Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:54, контрольная работа
Инструменты государственного регулирования международной торговли :
тарифные — система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров.основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.
Источник: Фомичев В.И. Указ. соч. — С. 43.
Таблица показывает, что все большая часть конечного общественного продукта реализуется на внешних рынках. Особенно это относится к таким странам, как Бельгия, Малайзия, Словакия, Чехия и Эстония, у которых доля экспорта в отношении к ВВП составляет свыше 50%. Примерно такова же их доля и по импорту товаров.
Эти данные свидетельствуют о том, что в значительно большей зависимости от внешних производственных связей находятся страны с небольшой территорией и численностью населения. Значительно меньше зависят от внешних рынков США, где структура экономики носит более комплексный характер. Так, экспортная квота США в общем объеме совокупного промышленного и сельскохозяйственного производства составляет 10,7%, а импортная — 12,1%.
Вместе с тем расширение внешнеэкономических связей продиктовано не только потребностью сбыта продукции на внешних рынках, но и необходимостью получения определенных товаров из-за границы. Особенно большую роль внешний рынок играет для развивающихся стран, так как многие из них имеют относительно ограниченные размеры внутреннего рынка.
В настоящее время одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является включение государства в процесс международного разделения труда. Участие в нем и развитие внешнеэкономических связей способствуют росту эффективности производства прежде всего из-за различий в издержках производства в отдельных странах. При этом также появляется возможность приобретать за границей те виды сырья и продовольствия, стоимость которых на внешних рынках ниже, чем на внутренних.
Однако даже при равенстве затрат на изготовление продукции в разных странах международное разделение труда и обмен товарами необходимы для увеличения масштабов производства и оптимизации его размеров.
Международная специализация и кооперирование позволяют сосредоточить научные силы, квалифицированные кадры и материальные ресурсы в тех отраслях производства, в которых страна специализируется на мировом рынке. Это является условием повышения технического уровня производства, роста производительности труда и повышения качества продукции.
При этом создаются условия для использования передового зарубежного технического опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем прямой покупки лицензий, «ноу-хау» на изобретения, технологические процессы, новые изделия, а также для применения приобретенных за границей новейших машин и оборудования.
Особо следует отметить закупки лицензий на новую технологию за границей, к чему активно прибегают все промышлен-но развитые страны. Например, в Японии, ФРГ и Франции затраты на покупку таких лицензий в 2-3 раза превышают доходы от их продажи.
Обмен товарами между странами занимает особое место в международном разделении труда, основным побудительным мотивом которого являемся стремление к получению экономических выгод. Движущая сила международного разделения труда в условиях товарного производства — это закон стоимости, проявляющийся в различиях национальной и интернациональной стоимости производства товаров.
Под влиянием научно-технической революции
торговые связи между странами усложняются
и обогащаются, все более перерастая
в комплексную систему
Прогнозы и расчеты
В перспективе производство экономически развитых стран все в большей степени будет ориентироваться на внешних производителей, а внутренний спрос — на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.
Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие отличительные особенности.
Во-первых, если на национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, то на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.
Во-вторых, отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы — системы мировых цен.
В-третьих, мировой рынок товаров дополняется рынком услуг, в частности торговлей лицензиями.
В-четвертых, структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяются изменением конкурентоспособности их товаров.
И, наконец, в-пятых, мировой торговле присуща неравномерность роста как торговли отдельных стран, так и всего мирового товарооборота.
В современных условиях мировой рынок становится сферой деятельности крупных компаний — крупнейших транснациональных компаний США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании и других стран. Причем эти компании объединяют свои усилия с целью укрепления позиций на мировом рынке в конкурентной борьбе с другими компаниями.
Таким образом, мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы. Активную роль в ней играют те государства, которые не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят политику, направленную на форсирование экспорта своих товаров.
Список использованных источников
1. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – 2-ое изд., перераб. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 366 с.
2. Ефимова Е.Г. Экономическая теория: учеб. пособие/Е.Г. Ефимова – М.: МГИУ, 2007. – 198с.
3. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр, и доп. / Под об. Ред.академика В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М,: ИНФРА-М, 2005. – 322 с.
4. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2007.-576 с.
5. Чепурин, М. Н. Курс
6. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; Под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550 с.
7. Симкина, Л. Г. Экономическая теория, 2-е издание / Л. Г. Симкина. – Санкт – Петербург, 2008 г. – 384 с.
Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения торговли