Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 19:53, реферат
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема бедности в России в настоящее время затронула значительную часть населения.
Цель данной курсовой работы - попытаться отразить картину бедности в регионе Российской Федерации, в частности на примере Челябинской области с точки зрения экономики, и при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.
Можно рассчитать индекс остроты бедности для Челябинской области за 2012 год.
= 0,07118 или 7,1%
Так же рассчитываем индекс глубины бедности:
Таким образом, в силу различий свойств, показатели бедности могут быть использованы для характеристики вариантов проводимой государством политики борьбы с бедностью. Так, более существенное сокращение индекса бедности по сравнению с другими индексами говорит о том, что государство проводило мероприятия, направленные на рост благосостояния не какой-либо отдельной группы населения, а стремилось создавать условия, при которых общие доходы людей в стране будут расти.
Расчеты индекса остроты и глубины бедности по России в целом Челябинской и Свердловской области за 2008-2012 гг. представлены в таблице 7 и 8.
Таблица 7 Показатели индекса остроты бедности () Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (%)
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Челябинская область |
7,2 |
5,2 |
5,0 |
5,3 |
7,1 |
Свердловская область |
7,0 |
7,4 |
5,7 |
7,2 |
7,4 |
Российская Федерация |
7,9 |
10,4 |
7,9 |
7,0 |
7,8 |
Таблица 8 Показатели индекса глубины бедности () Челябинской области за период с 2008-2012 гг. в сравнении со Свердловской областью и Россией в целом (%)
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Челябинская область |
3,3 |
2,1 |
1,9 |
2,2 |
1,2 |
Свердловская область |
1,9 |
1,8 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
Российская Федерация |
3,0 |
4,5 |
3,0 |
1,9 |
2,8 |
В таблицах 7 и 8 приведены значения коэффициентов глубины и остроты бедности в динамике за 2008 – 201 гг. Проанализировав данные можно сказать, что по сравнению с 2008 годом коэффициент глубины бедности в Челябинской области уменьшился на 2,1 %, а коэффициент остроты бедности – на 0,1% . Хотя тенденция снижения коэффициента глубины бедности в течение пяти лет была нарушена скачком вверх в 2011 году, после чего наблюдается опять уменьшение. По сравнению со Свердловской областью и Россией в целом, видно, что показатели этих двух коэффициентов гораздо ниже, это свидетельствует о том, что говорит об улучшении положения бедного населения в Челябинской области, о сокращении дефицита доходов у бедных людей и о сокращении неравенства среди бедного населения.
Подводя общий итог, необходимо отметить, что происходящие сегодня изменения в сфере социальной защиты населения — переход от льгот к адресным субсидиям, развитие программ самообеспечения на фоне наблюдаемого экономического роста в регионе — позволяют лучше расходовать бюджетные средства и намного эффективнее помогать незащищенным категориям граждан.
Проблема борьбы с бедностью многогранна и многочастная. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования, медицины.
Борьба с бедностью - это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения.
Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в Челябинской области являются:
создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
start="2"формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения региона (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях;
start="3"создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе;
start="4"повышение роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.
Целью борьбы с бедностью в Челябинской области является уменьшение численности и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию сказано: "Только от нас зависит успех решения первоочередных общенациональных задач. Задач, которые хорошо известны. Это удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии".
Таким образом, решение проблемы бедности является одной из важнейших стратегических задач развития.
Главное стратегическое условие для решения проблемы бедности сформулировано в Послании Президента: "действительно надежную основу для долговременного решения социальных проблем, в том числе и борьбы с бедностью, может дать только экономический рост".
Экономический рост в Челябинской области является главным условием для сокращения бедности, однако он не приведет сам собой к решению проблемы бедности. Для этого необходимы целенаправленные действия, основанные на следующих принципах:
1) равная ответственность
государства, бизнеса и населения
за преодоление бедности: не только
государство и местное
2) адекватная оценка труда:
повышение уровня оплаты труда
и доли оплаты труда в валовом
доходе по мере роста качества
трудовых ресурсов и повышения
эффективности труда, обоснованное
снижение дифференциации в
3) адресная борьба с
социальной бедностью: бедность
неоднородна и имеет свою
4) поэтапные и комплексные
действия: бедность не может быть
побеждена какой-то одной
Основными задачами борьбы с бедностью в Челябинской области на ближайшие годы являются:
уменьшение числа бедных до 10 процентов от общей численности населения Челябинской области при росте среднедушевого прожиточного минимума;
start="2"ежегодное повышение заработной платы работников бюджетной сферы в размере до 20 процентов заработной платы;
start="3"обеспечение условий, при которых государственная социальная помощь будет поступать гражданам адресно в зависимости от фактического уровня их доходов и социального благополучия;
start="4"выравнивание относительных показателей бедности между городом и селом.
Основными организационными условиями для решения проблемы бедности являются ее выделение в качестве самостоятельного предмета управления, определение целевых показателей и разработка плана мероприятий по борьбе с бедностью на уровне исполнительных органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, Федерации профсоюзов Челябинской области и Челябинского областного Союза промышленников и предпринимателей.
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем всех регионов Российской Федерации. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Потенциал рыночной экономики для обеспечения высокого уровня жизни для большинства населения пока не задействован в полной мере. Более того, вызывают беспокойство рост социального неравенства и высокая дифференциация населения по доходам.
Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются.
В данном случае огромные усилия возложены на само государство и благодаря правильно, разумно проведенной социальной политики снизить степень ее остроты вполне реально.
При этом, нет единого метода, как к определению бедности, так и к ее измерению. Необходимо использовать комплексный подход, чтобы наиболее полно отразить состояние общества на данный момент.
Главной особенностью бедности в Челябинской области является то, что большинство лиц из данной категории - это семьи трудоспособных и, как правило, работающих людей (при этом нередко тех, кто имеет всего лишь начисленную, а не выплаченную вовремя заработную плату).
И поэтому, необходим пересмотр трудового законодательства.
А в целом, необходима координация совместных усилий как государства в целом, так и каждого гражданина (активизация внутреннего потенциала).
Социологический энциклопедический словарь, под. Ред. Г.В. Осипова.- М., 1998.
start="2"Власть- 1999.- №9.- с.30-43.
start="3"Бобков В. Трудное выздоровление. // Человек и труд. 2003, №7.
start="4"Буздалов И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества. // Общество и экономика 2005, №3.
start="5"Ванеев О. Проблемы городской бедности: муниципальная политика и практика. // Человек и труд 2010, №2.
start="6"Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие. / Под ред. М.Р.Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560с.
start="7"Моисеев В., Почему в богатой стране так много бедных? // Человек и труд 2010, №6.
start="8"Нещадин А. Бедность - порок России. // Человек и труд 2004, №1.
start="9"Суринов А. Проблемы измерения социального неравенства и бедности в России. // Общество и экономика 2004, №3.
start="10"http://do.gendocs.ru // Уровень бедности населения России.
start="11"http://www.gks.ru // Прожиточный минимум по Челябинской области.
start="12"http://www.gks.ru // Уровень бедности Челябинской области.
start="13"http://www.gks.ru // Доходы, расходы и условия проживания домашних хозяйств.
start="14"http://www.ersds.e-burg.ru // Уровень жизни Свердловской области.
start="15"http://www.ersds.e-burg.ru // Социально-экономические показатели Свердловской области.