Сущность экономических законов, их классификация, отличие от законов естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Как утверждал известный английский экономист А. Маршалл, экономические законы - это выражение общественных тенденций, «обобщение, гласящее, что от членов какой-либо социальной группы при определенных условиях можно ожидать определенного образа действий».

Содержание

3. Раскройте сущность экономических законов, их классификацию и отличие от законов естествознания. Стр.2
23. Покажите, какова зависимость линейной функции спроса от
уровня цены. Каким образом ценовая эластичность спроса влияет на объем выручки о реализации?
Стр.8
43. Объясните, как определяется цена и объем выпуска фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции на краткосрочных временных интервалах. Стр.13
Задача№3 (вариант №1) Стр.18
Список литературы Стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

      1.Закон денежного обращения.

      Закон денежного обращения выражает объективную  связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

      Так же существует еще множество других экономических законов, например: закон падения эффективности дополнительных затрат факторов производства, закон накопления, и. т. д. 

23. Покажите, какова  зависимость линейной  функции спроса  от уровня цены. Каким образом ценовая эластичность спроса влияет на объем выручки о реализации?  

Если  мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством  проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.

     Закон спроса - обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом   спроса.        

     

 

     Эта зависимость количества проданных  благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand cuive - англ.) показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

     По  вертикальной оси мы откладываем величину цены (Р. - price), а по горизонтальной - объем приобретаемого блага (Q - quantity).

     На  нашем графике точка А характеризует  повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка  В - показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.

     Изображенная  кривая характеризует состояние  цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Подобная кривая - график, простейшая экономическая модель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:

     

             , (1)

где  Q - величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;

     Р - цена (price).

     f - показатель функциональной зависимости  величины спроса от цены (function)

     То  есть если проговорить это уравнение  словами, получится:

     Величина  спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо.

     Функция спроса (demand function - англ.) - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса. 

     Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами - это «движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

  1. увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
  2. изменение вкусов и предпочтений;
  3. ценовые и дефицитные ожидания;
  4. колебание расходов на рекламу;
  5. изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;
  6. рост (или уменьшение) количества покупателей и пр. 
    Спрос является функцией всех этих факторов (то есть  зависит от них):                                                              , (2)

     где Q - спрос; Р - цена; I - доход (income); Z - вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цена на товары-заменители (substitute); Pcom - цена на дополняющие товары (complement); N - количество покупателей; В - прочие факторы.

     Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при  тех же ценах количество покупок  может увеличиваться или уменьшаться.                                  

      

     Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.

     Рост  цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Рассмотрим приведенные примеры связей на схеме:                        

        

     В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.

     Важным  фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это  на примере. Допустим, у нас имеются  два покупателя - покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых  D1 и D 2 (см. рисунок ниже). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей:

     

     В реальной рыночной экономике, когда  речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

     На  изменение спроса влияют и вкусы  потребителей, однако их влияние порой  довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

     Движение  вдоль кривой спроса отражает     изменение величины спроса: чем выше цена,     тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина.  Сдвиг кривой   спроса влево или вправо отражает изменение  спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса. 

3. Объясните, как определяется цена и объем выпуска фирмы, максимизирующей прибыль, в условиях монополистической конкуренции на краткосрочных временных интервалах. 

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным  входом на рынок и выходом с  рынка.

     Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.

     Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа  с положением монополии, ибо отдельные  монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

     Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

     а) наличие множества продавцов  и покупателей (рынок состоит  из большого числа независимых фирм и покупателей);

     б) свободный вход на рынок и выход  с него. (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

     в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

     г) совершенная информированность  продавцов и покупателей об условиях рынка;

     д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

     Определение объема продукции  в условиях монополистической  конкуренции.

     Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса.

Спрос на продукцию монополистической фирмы 

     В коротком периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая  прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая  уравнивает предельные издержки (МС) и  предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.

Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции 

     В долгом периоде максимизация прибыли  предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут.

Длительное  равновесие монополистической конкуренции 

     Фирма по-прежнему максимизирует прибыль  при такой комбинации цены (ОРЕ) и  объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает  лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

     Каковы  экономические последствия монополистической  конкуренции? Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

Информация о работе Сущность экономических законов, их классификация, отличие от законов естествознания