Сущность и формы социально-экономического последствия инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции посредством понятия инфляции её видов и причин, рассмотреть взаимодействие между появлением инфляции и социумом.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи: Глава1.
1) Изучить литературу по данной теме;
2) Рассмотреть вопросы сущности, видов и возникновения инфляции;
3) Рассмотреть антиинфляционное регулирование в наше время.
Глава 2.
1) Подробно разобрать период инфляции в 90-х годах;
2) Разобрать положение инфляции в современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач экономика.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

   Многие экономисты Запада особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики.

   Инфляцию может вызвать государство, повышая налоги с целью покрыть возрастающие расходы на оборону, управление, социальные программы.

    Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно - через рост заработной платы. Это уменьшает возможности накопления, а значит, и инвестирования, тормозит производство, снижая предложение. Высокими налоговыми ставками государство душит производство, что в конечном итоге снижает предложении товаров и ведёт к инфляции.

 

    1. Социально-экономические последствия инфляции.

             Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.

    Главное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

     Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временная задержка между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

   Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.

    Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

    Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в не обесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

    Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

    Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

    В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

    В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

   Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.

    Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы  (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

    Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

    Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

    Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.

    Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.

 

    1. Антиинфляционное регулирование в наше время.  

    Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику.

    Составляющие антиинфляционной стратегии:

    Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;

  Долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры.

 Сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить двумя путями: увеличением налогов или уменьшением расходов государства. Но необходимо иметь в виду, что большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту производства и занятости, а значит - и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков. В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.

    Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложение товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

 

 Вывод:

 Итак, инфляция перераспределяет доходы и богатство. Таким образом, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.

  В период инфляции растут  цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.

           Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.

 Инфляция приводит к обесцениванию  амортизационного фонда фирм, что  затрудняет процесс нормального  воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

          Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.

 

 

 

          Глава 2. 

2.1. Инфляция в России  в 90-х годах.   

     В 1991 году в результате борьбы за контроль над экономикой между российскими и союзными органами власти, произошло большое перераспределение, расходы стали расти за счет сокращения доходов бюджета. Верховный совет и правительство России предоставляли тогда широкие налоговые льготы предприятиям, переходившим под их юрисдикцию, в результате чего резко увеличился дефицит союзного бюджет.

    Усиливалась несбалансированность потребительского рынка. Соотношение между расходами населения (без учета сбережений) и его текущими доходами упала с 87,4 в 1990 году до 79,2 процентов в 1991 году. Первоначальный толчок инфляции был дан единовременной либерализацией цен (освобождение цен от административного регулирования) потребительских цен с 02 января 1992 года, когда не имеющие рыночного опыта предприятия в первый же месяц повысили цены в среднем в 5 раз. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал от роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стало одной из главных причин сокращения производства. В результате радикальной либерализации потребительских цен 90% розничных цен и 80% оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством.

Изначально наценки на такие товары были лимитированы, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли.

Сначала перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов:

1. Либерализация цен началась  до приватизации, так что экономика преимущественно находилась в собственности государства.

2.Реформы были инициированы  на федеральном уровне, в то  время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены на 30 % товаров продолжали, так или иначе, регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области.

3. Возникли могущественные преступные  группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета, тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования.

4.Плохое состояние средств коммуникаций  и высокие транспортные расходы  осложняли способность компаний  и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы.

Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и дисбаланс в экономике начал сокращаться. Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. Благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования. Был преодолён товарный дефицит и отведена угроза надвигающегося голода зимой 1991—1992 года, а также обеспечена внутренняя конвертируемость рубля.

 

         2.2. Инфляция в 2013 году.

Прогноз Минфина РФ: 5.5%. Прогноз МВФ: 6.3%. Прогноз ЦБР РФ: 5%-6%. Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 5%-6%.

Инфляция РФ за 2013 год составила 6.5%.

Ежемесячные темпы инфляции:

январь: 1%;

февраль: 0.6%;

март: 0.3%;

апрель: 0.4%;

май: 0.7%;

июнь: 0.4%;

июль: 0.8%;

август: 0.1%;

сентябрь: 0.4%;

октябрь: 0.6%;

ноябрь: 0.6%;

Информация о работе Сущность и формы социально-экономического последствия инфляции