Теории и основные черты мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения порождают многообразие форм и направлений мировой торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ…...………….……5
1.1. Понятие и основные черты мировой торговли…………………...….……..5
1.2. Основные этапы в развитии мировой торговли……….…………………...6
1.3. Структура и основные товаропотоки мировой торговли.………………..10
1.4. Виды мировой торговли……………………………………………………13
2.ТЕОРИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ…………………………………………...16
2.1.Классическая теория международной торговли…………………………...16
2.2.Теория Хекшера – Олина………………………………………………...….19
2.3. Парадокс Леонтьева…………………………………………………….…...20
2.4. Альтернативные теории……...………………………………………….….22
2.5. Теорема Рыбчинского……………………………………………………....29
2.6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера…………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя после правки Бердник.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.3. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него

Допустим, что  в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (Рис. 2.3). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е. С включением страны в международный товарообмен увеличивается производство товара Y в экспортном секторе, при создании которого в большей мере используется избыточный фактор — капитал. Это приводит к росту используемого капитала на GG1 При неизменных размерах другого используемого фактора — труда — соотношение производства товаров Х и Y показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара Y переместится в точку Е1, т.е. возрастет на ЕЕ1. Напротив, производство более трудоемкого товара X переместится в точку F1, т.е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y.

2.6. Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера

 

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность  определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены.10 Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;
  • условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью;
  • родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
  • стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране: случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать и государственная политика.

По мнению Портера, государства  должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.11 Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных  мер по поддержанию и повышению  конкурентоспособности страны должны входить:

1) Воздействие правительства  на факторные условия: акцент на создании факторов инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и т.д.; грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков, налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и т.д.

2) Воздействие правительства  на условия спроса: государственные  закупки, стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций; регламентация изделий и процессов, создание четкой системы стандартов для вытеснения  некачественной продукции; воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей;

3) Воздействие правительства  на родственные и поддерживающие  отрасли: политика правительства  в отношении СМИ; образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции); региональная политика в том числе стимулирование развития отстающих районов.

4) Воздействие правительства  на стратегию, структуру и соперничество  фирм: интернационализация, поощрение международной ориентации и экспорта, воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм; регламентация соперничества внутри страны; образование новых фирм; торговая политика, необходимо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом; привлечение зарубежных инвестиций.

Таким образом, теория М. Портера наиболее полно  отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.

Заключение

 

Мировая торговля, зародившаяся несколько веков назад, внесла неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических  отношений, она способствовала возникновению и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое сотрудничество, международную специализацию и кооперирование производства и услуг. В настоящее время невозможно представить развитие, и даже существование любого государства и народа без внешней торговли и их участия в той или иной степени в мировом разделении труда.

Развитие и усложнение мировой торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда. Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран  на процессы мировой торговли, вполне вероятно в середине нового тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции. Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

Таким  образом,  место  международной  торговли  в  системе  международных экономических  отношений  определяется  тем,  что,  во-первых,   через   нее реализуются  результаты  всех  форм  мирохозяйственных   связей   —   вывоза капитала, производственной кооперации,  научно-технического  сотрудничества. Во-вторых,  развитие  мировой торговли в конечном  счете определяет  динамику  международного  обмена  услугами.  В-третьих,  рост  и углубление  межрегиональных и межгосударственных  взаимосвязей   выступают важной предпосылкой  мировой  экономической интеграции.  В-четвертых, тем самым мировая  торговля  способствует   дальнейшему   углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003.
  2. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика, М., 2005.
  3. Акопова Е.С., Воронова О.Н., Мировая экономика и экономические отношения, Ростов-Н-Д., Феникс, 2000
  4. Бабинцева Н.С., Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития, С.-Петербург, 2002
  5. Борисов С. На сырье надежды мало // Экономика и жизнь. 1997. №47.
  6. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения, М., Финансы и статистика, 2003
  7. Булатов, М., Экономика, М., Юристъ, 2000
  8. Гаврилова Г.В., Международная экономика, М., Приор, 2002
  9. Киреев А.Л., Международная экономика, М., Международные экономические отношения, 2002
  10. Логвинова И.Л., Мировая экономика, М., МЭСИ, 2002
  11. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI вв., М., Инфра-М, 2003
  12. Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003
  13. Рыбалкина В.Е., Международные экономические отношения.М., Инфра-М, 2003
  14. Семенов К.А., Международные экономические отношения, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  15. Стрыгин А.В., Мировая экономика, М., Экзамен, 2001
  16. Фомичев В. И. Международная торговля. М., Инфра-М, 2001
  17. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 2002

1 А.С. Булатов Экономика: Учебник. Москва, 2000. С. 634

2 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное Пособие. Москва, 2003. С. 33.

3 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. Москва, 2003. С. 38.

4 В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. Москва, 2002 С.157

5 Борисов С. На сырье надежды мало: Экономика и жизнь, 1997. №47. С.30

6 Фомичев В. И. Международная торговля. Москва, 2001.С.67

7 Фомичев В. И. Международная торговля. Москва, 2001.С.70

8 Булатов М. Экономика. Москва, 2000, С.537

9 Акопова Е.С., Воронова О.Н. Мировая экономика и экономические отношения. Ростов-Н-Д.,2000. С.247

10 Гаврилова Г.В. Международная экономика. Москва. 2002, С. 341

11 Гаврилова Г.В. Международная экономика. Москва. 2002, С. 343


Информация о работе Теории и основные черты мировой торговли