Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут удовлетворить его потребности. Человек преодолевает опасности и неудобства своего и естественного обитания, изменяя форму, состояние и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ………………………………………………………2
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ИХ ЧЕРТЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ………………………………………5
ГЛАВА 3. ТОВАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………………………………8
Глава 4. Особенности товарного рынка и производства
в Кыргызстане ……………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………..24
Товарный рынок страны или отдельной
территории представляет собой совокупность
различных по содержанию рынков: труда,
услуг, валюты, ценных бумаг, сырья, средств
производства, потребительских товаров
(розничный товарный рынок) и др.
Рынок потребительских товаров
в составе товарного рынка
является наиболее масштабным, разнообразным,
многочисленным и проблемным, к тому
же наименее исследованным. Между тем
розничный рынок, по существу, служит
индикатором уровня благополучной
жизни населения страны, является
приводным механизмом между сферами
товарного производства и потребителями
товаров, а также позволяет оценить
состояние экономики
Многие теоретические и
Различные аспекты переходного
периода преобразования экономики
рассмотрены в трудах кыргызстанских
ученых- экономистов: Т. Койчуевым, Т. Камчыбековым,
Ш. Мусакожоевым, Н. Кумсковой, В Кумсковым,
К Алиевым, К. Атышовым, А. Орузбаевым,
К. Идиновым. Ж. Джумабаевым, М. Балбаковым,
К. Джумабаевым, ГГ. Купуевым, Ж. Джаиловым,
Д. Мусаевой, Ж. Чубуровой, Б. Токсобаевой,
Г. Кумсковым, В. Савиным, Ш. Алманбетовым
и др. Отечественные ученые-
Наблюдения за ходом формирования рынка потребительских товаров в соседних с Кыргызстаном центральноазиатских республиках, также находящихся на переходном этапе, показывают, что каждое государство использует собственный путь формирования такого рынка. При этом практические действия, неизбежно приводят к чрезмерным совокупным издержкам и потерям времени. Научный подход к формированию рынка потребительских товаров позволил бы осмыслить процессы формирования, избежать возможные негативные последствия, оптимизировать совокупные издержки и время.
Экономическая теория рассматривает
товарный рынок как совокупность
товарного предложения и
Из трех рынкообразующих факторов
два - товарное предложение и спрос-
являются активными факторами, а
территория - пассивным фактором. Действительно,
территория остается неизменной, однако
товарный рынок такой территории
непрерывно и динамично преобразуется
в пределах от прироста до снижения.
В то же время пассивность территории
при формировании рынка сохраняется
лишь при неизменности площади территории,
поскольку даже незначительное изменение
площади непременно приводит к изменениям
параметров товарного рынка. Следовательно,
состояние товарного рынка
Что значит товарный рынок для Кыргызской Республики? На товарном рынке республики в коммерции занято около 300 тыс. жителей, уступая по численности лишь сфере сельхозпроизводства. Если в советский период соотношение между занятыми коммерцией на товарном рынке и занятыми в сфере товарного производства было 1:5, то в настоящее время оно составляет 1:1,3. Рынок, в результате наполнения отечественными и импортными товарами, обеспечивает удовлетворение спроса всех социальных категорий населения. В настоящее время, по нашим расчетам, рынок республики обеспечивает 100% удовлетворения спроса населения непродовольственными товарами, в том числе примерно 80% импортными, и 70% продовольственными товарами, в том числе примерно 55% импортными. Товарный рынок республики является весьма существенным источником поступления средств в государственный и местные бюджеты: таможенные платежи, налог с прибыли, НДС, подоходный налог, стоимость коммерческих патентов, местные налоги. По существу, в условиях отсутствия развитого отечественного товарного производства в Кыргызстане участники розничного товарного рынка (коммерция) стали важнейшим источником пополнения бюджета страны. Рынок страны обеспечивает преобладающую массу денежного оборота. Товарный рынок переходной экономики, при успешном формировании, становится новым фактором привлечения на рынок зарубежных предпринимателей и покупателей товаров. На рынке Кыргызстана приобретают товары жители России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая и других стран, а зарубежные предприниматели организуют коммерческую деятельность товарами, произведенными в своих странах. Тем самым страна получает дополнительный приток товаров и денежных средств.
Рынок активизирует деятельность товаропроизводителей,
ускоряя реализацию продукции и
формируя покупательский спрос на эти
товары. Начиная с переходного
этапа товарный рынок служит чувствительным
индикатором экономики страны: по
источникам товарного предложения
на рынке можно определить состояние
отечественного товарного производства;
по соотношению на рынке импортных
и отечественных товаров можно
определить уровень отечественного
производства: по соотношению на рынке
товаров промышленного или
Когда методические основы формирования рынка хорошо разработаны и правильно претворяются в практической деятельности, то организация работы товарного рынка происходит с оптимальными затратами времени, средств и ресурсов и, наоборот, без методических основ сформировать устойчиво действующий товарный рынок невозможно, к тому же в этом случае неизбежны значительные потери и чрезмерные затраты. Между тем независимо от особенностей организации и функционирования товарног о рынка, - это одновременное или параллельное формирование товарного предложения и покупательского спроса, а также связующего звена между ними, состоящего из торговли и конкуренции.
В действительности, в особенности в условиях свободного предпринимательства, действуют многочисленные факторы, оказывающие в большей или меньшей степени влияние на формирование и состояние товарного рынка: правовое регулирование, налогообложение, система кредитования, управление рыночными процессами, профессиональная подготовленность населения и т.д. Однако рассмотрению, изучению и решению, подлежат прежде всего основополагающие факторы, от правильного методологического формирования которых зависит успешное функционирование товарного рынка:
Какие факторы и каким образом они действуют на формирование товарного рынка определяется тем, какая существует зависимость между признаками, составляющими товарный рынок, и факторами их формирующими. Такая зависимость, как нам представляется, может быть двух вариантов:
В зависимости от состояния государственного регулирования формирование товарного предложения и спроса, исходя из мирового опыта, происходило и происходит тремя способами:
При стихийном формировании рынкообразующих факторов товарного предложения и спроса, а по этому пути прошли все экономически развитые государства Западной Европы и США, эволюционный процесс охватил период в 250-300 лет. По второму направлению, то есть по пути стихийнорегулируемого формирования рынкообразующих факторов, были предприняты усилия в послевоенной ФРГ и Японии (20--25лет). По третьему направлению, то есть путем регулирования формирования рынкообразующих факторов, были предприняты решительные действия в Китайской Народной Республике, что позволило стране в течение 15 лет добиться впечатляющих результатов по развитию товарного производства и росту покупательной способности населения.
Необходимость такой предварительной классификации участия (неучастия) государства в формировании товарного предложения и спроса, с позиций формирования и развития товарного рынка, объясняется следующим образом:
при стихийном процессе формирования
рынкообразующих параметров товарного
рынка нет необходимости
при стихийно-регулируемом процессе формирования рынкообразующих параметров товарного рынка государство из всей совокупности факторов, регулирует лишь отдельные из них, которые определяюще действуют на формирование;
при регулируемом процессе формирования рынкообразующих факторов государство регулирует все или преобладающую часть формирующих факторов.
В условиях сформировавшегося товарного
рынка пропорции
В условиях трансформации экономики,
в частности в Кыргызстане, когда
розничный товарный рынок оценивается
как слоборазвитый рынок
Процесс достижения преобладания на рынке товарного предложения, как было обнаружено, может быть двух вариантов: последовательным; радикальным.
При последовательном (в пределах
15-20 и более лет) достижении преобладания
на рынке товарного предложения
над спросом сам процесс такого
формирования осуществляется на планомерном,
постепенном и предсказуемом
продвижении вперед, разрешая очередные
задачи развития товарного предложения,
разумно распределяя и
При радикальном (в пределах 5—10 лет) достижении преобладания товарного предложения на рынке потребуются колоссальные совокупные издержки государства, понимание этого и напряжение всего населения. Мало найдется в мире стран, способных реализовать такой вариант формирования товарного предложения внутреннему рынку.
Товарный рынок Кыргызстана, как и рынок любого территориального образования, характеризуется совокупностью товарных групп, реализация которых на рынке чрезвычайно динамична. Следовательно, при изучении состояния товарного рынка исходим из необходимости получить ответы на следующие вопросы:
Динамика объема товарного рынка определена в соответствии с
официальными данными