Теория макроэкономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: - рассматривается понятие макроэкономического равновесия, частичное, общее и реальное равновесие; - изучается классическая теория макроэкономического равновесия; - раскрывается макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории, а также роль государства в достижении макроэкономического равновесия.

Содержание

Введение 3
1.Основы макроэкономического равновесия……………………………………4
1.1.Понятие макроэкономического равновесия…………………………………4
1.2.Частичное,общее и реальное экономическое равновесие 6
2. Теории макроэкономического равновесия……………………………………8
2.1.Классическая теория экономического равновесия 8
2.2.Макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории 16
3. Роль государства в достижении макроэкономического равновесия………21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Приложение 29

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 682.61 Кб (Скачать файл)

Разница между классической и кейнсианской моделью равновесия I и S заключаются в невозможности существования длительной безработицы в классической модели. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливало нарушенное равновесие. В кейнсианской модели, равенство I и S может осуществляться и при неполной занятости. Кейнс подверг сомнению существование гибкого ценового механизма: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены, а сокращали производство и увольняли рабочих.

Итак, равновесие в масштабе общества на всех связанных между собой рынках товаров и услуг, т.е. равенство между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения -- функция дохода, делает проблему нахождения равенства весьма сложной задачей.

Формально кейнсианскую модель ОЭР можно представить как систему из пяти уравнений, в результате решения которой определяются пять равновесных параметров: национальный доход у', ставка процента i', уровень цен Р', занятость N*, ставка номинальной зарплаты W:

l. S (y)+T (y)+Z (y)=I (i)+G+E

2. M / P=ky+Li (imax-i)

3. AD (P) = AS (P)

4. у = y (N)

5. P (dy/dN) = W.

Таким образом, экономика в кейнсианской модели представляется как внутренне нестабильная система, поэтому для поддержания устойчивости ее развития необходимо активное государственное вмешательство, в первую очередь фискальными методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль государства в достижении макроэкономического равновесия

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены12.

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.

Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России.

Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 г. и повысили оптовые цены с начала этого года 30 - 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента13.

Таким        образом,      ФАС      предъявила       претензии        компаниям,

обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

ФАС ведет мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки.

Но только не в России.

После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной России, цена бензина марок Аи-95 и Аи-92 уже опустилась ниже 20 руб. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.

Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ будет субсидировать ставки по автокредитам. Субсидии будут предоставляться по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тыс. руб., и при этом они должны быть российского производства. Размер субсидий составит 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, а начали их предоставлять с 2009 г.

Отмечается, что в диапазон до 350 тыс. руб. попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тыс. руб. в скором времени может остаться только вазовская продукция.

В данный момент для стабилизации российского авторынка самое главное - поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) - это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки.

Следующей особенностью рынков в России является то, что многие из них представляют собой механизмы несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей - это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.

В 2009 г. АВТОВАЗ рассчитывал занять треть российского авторынка. АВТОВАЗ планировал реализовать с 2009 г. на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 г. АВТОВАЗ рассчитывал занять 30% российского рынка легковых автомобилей.

Борис Алешин добавил, что в прошлом году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2007 г.14.

Как видим, олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2-7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5-8%), Volvo (10-15%), Subaru. Уже подорожали на 5-7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15-20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».

Тоже самое касается и номенклатуры. Рассмотрим это на примере той же автомобильной отрасли.

Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством

«Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2008 г. имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) - находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт.

В отчете «Автостат» говорится, что на диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а машин объемом двигателя больше 2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт., что соответствует 8,9% рынка. Аналитики констатируют, что в целом структура российского рынка по этому параметру находится в промежуточном положении между европейским и американским рынками. В Европе очень популярны микролитражки объемом до 1,2 литра, тогда как в России на этот сегмент приходится лишь 2,3% рынка. А в Америке наоборот, достаточно большим спросом пользуются автомобили мощными двигателями (свыше 3 л.). На российском рынке доля таких машин составляет менее 6%15.

 

Заключение

Под проблемой макроэкономического равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и потребления; ресурсов и их использования; предложения и спроса; факторов производства и его результатов; материально-вещественных и финансовых потоков.

Таким образом, макроэкономическое равновесие -- это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любого государства.

Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.

Формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.

Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы. В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.

 

Список использованной литературы

  1. Агапова, Т.А., Серегина. С.Ф. Макроэкономика : учебн. пособие / под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича, Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. - М.: издательство «Дело и Сервис», 2009. - 448 с.
  2. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2009. - 516с.
  3. Булатов А.С. Экономика. - М.: Юристъ,  2008. - 425с.
  4. Гуськова Н.Д., Макаркин И.П., Шичкин П.В. Микроэкономика.  - СПб.: Питер,  2008. - 216с.
  5. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2008. - 544с.

 Егоршева, Н. Нефтяные компании ответят за высокие цены // Российская газета. - Федеральный выпуск №4851 от 18 февраля 2009 г.

  1. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС, 2007.  - 384с.
  2. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б. Т. Кузнецов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 463 с.
  3. Кудрявцев, А. А. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации / А.А. Кудрявцев // Журнал  « Финансы и кредит». - 2009. - № 345. - С. 84-87.
  4. Курс экономики. / Под ред. Райзберга Б.А. -  М.: Инфра-М, 2009. - 715с.
  5. Мамедов О. Современная экономика. - М.: Норма,  2006. - 532с.
  6. Николаева, Л.А., Черная И.П. Экономическая теория - М.: Экономика, 2009. - 278с.
  7. Носова, С.С., Экономическая теория: учебник / С. С. Носова - М.: ВЛАДОС, 2009. - 246 с.
  8. Сажина М.А. Основы экономической теории. - М.: Экономика, 2007. - 368с.
  9. Тарасевич, Л.С., Галаперин В.М., Гребенников П.И, Леусский А.И. макроэкономика : учебник /  Л.С. Тарасевич, В. М. Галаперин, П. И. Гребенников, А. И. Леусский.  - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 656 с.
  10. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

Информация о работе Теория макроэкономического анализа