Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:48, курсовая работа
Цель работы – изучить рынок, его содержание, сущность, структуру, функции, инфраструктуру.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Определить, в чем заключается экономическая сущность рынка.
Установить условия для успешного функционирования рынка.
Рассмотреть функции и структуру рынка.
Изучить инфраструктуру и аспекты несовершенства рынка.
1
Введение
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида тру
Введение
Глава 1. Экономическое понятия и сущность рынка
1.1 Экономическое содержание понятия «рынок»
1.2 Сущность рынка
1.3 Условия для эффективного функционирования рынка
Глава 2. Функции, структура и инфраструктура рынка
2.1 Функции рынка
2.2 Структура рынка
2.3. Типы рынка
2.4. Инфраструктура рынка
Заключение
Список литературы
В-седьмых, развитый и разветвленный комплекс объектов собственности, которые могут стать предметом купли-продажи средств производства (в том числе земли), рабочей силы, интеллектуальной собственности (в форме патентов, лицензий и т. п.), услуг, различных видов ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов и др.), денег, недвижимости, предметов потребления и т. д.
В-восьмых, наличие рыночной инфраструктуры,
т. е. определенного комплекса
В совокупности
экономических отношений,
7
отчуждение, создаются предпосылки присвоения чужого неоплаченного труда (если, скажем, речь идет о купле-продаже рабочей силы на бирже труда). На фондовой бирже такие отношения реализуются через деятельность посредников дилеров путем присвоения учредительной прибыли, выпуска ценных бумаг инвестиционными компаниями и другими методами.3
Глава 2. Функции,
структура и инфраструктура рынка
2.1 Функции рынка
Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций .
Функции рынка
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия
производителей и потребителей,
предложения и спроса на
В отличие от
административно-командной сист
Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие
операции превращают рынок в
гигантский компьютер,
8
Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
Посредническая функция
Рынок выступает
посредником между
Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор»
прекратился.
9
В России общее
количество малых предприятий
в последние годы
2.2 Структура рынка
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех
рынков, расчлененных на отдельные
элементы на основе самых
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:
Первый :
по объектам:
• рынок товаров
и услуг (потребительский
• рынок факторов
• финансовый рынок;
• рынок научно-технических разработок, патентов;
• рынок информации;
• рынок средств обращения;
• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
• рынок лицензий и др.
10
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая сила и средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда, рынок капиталов.
На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране, в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфический характер. Он глубоко национален, исторически традиционен. Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные, очень существенные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т. д.
Рынок рабочей силы организуется
в форме биржи труда, где непосредственно
формируется сложная инфраструк
Биржа труда представляет
собой целый научно-
11
направляет на предприятия соответствующую им по профилю и
квалификации рабочую
силу, занимается её переподготовкой
переквалификацией. Биржа держит тесную
связь с профсоюзами и
На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Он отличается двумя особенностями.
Первая заключается в том, что спрос на капитальные средства покупатели всегда связывают с той прибылью, которую им могли бы принести ценные бумаги. Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров.
Важной частью рынка средств производства является рынок подержанного оборудования. Сам по себе этот рынок ничем примечательным не отличается от рынка средств производства, но функционально он чрезвычайно важен, так как именно в этом секторе определяется степень износа оборудования, следовательно, норма амортизации. Последняя же в свою очередь определяет сроки обновления средств производства и, таким образом, имеет прямое отношение к регулированию всего рынка средств производства.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг.
Главным орудием
финансового рынка является
Если ожидаемая прибыль от них будет ниже ссудного процента, то
12
предпочтительней деньги вложить в банк вот о чем говорит ссудный процент.
С другой стороны,
финансовый рынок является и
самым совершенным рынком. Прежде
всего, потому, что обеспечивает
практически единую ставку
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой
Информация о работе Сущность рынка, функции, структура, инфраструктура рынка