Сущность несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую сущность несовершенной конкуренции, выявить особенности несовершенной конкуренции в экономике, рассмотреть несовершенную конкуренцию на примере российской практики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Несовершенная конкуренция.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)
  • принять специальный закон о регулировании деятельности естественных монополий (ЕМ);
  • совершенствовать госрегулирование деятельности ЕМ (в частности, увеличить долю государства в акционерном капитале ЕМ, усилить контролирующие функции за распределением доходов);
  • создать необходимые экономические и правовые условия для снижения барьеров входа на рынки новых хозяйственных субъектов, развивать малые и средние формы предприятий;
  • разработать конкретные формы и механизмы госрегулирования цен (методики обоснования тарифов и монопольно высоких цен, принципы ценообразования, усиление ответственности за ценовую дискриминацию потребителей и др.);
  • принять меры по блокированию попыток установления контроля над отраслями российской экономики путем скупки контрольных пакетов акций предприятий, с целью создания монопольных структур.

     На российском рынке монополий существуют такие хозяйственные связи между экономическими субъектами, которые не укладываются в известные типичные модели "принципал - агент". Так, например, потребители продукции монопольных производителей, в качестве которых выступают различные фирмы, предприятия, организации и домохозяйства, государство в лице соответствующих структур (органов управления или предприятий) могут не предоставлять фирме-монополисту оплату производимых ею товаров и услуг. Такая ситуация типична - в настоящее время существует хроническая задолженность за газ, электроэнергию по различным регионам, городам, районам, а погашение ее растягивается на длительный период.

Потребители, получив продукцию монополиста и использовав ее по назначению, и не уплатив за нее тем самым ставят под удар способность монополии получать прибыль, внедрять инновации, а если это происходит систематически - то проблемы возникают в самом производстве монопольных товаров и услуг. Какие субъекты выступают в данной ситуации в роли принципала и агента, сложно определить, поскольку действия потребителей не соответствуют ни роли агентов, ни роли принципала, а монополия выполняет роль принципала достаточно жесткими административными мерами - сокращает поставки ресурсов, производимых благ, перераспределяет их с учетом выгодной конъюнктуры, в т.ч. и мировых рынков, отключает неплательщиков. Более того, ситуация с неплатежами говорит в пользу того, что монополия выполняет таким образом и функции агента, по отношению к которому другие - потребители выступают более сильным, доминирующим субъектом.

     Экономическое поведение фирмы на олигопольном рынке обусловливается:

1) наличием в отрасли нескольких фирм (не более 10), которые конкурируют между собой;

2) производством однородного стандартизированного товара (цемент) или дифференцированного (сигареты);

3) наличием одной или нескольких крупных фирм, которые полагают, что их экономическое поведение вызовет ответную реакцию со стороны конкурентов, в отличие от рынка монополистической конкуренции, где фирмы действуют без особого расчета на конкурента;

4) существованием трудностей входа на этот рынок (барьерами являются объемы капиталов, современные технологии и т.п.);

В кривой спроса фирмы - олигополии с наклонным характером, спрос на продукцию этих фирм достаточно эластичен, данный тип рынка не может считаться совершенно конкурентным. На олигопольном рынке существуют 2 основные группы фирм - лидеры и последователи (традиционное соотношение), но могут быть еще претенденты на лидерство, особенно в быстрорастущих новых отраслях производства. В соответствии с позицией на рынке и предъявляемых в этой связи претензиях можно выделить несколько типов экономического поведения каждой из этих групп фирм:

для лидера - не учитывать или учитывать в незначительной степени поведение, других фирм - олигополистов, что сближает его экономическое поведение с фирмой - монополистом;

для последователя (ведомого) - пытаться предвидеть поведение фирмы-лидера, подстроиться под него, учитывать действия других производителей на данном рынке (претендентов на лидерство, других фирм - последователей), вступить в сговор, чтобы противостоять действиям лидера. Возможны различные варианты конкурентного противостояния лидера и ведомых фирм. Атакующей стороной часто выступают малые фирмы, они имеют преимущество мгновенно и гибко реагировать на требования рынка и учитывать специфические запросы конкретного потребителя. Малые фирмы используют любое упущение в той или иной сфере крупного бизнеса и заявляют о себе как реальные, серьезные конкуренты, которые в состоянии удовлетворить соответствующие потребности клиентов. Если крупная фирма не изменяет своего поведения, то новоявленный конкурент усилит свои позиции и превратится в реальную опасность.

Претендент на лидерство должен учитывать действия фирмы-лидера, для укрепления конкурентных позиций вступить в сговор с другими производителями – фирмами-последователями, попытаться предвидеть действия конкурентов при изменении собственных конкурентных позиций. Таким образом, взаимоотношения фирм на олигопольном рынке определяются их конкурентоспособностью и могут быть партнерскими, предполагающими деловое сотрудничество в бизнесе, нейтральными, отношениями конкурентов-противников. Характерной отличительной особенностью экономического поведения олигополии является учет такого сложного, не поддающегося детерминированию фактора, как ответная реакция фирм-конкурентов.

     Например, экономическое поведение фирм связано с наличием соглашений (тайных, явных) между ними, предусматривающих определение потолка равновесной олигопольной цены, общего объема выпуска продукции в отрасли и доли каждой фирмы в общем объеме производства. Но природа этих соглашений между фирмами-олигополистами крайне противоречива и фирмы в своих действиях часть выходят за рамки этих соглашений, надеясь на увеличение прибыли независимо от других фирм (путем изменения цен, увеличением объемов производства сверх установленных квот и т.д.). Фирмы активно используют неценовые методы конкуренции (качество-реклама-сервис), что также изменяет спрос со стороны покупателей и при его росте фирмы нарушают условия соглашений.

     На олигопольном рынке существуют две противоположные тенденции:

а) фирмы склонны к соглашениям, проведению совместных действий и 
достижению равновесия сил при разделе рынка на сферы влияния, что способствует получению высокой прибыли;

б) позиции фирм на олигопольном рынке различны, как и доля их, поэтому каждый претендует на лидерство, на получение сверхприбылей за счет 
ущемления интересов своих конкурентов, старается проявить свои конку- 
рентные преимущества, обходя другие фирмы, что ведет не к совместным, а 
разрозненным действиям, отталкиванию конкурентов. [18, С.21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  несовершенной конкуренции в экономике

    

     Несовершенная конкуренция определяется:

  1. как рынок, на котором не соблюдается хотя  бы один из признаков совершенной конкуренции;
  2. как характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;    
  3. как рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы  принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену

     Несовершенная  конкуренция предполагает активное  включение в конкурентные отношения элементов монополизации, установление контроля за ценами со стороны некоторых субъектов рынка. Несовершенная конкуренция создает такое положение на рынке, при котором имеют место осложнения при входе в рынок выходе из него, ограничены доступ к информации, число покупателей и продавцов.

     На рынке  с несовершенной конкуренцией  фирмы часто зависимы друг  от друга, и действия одной  из них сильно влияют на  условия деятельности ее конкурентов.  Крупные фирмы, конкурирующие  друг с другом, часто стараются избегать прямой ценовой конкуренции. Это возникает из-за неопределенности реакции фирм-конкурентов на изменение цены и наличия взаимных интересов в удержании цен выше уровня, который господствовал бы в условиях чистой конкуренции.

     На  рынках с несовершенной конкуренцией как крупные, так и мелкие фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особенно проявляется в рекламе, подчеркивающей реальное или воображаемое различие в товарах и услугах, поставляемых потребителям. На рынках, где доминируют крупные фирмы, существует сильное давление в поддержку ценового сговора. Хотя в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, где фиксирование цен является нелегальным, сговор чаще происходит не в явной, а в «подразумеваемой» форме. [7, С.532-534]

     Прочитав и проанализировав книгу Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции», я выявила ее основные взгляды по этой теме:

  1.     в условиях совершенной  конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации  производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы  не  могут  достичь оптимальных размеров,  функционируют  неэффективно,  и  «поэтому  монополист имеет возможность не только повысить цены  на  свою  продукцию,  ограничивая выпуск, но  также  снизить издержки  производства  путем совершенствования организации производства в отрасли»;

2) кроме  того,  что  монополия  требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» или, говоря по-другому, дифференциации,   необходимо   и   дополнительное   условие,   в соответствии   с   которым   «фирма-монополист   должна    характеризоваться размерами, превышающими оптимальные»;

3) на монополизированном рынке с его несовершенной  конкуренцией возможна ситуация,  требующая выяснения,  «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать  рынок,  состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а  из единичного объединения покупателей».  Эту ситуацию  концентрации  спроса, когда  на  рынке  действует  масса  мелких  продавцов  и   один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей;

4)  преобладание в действительном  мире условий несовершенной конкуренции  способствует  возникновению  тенденции  к эксплуатации  факторов  производства  и  усиливается  благодаря  образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие  между  собой фирмы»,  «...что увеличение  размеров  единицы   управления   обязательно

 

способствует еще большей  несправедливости в распределении богатства». [14,С.799]

     Теперь я бы хотела рассмотреть несовершенную конкуренцию как условие существования страхового рынка.

     Вряд ли ставилась цель создать рынок совершенной конкуренции, ибо в природе он встречается редко — "это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность". Именно поэтому процесс демонополизации не привел к появлению рынка совершенной конкуренции в страховании, напротив, монопольный характер рынка сохранился, хотя и изменился тип рынка. Чтобы выработать соответствующую экономическую политику, важно выявить и определить тип страхового рынка, характерного данному этапу развития рыночной экономики страны. Типизация рынков позволит найти необходимую отправную точку, с которой можно сравнивать другие рыночные структуры. В качестве такой отправной точки изберем монополию как самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.

     В условиях совершенной конкуренции имеется множество продавцов и покупателей, не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. При этом ни один из них не может влиять на уровень цены товара. Поэтому продавцы и покупатели рассматривают цену как неизменную, находящуюся вне их контроля. Максимизация прибыли в таких условиях происходит за счет увеличения количества продаж при неизменных издержках и цены.

     Что касается рынка с несовершенной конкуренцией, то на нем существуют барьеры вхождения в рынок, а отдельные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свой товар. Наибольшей способностью для этого обладает монопольный продавец, имеющий возможность не только повышать цены, но и ограничивать выпуск своего товара. Это обстоятельство подчеркивал лауреат Нобелевской премии по экономике Василий Леонтьев: "В обычных рыночных условиях монополист диктует цену, а покупатель определяет объем покупки исходя из этой цены. Монополист, учитывая реакцию покупателя, естественно, устанавливает ту цену, которая ведет к наиболее выгодной для него ситуации равновесия по сравнению с любой другой ситуацией, соответствующей какой-либо другой цене. В силу этого монополия и может иметь значительную прибыль.

     Если страховая компания способна оказывать существенное влияние на уровень страхового тарифа (цены страхования), то она классифицируется как субъект несовершенной конкуренции. В отрасли страхования в целом или в страховании отдельных рисков преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные компании имеют возможности контроля над уровнями страховых тарифов (ценами страхования).

     Это может происходить, если компании прибегают к другому типу нарушений антимонопольного законодательства — слияниям или поглощениям страховых организаций. Так, в деле United States of America v. Aetna Inc. and the Prudential Insurance Company of America суд удовлетворил иск о признании действий компаний противоречащими закону Клэйтона. Обе компании, упорно конкурировавшие друг с другом в сфере предоставления, опять же, медицинских услуг в штатах Даллас, Хьюстон и Техас, позволяли держаться ценам на низком уровне и качеству услуг быть высоким. После слияния и оговоренной совместной ценовой политики цены на предоставляемые услуги резко возросли, качество снизилось. Суд признал реорганизацию компаний антиконкурентной. Компании разделены не были, но были вынуждены восстановить прежние условия предоставления медицинских услуг.

     Несовершенная конкуренция отличается от монопольного положения, если цены на страхование устанавливает какая-либо одна компания-монополист. Однако при несовершенной конкуренции на страховом рынке отдельная компания может манипулировать ценой лишь в определенных пределах. Поскольку страхование чаще всего осуществляется в добровольной форме, то установление высокого тарифа в силу монопольного положения той или иной компании может подвести население к отказу от страхования вообще.

Информация о работе Сущность несовершенной конкуренции