Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего исследования - выявить особенностей теневой экономики. Исследовать её на примере Российской Федерации.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать понятие теневой экономики
2. Определить структуру теневой экономики
3. Выявить особенности теневой экономики в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1.Теневая экономика: понятие, сущность, структура.
1.1Определение теневой экономики………….……………………………...5
1.2Структура теневой экономики и её институционализация……….......14
2.Особенности теневой экономики в России…………………………........22
2.1 Функции и масштабы теневой экономики в современной России…..28
2.2 Стабилизирующая функция теневой экономики……………………....29
2.3 Дестабилизирующая функция теневой экономики…………………....31
2.4. Пути снижения объёмов теневой экономики………………………....36
Заключение…………………………………………………………………....40
Список используемой литературы…………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 245.58 Кб (Скачать файл)

примерно  три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. [Вопросы статистики-1999 №12] Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.

Формируя  концептуальную основу линии в отношении  теневой экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии

государственной собственности и административно-распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в теневой экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

В целях создания и поддержания благоприятной  хозяйственно-правовой среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего это относится к налоговому режиму.

Представляется  уместным обратиться к опыту новой  экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

Согласно  же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная  налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей. Также предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии  защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).

А главное, конечно  же, создать благоприятное экономическое  и правовое

пространство  на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы  и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение в "теневом бизнесе" - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. Хорошо если это кончится только разводом. С каждым днем все весомее и значимее становится такое понятие, как репутация фирмы.

Недаром с 2000 года этот актив включен в баланс предприятия. Кое-кто из

бывших теневиков  уже в полной мере осознал это  и изо всех сил старается

отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух

говорят о  своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что

некоторые сознательно  провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке.

Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они  считают, что выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По крайней мере, очень хочется на это надеяться.

Вывод.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть

открытая экономика –  будет и скрытая. Это в натуре человека. Другое дело, что снизить  ее объемы можно.

Но для этого России необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать  это, бороться с теневой экономикой бесполезно.

Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

 

Заключение.

Теневые процессы – это  такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких  официальных следов. Здесь нет  таких документальных следов, как, например, официальные отчеты, которые Комитет  по статистике РФ получает от предприятий  страны. Нет финансовых следов в  виде уплаты налогов. Нет и психологических  реакций в виде массовых реакций  людей (таких как забастовки, демонстрации, пикеты). То есть процесс идет, и, надо сказать немалыми темпами, но для  общества его «как бы» нет. «Тень» находится вне информационной доступности.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в  настоящее время роль неформальных отношений существенно возросла. Новые неформальные отношения создали  крупные сегменты в экономике  страны, кроме того, они пронизывают  практически все экономические  отношения, в том числе и считающиеся  формальными.

Российской экономике, уникальной по масштабам сферы неформальной

хозяйственной деятельности, присуще многообразие субъектов  неформальных отношений. Наряду с особыми  социальными группами наблюдалась  и в советское время и имеет  место до сих пор повседневная причастность практически каждого  жителя страны к неформальным отношениям. Покупка товаров у спекулянтов, отдых «дикарем», оплата медицинских  услуг при бесплатном медицинском  обслуживании,

низкая заработная плата  продавцов и работников общепита, а также неформальные способы  ее компенсации и т. д. сопровождали жизнь каждого советского человека.

Сейчас, естественно многое изменилось, но многое остается по-прежнему.

Добавились новые деформирующие  экономику и укрепляющие ее теневой  характер отношения: бартер; уход от налогов; завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо зарплаты, и необходимость  реализации этой продукции; поиск дополнительных заработков.

Вообще теневая экономика  оказывает двойственное влияние  на

социально-экономическое  положение в стране: стабилизирующее  и

дестабилизирующее. Степень  проявления той или иной формы  воздействия в

значительной мере определяется состоянием экономики в целом. Считается, что основными направлениями стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономику являются: формирование более эффективных форм экономической деятельности, создание в период спада и падения уровня жизни населения новых рыночных ниш, формирование негосударственной финансовой базы для решения социальных задач. К основным дестабилизирующим направлениям влияния

теневой экономики относят: вытеснение официальных механизмов налогообложения, дезорганизация производственных процессов в официальной экономике, усиление криминальной обстановки в обществе.

По оценкам специалистов в России завершилось два этапа: 1991-1994 гг., когда имело место стабилизирующее воздействие теневой экономики, и 1995-1998 гг., когда преобладали дестабилизирующие факторы.

В настоящее же время идет третий этап процесса развития теневой экономики. Это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. Речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что может привести к криминализации властных структур.

Все это вызывает необходимость  решительного наступления государства  на

теневой сектор, создание таких  правовых, экономических и социальных условий предпринимательства в стране, которые способствовали бы прозрачности действий экономических структур, их заинтересованности в полной легализации своего бизнеса.

Подводя итог нужно отметить: введение в научный оборот понятия  «теневая

экономика», осознание необходимости  исследования данной сферы экономики  и социальной жизни людей, выработанные материалы и методы проведенных  исследований дают основание полагать, что сформирована новая междисциплинарная область научного знания. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее время сложилась в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Виноградов  В.В. Экономика России. - М.:Юристъ,2008г.

2.Исправников  В.О., Куликов В. В. Теневая экономика  В России: иной путь и третья  сила. - М.,2000г.

3.Латов Ю.В.Экономика  вне закона: очерки по теории  и истории теневой экономики.//www.ie.boom. ru

4. Бекряшев  А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика  и экономическая преступность//www.fin book.biz

5.Шеншин  А.Е. От «теневизации» экономики  к криминализации общества: генезис  и сущность криминальных экономических  процессов.//Вестник Московского  университета. Серия18.Социология и  политология.2003г.

6.Аблаев  И.М. Тень и краски российской  экономики.//ЭКО,2004г.

7.Лунеев  В. Теневая экономика: криминологический  аспект.//Общество и экономика,2004г.

8.Косалс  Л.Я., Рывкина Р.В. Становление  институтов теневой  экономики  в постсоветской России.//Социологические  исследования,2002г.

9.НиколаевИ.  Теневая экономика: причины, последствия,  перспективы.//Общество и экономика,2001г.

10.Косалс  Л.Я.Теневая  Экономика как  особенность российского капитализма.//Вопросы экономики,2003г.

11.Маликов  Р. Институциональная коррупция  в России: методология анализа.//Общество  и экономика ,2005г.

12.Маликова  И., Кац Е., Канаев П.170 млрд. в тени//www.press - release.ru


 



Информация о работе Теневая экономика