Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:49, реферат
Рынок – это форма взаимоотношений между экономическими субъектами: продавцами и покупателями. Эти отношения опосредуют движения товаров и денег. Покупателями являются потребители, которые приобретают товары и услуги, и фирмы, покупающие труд, капитал и сырье.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Рассмотрим важнейшие его функции.
Сущность рынка и его функции
Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами децентрализовано на основе свободы выбора.
Рынок – это форма взаимоотношений между экономическими субъектами: продавцами и покупателями. Эти отношения опосредуют движения товаров и денег. Покупателями являются потребители, которые приобретают товары и услуги, и фирмы, покупающие труд, капитал и сырье.
К продавцам относятся фирмы, продающие товары и услуги, наемные работники, продающие свой труд, и владельцы других ресурсов, которые они продают или сдают в аренду. Рынок возмещает затраты продавцов и обеспечивает получение ими прибыли, причем через удовлетворение платежеспособного спроса покупателей на основе взаимного свободного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Условиями возникновения рынка являются те же, что и товарного производства: общественное разделение труда и экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности.
Функции рынка.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим
функциям относятся:
что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего
производства и повышают цены. В результате производство начинает
сокращаться;
производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем
внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях
бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия
монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и
состязательности между ними);
макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит
освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных
его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация
товаропроизводителей.
Рыночный механизм и его элементы
Рыночный
механизм — это механизм взаимосвязи
и взаимодействия основных элементов
рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать. Предложение на рынке рождает спрос, а рост спроса, в свою очередь – предложение товара. Спрос — потребность населения в каком-либо товаре или услуге и желание его приобрести за определенную цену. Предложение – предоставление для приобретения определенных товаров, которые пользуются спросом. Цена – это фактическое соотношение спроса и предложения.
Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.
Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.
Признаки свободного рынка:
Функции свободного рынка:
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.