВВП составило 32,6% (в январе-марте 2010 г. -33). Увеличение доходов консолидированного бюджета в первую очередь связано с увеличением поступлений по налогу на прибыль и подоходному налогу. Поступления по налогу на прибыль за январь-март 2011 г. возросли в 1,9 раза в реальном выражении по сравнению с январем- мартом 2010 г., что связано с ростом налогооблагаемой базы. Увеличение поступлений подоходного налога во многом определялось ростом заработной платы работников в связи с повышением тарифной ставки I разряда в конце прошлого года. В результате удельный вес подоходного налога и налога на прибыль организаций в общем объеме доходов бюджета в I квартале 2011 г. возрос почти в 1,5 раза против I квартала 2010 г., составив 29,7%, при сокращении доли налога на добавленную стоимость на 3,4 п.п. Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета оставались налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. После сокращения в середине 2010 г. в январе-марте 2011 г. они демонстрируют тенденцию роста, что в значительной степени обусловлено расширением внутреннего спроса ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты. В целом уровень налоговой нагрузки на экономику в январе-марте 2011 г. сократился на 1 п.п. ВВП относительно аналогичного периода 2010 г., составив 30%. [13, табл.1.2]

Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2011 г. профинансированы в сумме 12,8 трлн. руб. (на 3,7% выше уровня I квартала 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились  на 3,9 п.п., составив 31,8% ВВП. Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-марте 2011 г. определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора профинансированы в сумме 4,7 трлн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,4 раза в реальном выражении, составив 37% от общего объема бюджетных расходов и 40,8% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 1,5 трлн. руб. бюджетных средств, или 11,8% всех расходов. По сравнению с I кварталом 2010 г. капитальные расходы сократились на 28,4%. При значительном сокращении расходов на поддержку национальной экономики бюджетные расходы социальной направленности увеличились относительно января-марта 2010 г. Финансирование расходов на образование возросло на 36,2% в реальном выражении, здравоохранение - 30,9%, социальную политику - на 14,7%. Это обусловило изменения в структуре расходов консолидированного бюджета. Удельный вес расходов по разделу «Образование» увеличился на 5,3 процентных пункта, «Здравоохранение» - на 3,1 процентных пункта. В текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и снижение дефицита консолидированного бюджета. Введены ограничения на бюджетные расходы - их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение внешнего и внутреннего государственного долга; выделение ресурсов для успешного проведения весенних полевых работ. Консолидированный бюджет в I квартале 2011 г. исполнен с профицитом в размере 311,7 млрд. руб., или 0,8% ВВП (в I квартале 2010 г. - дефицит - 2,6% ВВП).[13,табл.1.2] 

Таблица (1.2)

 

Основные  параметры консолидированного бюджета  Республики Беларусь (без ФСЗН) в I квартале 2010-2011 гг.

 

 

I квартал  2010 года

I квартал  2011 года

млрд. рублей

в % ВВП

млрд. рублей

в % ВВП

1. ДОХОДЫ- всего

10 360,0

33,6

13 129,3

32,6

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

9 560,9

31,0

12 101,1

30,0

Подоходный  налог

1 038,2

3,4

1 680,9

4,2

Налог на прибыль

1 037,7

3,4

2 222,6

5,5

Налоги  на собственность

389,5

1,3

582,9

1,4

НДС

3 109,5

10,1

3 493,1

8,7

Акцизы

903,0

2,9

900,3

2,2

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

1 736,4

5,6

1 987,6

4,9

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

781,0

2,5

1 010,7

2,5

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

18,2

од

17,6

0,0

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

10 986,4

35,7

12 817,6

31,8

Общегосударственные расходы

1 304,6

4,2

1 657,6

Из них государственная программа

950,7

3,1

872,1

2,2

Национальная  оборона

284,1

0,9

407,1

1,0

Судебная  власть, правоохранительная

       

деятельность  и обеспечение безопасности

595,4

1,9

834,5

Национальная  экономика

3 556,5

11,5

2 389,3

5,9

Охрана  окружающей среды

37,8

ОД

61,5

0,2


Здравоохранение

1 289,1

4,2

1 899,0

4,7

Физическая  культура, спорт, культура и средства массовой информации

321,7

1,0

484,6

1,2

Образование

1 850,5

6,0

2 836,4

7,0

Социальная  политика

1 038,6

3,4

1 340,7

з,з

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

10 986,4

35,7

12 817,6

31,8

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

9 289,3

30,2

11 644,0

28,9

Заработная  плата

2 361,1

7,7

3 733,1

9,3

Начисления  на заработную плату

626,1

2,0

1 013,5

2,5

Обслуживание  государственного долга Республики Беларусь

258,7

0,8

465,2

1,2

Текущие бюджетные трансферты

3 948,0

12,8

3 706,0

9,2

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

1 877,4

1 513,0

3,8

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ, ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

-180,3

-0,6

-339,4

-0,8

Дефицит (профицит)

-626,4

-2,0

311,7

0,8

Финансирование

626,4

2,0

-311,7

-0,8

Внутреннее  финансирование

-1 469,2

-4,8

-2 635,5

-6,5

Внешнее финансирование

2 095,6

6,8

2 323,8

5,8




Продолжение табл. 1.2

 

 

[http://www.minfin.gov.by]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенных  исследований можно сделать вывод, что организация финансов занимает особое место в экономических  отношениях предприятия, так как  от ее эффективной организации зависят  жизнедеятельность и надежность функционирования предприятия. Их специфика  проявляется в том, что они  всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование  различных видов доходов и  накоплений предприятия материального  производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы  проявления, соответствующие характеру  производственных отношений в обществе. В современных условиях формы  финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление  рынка и предпринимательства  предполагает финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Считается, что понятие финансовой системы  является развитием более общего определения – финансов. В теории систем и менеджменте «системой» называют то, что решает проблему. В  качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая  система – это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих частей, звеньев  и элементов непосредственно  участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения осуществляющие и регулирующие финансовую деятельности, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.

Государственный бюджет –  неотъемлемая часть каждого государства, как с рыночной экономикой, так  и с административной. Когда мы говорим о большей социальной направленности бюджета, то мы прежде всего имеем ввиду большую  нагрузку на бюджет государства, что  влечет за собой рост бюджетных доходов  через увеличение налогов, пошлин и  т.д.

В Республике Беларусь можно  наблюдать следующую систему: общий  консолидированный бюджет делится  на республиканский и местные  бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет  свою роль в бюджетной системе  Республике Беларусь. Как и местные, республиканский бюджет собирает часть  налогов, отчисления в фонды и  т.д. Цель – перераспределение среди  местных бюджетов, а также финансирование общегосударственных расходов.

В целях оценки состояния  госбюджета необходимо четко разграничивать доходы и расходы госбюджета. Согласно классификации МВФ, все доходы являются поступлениями в бюджет, но не все поступления являются доходами. Например, поступления средств, полученных за счет предоставления правительству кредита, не являются доходами, так как кредит надо будет возвращать. Точно так же не все платежи правительства являются расходами. Например, возврат кредита не является расходованием средств, а вот выплата процентов по долгу является расходной статьей госбюджета.

Информация о работе Сущность и структура финансовой системы РБ и гос. бюджета