Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:28, курсовая работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально- ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений, имеющих свои специфические особенности, которые проявляются в
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………………………………………5
1.1. Содержание и функции финансов………………………………………………………..5
1.2. Понятие и основные уровни современной финансовой системы…………………………………………………………………………………………………………….11
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТ….……………………………15
2.1. Понятие и функции государственного бюджета……..…………………………15
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета .……………………………….18
2.3. Динамика структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………..…22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
Создание рыночной
экономики диктует
Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, управления, расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга. Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по государственному долгу и т.д. [12, c.93]
В доходы бюджета Республики Беларусь включаются: регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступления от разбронировання государственных запасов и резервов; доходы государственных целевых бюджетных фондов; трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами; другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [10, c.60]
Из республиканского бюджета финансируются: капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности; природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с" общегосударственными программами; мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; общегосударственные программы по социальной защите населения; другие общегосударственные целевые программы; затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью; государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения; затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов; расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности; национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы; погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных: расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним; погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций; образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов; выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и; физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г.Минска; другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год. [10, c.61]
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. [10, c.62]
Одной из основных задач бюджетной политики Республики Беларусь на предстоящие годы является сокращение бюджетного дефицита до уровня, не превышающего 1 % ВВП. С этой целью будет продолжена работа по формированию необходимых условий для привлечения внешних источников для финансирования дефицита республиканского бюджета. Однако превалирующую роль в финансировании дефицита будут играть внутренние источники: государственные ценные бумаги и поступления от приватизации государственного имущества. [10, c.73]
В I квартале
2011 г. объем доходов
Расходы
консолидированного бюджета в январе-марте
2011 г. профинансированы в сумме 12,8 трлн.
руб. (на 3,7% выше уровня I квартала 2010 года
в реальном выражении). Относительно
ВВП расходы бюджета
Таблица (1.2)
Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь (без ФСЗН) в I квартале 2010-2011 гг.
I квартал 2010 года |
I квартал 2011 года | |||
млрд. рублей |
в % ВВП |
млрд. рублей |
в % ВВП | |
1. ДОХОДЫ- всего |
10 360,0 |
33,6 |
13 129,3 |
32,6 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
9 560,9 |
31,0 |
12 101,1 |
30,0 |
Подоходный налог |
1 038,2 |
3,4 |
1 680,9 |
4,2 |
Налог на прибыль |
1 037,7 |
3,4 |
2 222,6 |
5,5 |
Налоги на собственность |
389,5 |
1,3 |
582,9 |
1,4 |
НДС |
3 109,5 |
10,1 |
3 493,1 |
8,7 |
Акцизы |
903,0 |
2,9 |
900,3 |
2,2 |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
1 736,4 |
5,6 |
1 987,6 |
4,9 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
781,0 |
2,5 |
1 010,7 |
2,5 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
18,2 |
од |
17,6 |
0,0 |
2. РАСХОДЫ (функциональная |
10 986,4 |
35,7 |
12 817,6 |
31,8 |
Общегосударственные расходы |
1 304,6 |
4,2 |
1 657,6 |
4Д |
Из них государственная |
950,7 |
3,1 |
872,1 |
2,2 |
Национальная оборона |
284,1 |
0,9 |
407,1 |
1,0 |
Судебная власть, правоохранительная |
||||
деятельность и обеспечение безопасности |
595,4 |
1,9 |
834,5 |
2Д |
Национальная экономика |
3 556,5 |
11,5 |
2 389,3 |
5,9 |
Охрана окружающей среды |
37,8 |
ОД |
61,5 |
0,2 |
Здравоохранение |
1 289,1 |
4,2 |
1 899,0 |
4,7 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
321,7 |
1,0 |
484,6 |
1,2 |
Образование |
1 850,5 |
6,0 |
2 836,4 |
7,0 |
Социальная политика |
1 038,6 |
3,4 |
1 340,7 |
з,з |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
10 986,4 |
35,7 |
12 817,6 |
31,8 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
9 289,3 |
30,2 |
11 644,0 |
28,9 |
Заработная плата |
2 361,1 |
7,7 |
3 733,1 |
9,3 |
Начисления на заработную плату |
626,1 |
2,0 |
1 013,5 |
2,5 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
258,7 |
0,8 |
465,2 |
1,2 |
Текущие бюджетные трансферты |
3 948,0 |
12,8 |
3 706,0 |
9,2 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
1 877,4 |
6Д |
1 513,0 |
3,8 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ, ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
-180,3 |
-0,6 |
-339,4 |
-0,8 |
Дефицит (профицит) |
-626,4 |
-2,0 |
311,7 |
0,8 |
Финансирование |
626,4 |
2,0 |
-311,7 |
-0,8 |
Внутреннее финансирование |
-1 469,2 |
-4,8 |
-2 635,5 |
-6,5 |
Внешнее финансирование |
2 095,6 |
6,8 |
2 323,8 |
5,8 |
Продолжение табл. 1.2
[http://www.minfin.gov.by]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенных
исследований можно сделать вывод,
что организация финансов занимает
особое место в экономических
отношениях предприятия, так как
от ее эффективной организации
Финансовые отношения
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансов. В теории систем и менеджменте «системой» называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих её осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения осуществляющие и регулирующие финансовую деятельности, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающие все виды денежных агрегатов – количество денег, безналичные формы денег (деньги на счетах аккредитивов, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, векселей, опционов.
Государственный бюджет – неотъемлемая часть каждого государства, как с рыночной экономикой, так и с административной. Когда мы говорим о большей социальной направленности бюджета, то мы прежде всего имеем ввиду большую нагрузку на бюджет государства, что влечет за собой рост бюджетных доходов через увеличение налогов, пошлин и т.д.
В Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Как и местные, республиканский бюджет собирает часть налогов, отчисления в фонды и т.д. Цель – перераспределение среди местных бюджетов, а также финансирование общегосударственных расходов.
В целях оценки состояния госбюджета необходимо четко разграничивать доходы и расходы госбюджета. Согласно классификации МВФ, все доходы являются поступлениями в бюджет, но не все поступления являются доходами. Например, поступления средств, полученных за счет предоставления правительству кредита, не являются доходами, так как кредит надо будет возвращать. Точно так же не все платежи правительства являются расходами. Например, возврат кредита не является расходованием средств, а вот выплата процентов по долгу является расходной статьей госбюджета.
Информация о работе Сущность и структура финансовой системы РБ и гос. бюджета