Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать определение теневой экономике, изучить ее структуру, оценить масштабы теневой экономики в России и в мире, а также рассмотреть основные методы борьбы с теневой экономической деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

33_kursovaya.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2006 г. отдельное внимание было уделено  необходимости борьбы с коррупцией, в том числе в сфере государственного управления. Кроме того, Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. (одобрена Правительством Российской Федерации 25 октября 2000г.) предполагается ряд системных антикоррупционных мероприятий, направленных на устранение институциональных факторов для возникновения коррупции. С целью сокращения барьеров входа на рынок, снижения общего уровня издержек в экономике, стимулирования появления новых предприятий, а также улучшения инвестиционного климата необходима реализация следующих мероприятий:

  • внедрение механизмов управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по управлению подведомственными организациями;
  • разработка административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • внедрение механизмов досудебного обжалования решений и действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение эффективности системы закупок для государственных нужд: повышение гласности и открытости закупок, ведение открытого реестра государственных контрактов, жесткая регламентация процедур закупок;
  • внедрение ведомственных и региональных антикоррупционных программ;
  • раскрытие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • внедрение экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность;
  • проведение публичных обсуждений подготавливаемых решений, проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;
  • включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных решений органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций;
  • создание общественных советов с участием представителей гражданского общества при органах исполнительной власти.

Так как «теневая» экономика  в ряде случаев имеет не только национальный, но и международный характер: коррупция, «отмывание» денег, финансирование терроризма — следует обратить внимание на ряд документов, образующих международно-правовые основы борьбы с данными явлениями. В первую очередь, это документы ООН:

  • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.
  • Конвенция Организации Объединенных наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.;
  • Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 г.;

К документам Совета Европы и Евросоюза относятся:

  • Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.);
  • Парижская декларация против отмывания денег (Итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.).

Среди документов СНГ следует  отметить модельный Закон «Об основах законодательства по антикоррупционной политике» (Принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.).

Для реализации мер борьбы с легализацией незаконных доходов была создана Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (FATF), в состав которой входят представители основных финансовых центров Европы, Северной Америки и Азии. Это межправительственная организация, которая в 1990 г. подготовила и предложила мировой общественности «Сорок рекомендаций по проблемам отмывания денег». В 1996 г. эти рекомендации были пересмотрены, с тем чтобы принять во внимание опыт, накопленный за эти годы, и учесть изменения, произошедшие в области отмывания денег. В 2002 г. были приняты Рекомендации FATF для финансовых учреждений по определению операций, связанных с финансированием терроризма.

На международном уровне одной из наиболее явных угроз  в сфере экономической безопасности является коррупция, поэтому международными организациями предлагаются следующие меры по борьбе с ней:

  • принятие односторонних обязательств на национальном уровне;
  • провозглашение добровольных обязательств отдельными фирмами; создание соответствующих моделей национальных законов против коррупции;
  • сертификация фирм и их зарубежных отделений с целью предотвратить незаконные выплаты;
  • разработка соответствующих кодексов поведения, в которых предусматривались бы меры против коррупции;
  • заключение международного соглашения по борьбе с коррупцией.

Безусловно, теневую экономику полностью ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, нельзя.

 

 

 

 

 

Заключение

Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так  называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной  из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика  - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого  государства, необходимо тщательно  изучать, и лишь затем принимать  хорошо проработанные меры по их устранению. В своей работе я попыталась осветить основные явления и масштабы теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира.

В развитых странах, в том  числе и в России, продолжается коррумпирование высших правительственных  кругов. Подобные тенденции, разумеется, неизбежны, однако, особое опасение вызывает наше государство, где доля теневого сектора экономики продолжает стремительно расти. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира, где  теневая деятельность не превышает 8–15% ВВП (Великобритания, США, Германия).

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика – будет и  скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить ее объемы можно, проводя экономическую политику как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.

Таким образом, в заключение можно  сказать, что задачи, которые были определены в начале данной работы, выполнены и цель достигнута, т.е. изучены теоретические основы теневой  экономики и произведен анализ её проявления.

Список литературы

  1. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2007 г.). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007 – 192 с. -  ст. 171.
  3. Аналитический отчет «теневой сектор в странах с развивающейся демократии». Центр международного частного предпринимательства (CIPE). Материалы семинара «проблемы участия в легальной экономической деятельности: теневой сектор экономики стран с развивающейся демократией». Сан -Пауло, Бразилия, 13 ноября 2000 г. – С. 7-8.
  4. Андрей Долгих «Серые» наступают// "Новые Известия". – 2009. – 21 апр.
  5. Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и мировой экономике//Проблемы современной экономики. - 2007 - № 2.-С. 12-13
  6. Бренделева Е. А.  Неоинституциональная экономическая теория: учебное пособие./  Е. А. Бренделева - М: ДИС, 2006 – 348 с. – ( Учебник МГУ им. Ломоносова)
  7. Вячеслав Леонов  Европа уходит в тень // «РБК daily». – 2009. - 18 апр.
  8. Игорь Наумов Рейтинги России опять испортила коррупция // «Независимая газета». – 2008 – 24 окт.
  9. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. – М.:РГГУ.-2000 - С.11
  10. Т. Е. Кочерина  Экономическая безопасность: учебник для вузов./  Т. Е. Кочерина.- Ростов/Н/Д: феникс, 2007 – 446 с. – (Высшее образование).
  11. Экономика и право. Теневая экономика: учебное пособие для вузов. /  Н. Д. Эриашвили и [др].; под ред. Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьеева, - изд. Стер.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с

1 Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и мировой экономике//Проблемы современной экономики. - 2007 - № 2.-С. 12

2 Аналитический отчет «теневой сектор в странах с развивающейся демократии». Центр международного частного предпринимательства (CIPE). Материалы семинара «проблемы участия в легальной экономической деятельности: теневой сектор экономики стран с развивающейся демократией». Сан -Пауло, Бразилия, 13 ноября 2000 г. – С. 7-8.

3 Андрей Долгих «Серые» наступают// "Новые Известия". – 2009. – 21 апр.

4 Вячеслав Леонов  Европа уходит в тень // «РБК daily». – 2009. - 18 апр.

5. Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и мировой экономике //Проблемы современной экономики. - 2007. - № 2.-С. 13

6 Андрей Долгих «Серые» наступают// "Новые Известия". – 2009. – 21 апр.

7 Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. – М.:РГГУ.-2000 - С.11.

8 Игорь Наумов Рейтинги России опять испортила коррупция // «Независимая газета». – 2008 – 24 окт.

9 О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24.

10 Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2007 г.). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007 – 192 с. -  ст. 171.

11 Там же ст. 173

12 Там же ст. 174

13 Там же ст. 188

14 Там же ст. 189

15 Там же ст. 194

16 Там же ст. 197

17 Там же ст. 204

 


Информация о работе Теневая экономика