Сущность финансов. Структура финансовой системы государства. Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов.
Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот.

Содержание

Сущность финансов 9
Структура финансовой системы государства 8
Финансовая политика государства 11

Вложенные файлы: 1 файл

Экономич-я теория.docx

— 31.45 Кб (Скачать файл)

Содержание                                                                                     страница

 

 

                                                                                       

Сущность  финансов                                                                                 9

Структура финансовой системы государства                                        8

Финансовая  политика государства                                                         11

Список литературы                                                                                         19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность финансов.

 

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих  при формировании, распределении  и использовании фондов денежных ресурсов.

Финансы означают денежные отношения  между субъектами, другими словами, материальной основой существования  и функционирования финансов выступают  деньги, денежный оборот.

При этом субъекты обладают разной юридической  силой, т.е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них – государство – наделен  властными полномочиями. Результатом  этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.

Денежный оборот включает разнонаправленные  денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль, доходы от различных  видов деятельности и др. Назначение денежных средств – обеспечение  расширенного воспроизводства.

Финансы – это денежные отношения, но не все денежные отношения –  суть финансы. Денежные отношения возникают  между:

  1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  2. предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
  3. государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;
  4. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  5. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  6. отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;
  7. страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.

Нельзя  рассматривать как финансы денежные отношения между равноправными  физическими или юридическими лицами, регулируемые договорами гражданско-правового  характера. Здесь государство в  отношениях партнеров не присутствует.

Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда хозяйствующих субъектов.

Финансы же – это экономический инструмент распределения и перераспределения  национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества  других денежных отношений. Финансы  – это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых  осуществляются формирование и использование  общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Финансы – категория историческая, они  возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются природой государства  и его функциями.

Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок. Первая сводилась к  следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже  не могли единолично пользоваться и  распоряжаться казной. Последняя  стала общегосударственным фондом денежных средств – бюджетом.

Вторая  предпосылка – формирование и  использование бюджета стало  носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов  и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Наконец, третья предпосылка – налоги стали  взиматься преимущественно в  денежной форме. Если ранее государственные  доходы формировались главным образом  за счет натуральных податей и  трудовых повинностей, то к концу  ХIХ – началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80–90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

На  протяжении тысячелетий вплоть до становления  товарноденежного хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство было узким и весьма ограниченным. Соответственно, общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) был также мизерным, и основная его часть расходовалась на подготовку и ведение войн. В силу этого никакого заметного регулирующего воздействия на материальное производство бюджет не оказывал, да и не мог оказать.

Постепенно  общества переходят на регулярное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот эволюционный процесс привел к построению определенным и все более эффективным образом  структурированной системы государственных  доходов и расходов. Государства законодательно закрепляли состав и структуру бюджетов. Статьи расходов этих бюджетов на протяжении столетий обеспечивали преимущественно четыре устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобретала стабильность система формирования государственных доходов. Натуральные подати заменялись денежными налогами. Однако финансовая система и в эти эпохи была узка и состояла лишь из одного звена – бюджета. Соответственно, финансовые отношения были однообразными и сводились почти исключительно к формированию бюджета и его использованию.

Качественно новый этап развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической  формации, которая характеризуется  развитием товарно-денежных отношений, становлением нового типа государственности. Жизнь потребовала новых общегосударственных  фондов денежных средств. А потому возникли новые типы денежных отношений по поводу их формирования и использования. Товарно-денежные отношения проникают  во все сферы общества, приобретают  всеобщий характер. В этих условиях финансы стали выражать экономические  отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

Истекший XX век в еще большей степени  усложнил финансовые отношения, особенно после Второй мировой войны. Колоссально возросли размеры государственных бюджетов. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Оно во многих странах превратилось в активного и могущественного субъекта экономических отношений, который стал собственником значительной – до половины – части национального дохода. Огромные суммы денежных средств позволили государству оказывать существенное влияние на процессы общественного воспроизводства.

Итак, финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа. Первый – неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена – бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета.

Второй  этап развития финансов, напротив, характеризуется  многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9–18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30–50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Впрочем, получают развитие не одни только государственные  финансы. Развиваются (и по объему, и  качественно) финансы предприятий  и организаций различных форм собственности.

В странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная –  акционерные общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка и другие формы привлечения средств существенно  расширили и разнообразили возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.

Иными словами, в результате длительной экономической  эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной  системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения  опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Учитывая расширение сферы  финансовых отношений, в настоящее  время в нее включают экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Материальным  источником денежных фондов выступает  национальный доход государства  – вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального  дохода. Он определяет возможности  удовлетворения общегосударственных  потребностей и расширения общественного  производства. С учетом размеров национального  дохода и пропорции его деления  на фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции  развития экономики, ее структура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура финансовой системы.

Финансовая  система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать  в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1) централизованные финансы:

    • государственный бюджет;
    • внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • фонды имущественного и личного страхования;
    • фондовый рынок;

2) децентрализованные финансы: 

    • финансы коммерческих предприятий и организаций;
    • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
    • некоммерческих организаций;

     3) финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется  особыми методами формирования и  использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования  национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную  систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками  финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая политика государства.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства  по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его  социально-экономической политики и выполняет вспомогательную  роль.

Информация о работе Сущность финансов. Структура финансовой системы государства. Финансовая политика государства