Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- изучение сущности социальной политики государства;
- характеристика функций и методов социальной политики;
- выявление основных направлений социальной политики в России;
- исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная политика государства…………………………………5
1.1. Социальная политика социального государства: сущность, основные понятия, особенности реализации……………………..…………………….5
1.2 Уровень жизни населения как показатель эффективности социальной политики………………………………………………………………………..6
1.3.Функции и методы социальной политики………………………………...8
1.4. Государственная политика доходов……………………………………...10
Глава 2. Основные направления социальной политики…………………….16
2.1. Социальные проблемы современной России……………………………22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра «Экономика и бухгалтерский учёт»
Допущена к защите
«____»___________2014 г.
Руководитель Микельбантов Н.С.
КУРСОВАЯ РАБОТА
регистрационный номер_________________
На тему: «Сущность и цели социальной политики. Особенности проведения социальной политики в современной России»
По дисциплине: «Экономическая теория»
студентки Федоровой Марии Андреевны
1 курса очной формы обучения
номер зачетной книжки ОК-13-19
Руководитель курсовой работы: Микельбантов Николай Сергеевич
Курсовая работа защищена ____________ «____»________________2014 г.
____________________
(подпись)
____________________
(подпись)
Омск 2014
Содержание
1.1. Социальная политика социального государства: сущность, основные понятия, особенности реализации……………………..…………………….5
1.2 Уровень
жизни населения как
1.3.Функции и методы социальной политики………………………………...8
1.4. Государственная политика доходов……………………………………...10
Глава 2. Основные направления социальной политики…………………….16
2.1. Социальные проблемы современной России……………………………22
Список используемой литературы……………………………………………31
Введение
Любое государство вне зависимости от
политического строя имеет свою социальную
политику. Социальная политика представляет
собой проводимую государственными структурами,
общественными организациями, органами
местного самоуправления, а также производственными
коллективами систему мер, направленных
на достижение социальных целей и результатов,
связанных с повышением общественного
благосостояния, улучшением качества
жизни народа и обеспечением социально-политической
стабильности, социального партнерства
и социального смысла в обществе.
Государство, стремящееся войти в ряды
высокоразвитых, обязательно проводит
сильную социальную политику. Для нашей
страны она определяется не столько наличием
средств, сколько открытостью, честностью,
реалистичностью и справедливостью, и
должно проводиться в интересах всего
общества, поддерживаться большинством
населения, носить активный опережающий
характер.
"Взаимосвязь социального
государства и его социальной политики
проявляется в том, насколько полно и глубоко
социальное государство проводит свою
социальную политику, в какой степени
эта политика выражает потребности и интересы
его граждан".
Социальная политика является
одной из наиболее важных составляющих
деятельности общества и находится в сфере его
насущных интересов. Проблемы, связанные
с повышением уровня и совершенствованием
качества жизни, обеспечением и поддержанием
экономической стабильности, реализацией
принципов социальной справедливости,
являются для современного цивилизованного
общества злободневными. Совершенствование
в этом направлении системы социально-экономических
отношений, повышение качества человеческого
потенциала открывает новые перспективы
для экономического развития и является
важнейшим фактором экономического роста.
Целью курсовой работы является выявление
проблем реализации социальной политики
РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности социальной политики государства;
характеристика функций и методов социальной политики;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.
Глава 1. Социальная политика государства
1.1 Социальная политика социального государства: сущность, основные понятия, особенности реализации
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в цело.[1,стр.72]
Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. На социальные нужды работают промышленность – и не только пищевая и легкая, но даже в какой-то мере и промышленный комплекс, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание.
Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источников существования, а в особенности не имеющих стабильных доходов, принимает на себя отрасль социального обеспечения населения, называемая иногда социальной защитой.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.
1.2 Уровень жизни населения как показатель эффективности социальной политики.
Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни.
Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др.
К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по Уровню доходов и показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей, например калорийность и биологическая ценность рациона питания. В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения, ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы, продолжительность жизни и уровень образования граждан. [2, c.4-5]
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления.
"Минимальная потребительская
корзина" рассчитывается для
От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
В отличие от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с трудом поддаются количественной оценке. К показателям качества жизни относятся условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др. Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни и течением времени повышаются, причем они различны в отдельных странах и регионах. Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, являются состояние экономики в стране, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, ложившиеся традиции и культура и др. [2, c.5-6]
1.3. Функции и методы социальной политики
Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще. [3,стр.423]
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
1.4. Государственная политика доходов
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Как направление государственного регулирования – политика доходов одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.