Теневая экономика и ее влияние на финансы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Теневая экономика тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

тимганова 1курс .docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода:

Монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате.

«палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.);

Анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;

Метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг.

Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения, обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др.

2.2. Методы борьбы с теневой экономикой

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная обратная связь, упомянутая выше. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются такие меры как:

Реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

Ужесточение борьбы с коррупцией;

Меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

Выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

Усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег

Разработка проекта детенизации экономики

На мой взгляд, этого недостаточно. Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять в следующем:

Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.

Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы теоретического аспекта теневой экономики.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Одновременно с легальной экономикой возникла и теневая, сопоставимая с ней по масштабам. В теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе.

В целом, теневая экономика представляет собой вполне закономерное явление, причины которого связаны с реакцией на ограничительные меры государственного регулирования, с желанием населения увеличить реальные доходы.

Теневая экономика характеризуется разнородностью состава, поэтому имеет разветвленную классификацию. Важным условием повышения эффективности борьбы с теневой экономикой является расширение международного сотрудничества, особенно в области информации о незаконных финансовых операциях.

Борьба с “отмыванием” денег - многогранный процесс, который должен рассматриваться комплексно. Так, для более эффективной борьбы с легализацией преступных средств необходимо не только знание законов, директив и инструкций, но и основ экономической деятельности. Особенностью данного процесса является то, что легализация незаконных средств является вторичной на фоне основного преступления, в результате которого появились эти деньги. При этом она хорошо замаскирована в легальном бизнесе.

Подводя итог выполненной работе, необходимо заметить, что фактически невозможно охватить все проблемы, связанные с теневой экономикой. Приведенная информация представляет собой лишь средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно она воздействует на все сферы нашей жизни.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы  современной экономики: материалы  респ. конф. молодых ученых (Минск, 25 нояб. 2008г.) Вып. 3 . Мн.: БГЭУ, 2008. - 410 с.

2. Балашевич, М.И., Нестеренко, В.И. Тенденции развития теневой экономики в условиях глобализации// Вестник БГЭУ. − 2009.− №5.− с.37-42.

3. Бокун, Н.Ч. Теневая экономика: понятия, классификация, методы оценки: Методология статистических исследований. Мн.: НИИ статистики, 2002. - 263с.

4. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. Учеб. пособие. Норма, 2006. 336 с.

5. . Новик, С.В. Методы оценки теневой экономики// − 2007. − №10. − С.25-32.

 

 

 


Информация о работе Теневая экономика и ее влияние на финансы государства