Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности, условий возникновения и социальных последствий теневой экономики для России.
Достижение поставленной цели опирается на решение следующих задач:
- определить понятие теневой экономики, выявить его сущность;
- охарактеризовать формы теневой экономики;
- проанализировать условия возникновения теневой экономики и ее социальные последствия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

- трудовые ресурсы (лица, задействованные в теневых экономических видах деятельности).

Можно утверждать, что в сферу теневой экономики вовлечены легальные российские и зарубежные банковские структуры, фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ и за рубежом, и выступающие заказчиками товаров у иностранных производителей, а так же фирмы «прокладки», зарегистрированные и созданные в так называемых зарубежных оффшорах и свободных экономических зонах РФ, целью создания которых является исключительно прикрытие нелегальной деятельности реальных организаций импортеров, а так же легализация незаконно ввезенных товаров на территории РФ. Банковские структуры используются для перевода денег через ряд оффшорных фирм реальным поставщикам продукции. Примерная схема такой организации показана на рисунке 1 (Приложение 1)

Нет абсолютного разделения: «теневая экономика» - по одну сторону, легальная - по другую. Есть один хозяйственный процесс с теневой составляющей. При этом в разряд «теневиков» формально попадают не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры. Позволительно ли отождествлять тех и других? Как видно, следует различать по характеру производственных отношений ту часть «теневиков», которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.

Субъекты «теневой экономики» образуют своего рода «пирамиду»

На ее вершине - криминальные авторитеты и их рабочая сила: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты -- грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки. Здесь же коррумпированные представители органов власти и управления. По разным оценкам, они составляют от 5 до 25% всей пирамиды и обладают значительной силой и влиянием.

Среднюю часть пирамиды образуют «теневики-хозяйственники» (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки»). Эти люди - мотор экономической деятельности, причем не только нелегальной. В перспективе они способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Сейчас они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований полагают, что избранная модель реформирования нуждается в радикальных изменениях, и при этом не приемлют возврата к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе. Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного (интеллектуального) труда; к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вторичной (неформальной) занятостью. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона «в тень».

Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках «теневиков»  второй группы.

Всего пирамида насчитывает 30 млн человек экономически активного  населения страны, производящих более 40% ВВП. Деление субъектов «теневой экономики» на три группы в определенной мере условно, но необходимо, ведь у  субъектов выделенных групп, наряду с общими интересами, есть интересы специфические.

2. Последствия функционирования российской теневой экономики

2.1. Формы теневой  экономики

В зависимости от систем мотивации выделяются следующие  основные формы:

1. Псевдотеневая или  полутеневая деятельность (планирование налогов). Любые налоги и платежи уменьшают доход, поэтому их следует избегать. Пример такого поведения хозяйствующих субъектов – массовая регистрация малых предприятий на начало периода объявленных налоговых льгот и столь же массовое их закрытие по истечению "налоговых каникул". Эта деятельность совершенно законна, поскольку не уклоняется от требований налоговой системы, а приспосабливается к ней. Но она приобретает полутеневой характер, ибо может сопровождаться "адаптацией" показателей деятельности к требуемым.

2. Рациональная (вынужденная)  теневая деятельность. Так как  цена законопослушного поведения  кратно превышает соответствующую  цену в условиях теневой деятельности, этот тип теневой деятельности  хотя и не желателен, носит  как бы вынужденный характер и провоцируется неадекватной налоговой политикой государства или характером институциональной системы (системная коррупция). Считается, что данный тип теневой деятельности в принципе может перейти в прозрачную экономику при соответствующих условиях, на чем и построены предложения о легализации теневого сектора и его интеграции с легальным.

3 Иррациональная теневая  деятельность, – является результатом  нерационального поведения, субъект  которого склонен к риску, авантюрному  типу поведения. Эту позицию защищает теория экономики преступности, которая исходит из принципа раскрываемости хозяйственных правонарушений и неизбежности санкций. В соответствие с этой теорией теневая экономическая деятельность неизбежна, не имеет примитивной своекорыстной мотивации, а есть результат самореализации специфическою социально-психологического типа субъекта экономической деятельности.

В каждой из перечисленных  трех форм теневой деятельности предусматривается  сознательный выбор, обоснованный или  необоснованный, верный или неверный, свободный или вынужденный. Во всех трех случаях легальная прозрачная деятельность возможна, хотя и обременительна.

Формы теневого экономического поведения, в которых доминирует не субъективный (сознательный выбор), а объективный фактор, не предполагающий выбора, следующие:

1. Теневая деятельность  как форма коллективного выживания.  Нетеневая деятельность невозможна, даже если она желательна. В  таком положении находится сегодня  часть российского рельного сектора  экономики, для которого характерны неплатежи, бартер, использование денежных суррогатов, низколиквидных векселей, т.е. наличие всех предпосылок теневой деятельности. Поскольку реальный сектор по большей части неликвиден, то иного типа экономического поведения, кроме теневого либо полутеневого, здесь нельзя реализовать. Это тип коллективного выживания неконкурентоспособных предприятий, либо предприятий, работающих в условиях сужения внутреннего рынка.

2 Теневая деятельность  как форма индивидуального выживания  за счет второй (третьей) скрытой занятости; занятия натуральным хозяйством; оказания услуг (частный извоз и т.п.). Она может носить как нейтральный, так и протестный характер.

3. Традиционная теневая  деятельность как стереотип национального  поведения и национального менталитета  (неформальные сделки, шабашничество в странах Евразийского союза и др.), когда иной вариант экономического повеления просто не рассматривается.

4. "Идейная" теневая  деятельность. В ее основе лежит  убежденность в невозможности  иного способа действий, поскольку  экономика государства представляет собой тупиковый вариант экономической системы с теневой ориентацией.

В мировой практике обычно выделяют следующие факторы (тенденции), определяющие масштабы и динамику "теневой" экономики:

1. Общее состояние  экономики. Активное формирование теневого сектора в переходной экономике является следствием обшей нестабильности (предкризисное, кризисное, посткризисное состояние). При нестабильном состоянии легальной экономики деятельность в ее "теневом" секторе имеет свои преимущества: более четкие, стабильные и понятные правила "игры" в отсутствие соответствующей нормативно-законодательной и правовой базы и связанных с ней громоздких, зачастую дорогостоящих бюрократических процедур; строгая ответственность субъектов теневой экономики. В то же время нестабильное состояние экономики вынуждает искать более привлекательную нишу для своей деятельности, например "теневой" сектор.

2. Степень свободы  бизнеса. Тенденция устранения  государства от своих регулирующих  и надзорных функций ведет  к росту теневого сектора экономики. Снятие всех запретов, преобладание технократических подходов и концепций "экономического романтизма" в управлении государством; отсутствие и/или несовершенство необходимой нормативно-законодательной и организационно-правовой базы приводит, как правило, к существенному свертыванию регулятивных и надзорных функций государства в ряде секторов экономики' и в конечном итоге к потере его экономической безопасности.

3. Отсутствие и/или  несовершенство нормативно-законодательных  и организационно-правовых актов, регулирующих отношения в области предпринимательства и бизнеса. Наличие пробелов в этой сфере законодательства государства позволяет достаточно комфортно работать в теневом секторе экономики, ограничивая тем самым возможности государства реализовать свои регулирующие функции, а исполнительным органам власти – должным образом контролировать ситуацию. У налоговых служб и правоохранительных органов отсутствуют инструменты, при помощи которых они могли бы воздействовать на теневой бизнес.

Кроме того, наличие непрозрачного  механизма предоставления налоговых  льгот способствует коррумпированности власти и сдерживает развитие конкурентной среды в экономике.

4. Тяжесть налогообложения.  Уровень налогов и социальных  отчислений в 33% оценивается в мировой практике критическим в плане провоцирования распространения "теневой" экономики. А налоговое изъятие свыше 50%, как правило, лишает предприятие стимулов к производственной деятельности вообще и к легальному развитию производства, в частности. Как известно, чрезмерно высокие акцизы и пошлины создают криминальный импорт, увеличивают контрабанду товаров, способствуют уходу товаров в теневой сектор экономики и снижают поступление налогов.

5. Незащищенность прав  собственности. Одной из важных  причин, влияющих на динамику развития теневой экономики, является незащищенность прав собственности: отсутствие четких гарантий защиты прав собственности приводит к тому, что используется малейшая возможность избежание уплаты налогов.

6. Отсутствие привлекательных условий для инвестирования доходов населения. Экономика стран Евразийского союза ориентирована на движение наличных денежных средств как основных средств платежа, преимущественно долларов США. Нестабильность финансового рынка, последствия азиатского фондового и российского системно-экономического кризисов, недоверие к банковской системе, отсутствие возможности легитимного инвестирования своих свободных денежных средств в экономику государства (посредством приобретения акций, участия в тендерах по приватизации госсобственности и др.) способствуют оттоку капитала за рубеж.

8. Неблагоприятный социальный  фон. Заметным явлением становится "теневая" занятость. На фоне  ухудшения ситуации на рынке  труда, тенденции падения уровня  жизни населения, безработицы,  внутренней и внешней миграции, происходит резкий отток занятых из легального сектора экономики в теневую и серую экономику, криминалъную среду, прежде всего малообеспеченных слоев населения и мигрантов в тех регионах, где выше уровень безработицы, слабо развито малое предпринимательство. Занятость в легальных секторах экономики все более приобретает неформальные черты.

 

2.2 Социальные аспекты теневого механизма

Теневая экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики.

Рассмотрим  преимущественно негативные последствия  криминализованной теневой экономической  деятельности, неразрывно связанной  с совершением общественно вредных  незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность

Негативные последствия  теневой и криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Вот всего лишь несколько примеров имеющихся последствий применительно к рассматриваемой теме:

- деформация налоговой  сферы. Сокрытие экономической  деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.

- деформация бюджетной  сферы. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Сокращение государственных расходов обостряет структурный кризис, ставя в тяжелое экономическое положение предприятия обрабатывающей промышленности, военно-промышленного комплекса и других отраслей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал (так называемая «утечка мозгов»).

Информация о работе Теневая экономика