Теория конкуренции и монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:42, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”. Итак, рассмотрим подробнее эти важные экономические явления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Конкуренция и ее сущность…………………………………………………………………………..4
Виды и методы конкурентной борьбы……………………………………………………5
Роль конкуренции в экономике………………………………………………………………6
Понятие и сущность монополизма……………………………………………………………....7
Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции……...7
Последствия монополизма……………………………………………………………………..9
Антимонопольное регулирование……………………………………………………………...10
Опыт развитых стран в борьбе с монополизмом…………………………………10
Становление антимонопольного регулирования в России……………......11
ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) и ее функции…………….12
Заключение…………………………………………………………………………………..………………13
Список использованной литературы……….……………………………………..…………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Теория конкуренции и монополий.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

- однородность  и делимость продаваемой продукции

- отсутствие  барьеров для входа или выхода  с рынка

- высокая  мобильность факторов производства

- равный  и полный доступ всех участников  к информации (цены товаров)

2.Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги).

Особенности монополистической конкуренции:

-Большое число покупателей и продавцов.

-Невысокие барьеры для вступления в отрасль.

-Производство дифференцированной продукции имеющей много заменителей. -Наличие неценовой конкуренции.

3. Олигополия - рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено высокими барьерами.

Олигополия характеризуется следующими чертами:

- в отрасли  господствует относительно малое  число фирм, что объясняется применением  дорогостоящих технологий, экономией  издержек и барьерами к проникновению  конкурентов; 

- продукт  может быть гомогенным (стандартным), а может быть и дифференцированным;

- в олигополии  сильно побуждение к слиянию,  поскольку объединение двух или  более конкурирующих фирм может  существенно увеличить их рыночную  долю, дать преимущества крупного  покупателя и поставщика, т.е.  осуществить рыночную власть;

- олигополия  характеризуется всеобщей зависимостью. Никакая фирма не осмелится  изменить свою цену, не попытавшись  рассчитать возможные ответные  ходы своих конкурентов.

 4.Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Виды монополий:

- Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке. Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, железные дороги).

-Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

-Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

-Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов.

-Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

-Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

 

    1. Последствия монополизма

 

 - Недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности;

- потребители  не получают товар по наименьшей  цене, т. е. недопроизводится продукция,  необходимая потребителю; 

- приспособление  продукта к потребительскому  спросу требует дифференциации  продукта и его совершенствования; 

- приспособление  потребительского спроса к продукту  вызывает совершенствование рекламы.

- монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль.

- монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают монопольно высокие цены на готовую продукцию.

- при монополиях усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения, в среднем.

- монополии не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса.

- монополии навязывают партнерам дискриминационные условия договоров, могут изымать товары из обращения, ограничивать или прекращать производство товаров для создания искусственного дефицита. Монополии практикуют предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или замораживании цен. Монополии могут навязывать покупателям принудительный ассортимент в качестве условия реализации товара.

 

 

  1. Антимонопольное регулирование

 

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством и  направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции  и не допустить чрезмерной монополизации  рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное  регулирование включает регулирование  уровня концентрации и монополизации  производства, стратегии и тактики  предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование.

    

        3.1   Опыт развитых стран в борьбе с монополизмом

Во всех промышленно развитых странах в  настоящее время осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции.

Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается  в принципе запрета монополий  как таковых, то есть признания их незаконными изначально. Также американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.

Сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора.

 

    1. Антимонопольное регулирование в России

 

Пожалуй,  наиболее  важной  проблемой  антимонопольного  регулирования а России является высокая степень административного монополизма,  в  первую  очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

В ходе реализации антимонопольных  мер преследуются следующие  основные

цели:

1.  Обеспечение   единства   экономического   пространства   на   территории

Российской Федерации

2.   Обеспечение «прозрачности»  процессов, связанных с  созданием,  слиянием

и присоединением коммерческих  организаций,  приобретением  крупных  пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов,  а  также прав, которые дают возможность определять условия деятельности  предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3.   Снижение барьеров входа  на товарные рынки

4.  Создание   эффективных   правовых   механизмов,   которые   обеспечивают

соблюдение   запрета   на    занятие    предпринимательской    деятельностью

представителями  органов   власти.

5.    Активизация  работы  по  профилактике  и  пресечению  недобросовестной

конкуренции на товарных рынках.

       Достижение  поставленных  целей  реализуется  посредством   применения

сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: 

- применение   ограничительных   мер,

- контроль   за   усилением экономической концентрации,

- запрет на недобросовестную конкуренцию, 

- запреты на действия  органов  власти  и  управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию,

- использование государственного реестра.

 

    1.  ФАС и ее функции

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов  и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества и т.д.

 

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

- надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

- надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

- контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;

- контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд;

- контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, можно сделать выводы, что современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг. Именно конкуренция является основной причиной эффективности производства. Существуют два метода конкурентной борьбы: ценовой и неценовой. Основные роли конкуренции – регулирующая, санирующая, аллокационная и социальная.

 

Монополия - исключительное право на что-либо, она подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополии также несут за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

Для борьбы с монополиями в России и в  странах Европы принимаются антимонопольные  меры. Монополизм в России имеет  глубокие корни от советской экономики. Был принят ряд законов по ограничению монополий: закон «О защите конкуренции», закон «О естественных монополиях», «Основные положения структурной реформы и сфер естественных монополий». В настоящее время готовится дополнение к закону «О защите конкуренции».

Контролирует  соблюдение антимонопольного законодательства Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Таким образом мы видим, что в настоящее время ведется довольно активная борьба с монополизмом, с целью защиты рыночной конкуренции и развития международной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. «Экономикс», 14-е издание/Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. «Теория организации», Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.

3. Никифоров А. “Выявление монопольно высоких цен” “Экономика и жизнь”, 2001 г.

4. Мочерный С. “Основы экономической теории”, 1999 г.

5. Прохоров А. “Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться”, “Бизнес”, 2006 г.

6. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1996 г.

 


Информация о работе Теория конкуренции и монополий