Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:21, курсовая работа
В данной работе будет представлен научный оборот Герберта Саймона об ограниченной рациональности.
Целью данной работы является подробное изучение, актуальность, практическое применение теории ограниченной рациональности Герберта Саймона представленная им в конце 40 – х годов.
Введение…………………………………………………………………......... 2
1. Теория ограниченной рациональности - как основа поведения экономических агентов………………………………………………………. 3
1.1 Сущность концепций ограниченной рациональности в институциональной экономике………………………………………........... 3
1.2 Роль рутин, правил и институтов в экономике…………………....... 7
2. Практическое применение теории ограниченной рациональности. 13
2.1 Применение теории для потребителей……………………………... 13
2.2 Применение теории для фирмы…………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………… 29
3. Гарант применяет санкцию к адресату.
Различают формальные и неформальные институты.
Формальные институты соответствуют формальным правилам, санкции за их нарушение носят организованный характер. К неформальным институтам соответствуют неформальные правила.
Преимущества неформальных институтов:
1. Возможность адаптаций к меняющимся условиям;
2. Возможность применения разных санкций.
Преимущества формальных институтов:
1. Кодификация правил, позволяет экономить на информационных издержках;
2. В случае когда контракты не являются повторяющимся, механизм репутации не работает в качестве гаранта необходимо вмешательство третей стороны, прописанного в формальном виде;
3. Формальные правила
могут противодействовать
Изначально понятие рутина (routine) было введено создателями эволюционной теории Р. Нельсоном и С. Уинтером применительно к деятельности организаций и определено ими как «нормальные и предсказуемые образцы поведения». Однако рутинное поведение характерно не только для организаций, но и для индивидов. Применительно к последним рутины можно разделить на две категории: рутины технологические, формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы, и рутины отношенческие, складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми.
Технологические рутины выполняют
важную функцию: они снижают издержки
принятия решений. Сталкиваясь с
проблемой, мы, как правило, выбираем
решение, которое, исходя из прошлого опыта,
было признано нами удачным. Абсолютное
большинство таких рутин
Рутины действуют не обособленно, а в системе. В любое время одни рутины поддерживаются набором других рутин. Такое сплетение рутин – другая причина их стабильности. Но привычки, стандарты и рутины не могут быть стабильными всегда. Они изменяются в зависимости от условий и требуют некоторой адаптации. Рутины подвержены отбору в том смысле, что фирмы с определенными рутинами могут функционировать лучше других, а следовательно, их значимость в отрасли со временем возрастает.
Ясно, что различные типы рутин изменяются не одновременно и очень разными способами. Некоторые рутины установлены законом и их изменение зависит от обновления закона. В то же время изменения в законе, например резкое сжатие ограничений по регулированию окружающей среды, может ускорить изменение в рутинах. В других случаях изменения в них обусловлены проблемами или сложными задачами, как это наблюдается сегодня в автомобильной промышленности США, сталкивающейся с вызовом со стороны Японии.
Роберт Дж. Долан, Герман Саймон. Эффективность ценообразования 2005-414 [ 2 ]
2. Практическое применение
теории ограниченной
2.1 Применение теории для потребителей.
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора. В процессе формирования рынка благ актуальность приобретает выявление направлений снижения последствий ограниченной рациональности поведения потребителя, обусловленной высоким уровнем информационной асимметрии. В рамках НИЭТ в качестве таких направлений выделяют следующие: сигнализирование, рационирование и фильтрацию.
Причины возникновения и способы снижения последствий неблагоприятного отбора, морального риска и внешних эффектов как форм проявления ограниченной рациональности поведения потребителя обобщены в таблице 1 .
Таблица 1 – Характеристика форм проявления ограниченной рациональности поведения потребителя
Форма проявления |
Стадия проявления |
Причина возникновения |
Последствия |
Способ снижения последствий | |
Неблагоприятный отбор |
Доконтрактная |
Экзогенные для потребите- ля ненаблю- даемые харак- теристики благ как объекта трансакции |
Снижение качества представленных на рынке благ, сужение рынка, снижение уровня неценовой конкуренции |
Сигнализирование, фильтрация, рационирование | |
Моральный риск |
Исполнения контракта |
Эндогенные для потребителя характеристики ненаблюдаемого поведения производителя |
Постконтрактный оппортунизм производителя благ в форме рентоориентированного поведения в силу обладания информационным преимуществом |
Мониторинг процесса исполнения Контракта
| |
Продолжение таблицы 1 | |||||
Форма проявления |
Стадия проявления |
Причина возникновения |
Последствия |
Способ снижения последствий | |
Внешние эффекты |
Постконтрактная |
Невозможность отражения в контрактах влияния потребления благ на благосостояние третьих лиц |
Повышение благосостояния третьих лиц при положительных внешних эффектах и снижение – при отрицательных |
Формирование эффективной ин- ституциональной среды, способствующей отбору рациональных схем поведения потребителя |
Источник : проблемы теории и практика управления, журнал № 4 с. 34- 39
Распространение производителями, как
более информированной
Фильтрация на рынке может быть использована по двум направлениям. В первом случае потребитель выступает в качестве менее информированной стороны, во втором – более информированной. Некоторые неявные свойства благ и условия их оказания могут быть определены из анализа поведения производителя при заключении контракта. Например, отсутствие входных барьеров в виде тестирования, собеседования или других процедур оценивания и ранжирования потенциальных потребителей образовательных услуг может свидетельствовать о том, что вуз стремится скорее не к их качественному отбору, а к количественному. В данном случае велика вероятность невысокого качества оказываемых услуг. Таким образом, устанавливая условия, которым должен соответствовать потребитель, производитель раскрывает некоторые неявные характеристики предоставляемых им благ.
Процедура фильтрации также позволяет раскрыть неявные характеристики потребителя благ путем анализа тех условий, на которые он соглашается в процессе контрактации с производителем. Например, если абитуриента устраивают заниженные требования, предъявляемые вузом при входных испытаниях, то тем самым он с большой долей вероятности подтверждает свою низкую конкурентоспособность в случае более жесткого отбора. Таким образом, в ходе анализа поведения потребителя благ можно выявить некоторые скрытые аспекты его выбора.
Возможна взаимная фильтрация контрагентов, которая позволяет устранять неопределенность, порождаемую асимметричным распределением информации между ними, и тем самым снижать проявления неблагоприятного отбора путем выполнения функции, аналогичной сигналам. Таким образом, фильтрация представляет собой способ определения неявных характеристик контрагентов, реализуемый путем анализа их поведения.
Следующим способом снижения неблагоприятного отбора является рационирование. Оно заключается в информировании контрагентов об определенных условиях, предъявляемых к ним противоположной стороной до осуществления трансакции. В случае образовательных услуг рационирование, как деятельность по поиску потребителя с определенными характеристиками, реализуется вузами в рамках вступительного отбора абитуриентов. При этом осуществляется распределение потенциальных потребителей благ в соответствии с уровнем их компетенций и требованиями, предъявляемыми для обучения по определенной специальности.
В процессе рационирования производитель,
как более информированная
Институциональные факторы поведения
потребителя как прямо, так и
косвенно оказывают влияние на степень
его рациональности. Одной из форм
управления факторами поведения
потребителя с целью
Стремление индивида к снижению трансакционных издержек порождает спрос на соответствующие институты. Институциональное регулирование позволяет компенсировать пробелы рыночной координации по тем направлениям, по которым ее реализация сопряжена со сложностями. Институционализация способствует внутренней саморегуляции рынка, т. е. поддерживает способность воспроизводства его функций, снижая потребность в методах прямого воздействия. Целью институциональных преобразований является формирование устойчивых рациональных схем поведения потребителя.
Институционализация поведения потребителя направлена на решение следующих задач:
– повышение информационной состоятельности рынка путем снижения уровня информационной асимметрии;
– развитие на рынке неценовой конкуренции;
– формирование адекватных потребительских ожиданий;
– снижение возможностей для проявления оппортунизма контрагентами рынка;
– устранение последствий неполноты контрактов, а также развитие неконтрактных форм взаимодействия между потребителями благ и их производителями;
– формирование рыночного менталитета, стимулирующего индивидов к рациональному потребительскому поведению.
Эффективная институциональная среда
подразумевает наличие
Важным элементом
Институты должны поддерживать прямые и обратные координационные связи между производителями благ и их потребителями. Функции институтов, в условиях которых реализуется поведение потребителя, представлены в таблице 2.