to institute (англ) — устанавливать,
учреждать.
Понятие института было заимствовано
экономистами из социальных наук, в частности
из социологии.
Институтом называется совокупность ролей
и статусов, предназначенная для удовлетворения
определенной потребности.
Определения институтов можно также
найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является
одной из центральных в работе Джона Ролза
«Теория справедливости».
Под институтами я
буду понимать публичную систему правил,
которые определяют должность и положение
с соответствующими правами и обязанностями,
властью и неприкосновенностью, и тому
подобное. Эти правила специфицируют определенные
формы действий в качестве разрешенных,
а другие в качестве запрещенных, и по
ним же наказывают одни действия и защищают
другие, когда происходит насилие. В качестве
примеров, или более общих социальных
практик, мы можем привести игры, ритуалы,
суды и парламенты, рынки и системы собственности.
В экономической
теории впервые понятие института было
включено в анализ Торстейном Вебленом.
Институты — это, по сути дела, распространенный
образ мысли в том, что касается отдельных
отношений между обществом и личностью
и отдельных выполняемых ими функций;
и система жизни общества, которая слагается
из совокупности действующих в определенное
время или в любой момент развития какого
угодно общества, может с психологической
стороны быть охарактеризована в общих
чертах как превалирующая духовная позиция
или распространенное представление об
образе жизни в обществе.
Также под институтами Веблен
понимал:
привычные способы реагирования
на стимулы;
структура производственного
или экономического механизма;
принятая в настоящее время
система общественной жизни.
Другой основоположник институционализма
Джон Коммонс определяет институт следующим
образом:
Институт - коллективное действие по контролю,
освобождению и расширению индивидуального
действия.
У другого классика институционализма
— Уэсли Митчелла можно найти следующее
определение:
Институты — господствующие, и в высшей
степени стандартизированные, общественные
привычки.
В настоящее время в рамках современного
институционализма наиболее распространенной
является трактовка институтов Дугласа
Норта:
Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие
их выполнение, и нормы поведения, которые
структурируют повторяющиеся взаимодействия
между людьми.
Экономические действия индивида протекают
не в изолированном пространстве, а в определенном
социуме. И поэтому имеет большое значение,
как общество будет реагировать на них.
Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие
доход в одном месте, необязательно окажутся
целесообразными даже при сходных условиях
в другом. Примером тому могут служить
ограничения, налагаемые на экономическое
поведение человека различными религиозными культами.
Чтобы избежать согласования
множества внешних факторов, влияющих
на успех и на саму возможность принятия
того или иного решения, в рамках экономического
и социального порядков вырабатываются
схемы или алгоритмы поведения, являющегося
при данных условиях наиболее эффективным.
Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения
индивидов есть ни что иное, как институты.
«Институты
— основа экономического поведения»
Основоположником институционального
направления считается Торстейн Веблен
(1857-1929), автор «Теории праздного класса»
(1899).
Главный тезис работы Веблена:
«Институты — основа экономического поведения».
Веблен выступил против односторонней
трактовки мотивов поведения «экономического
человека», получившей распространение
еще со времен классиков (А. Смита).
Веблен считает неправильным,
что в экономической науке не рассматривается
человеческое поведение, его закономерности,
а основное внимание уделяется инструментам
рыночного механизма, денежной системе.
У Веблена — две основные идеи.
Экономика постоянно развивается, эволюционирует.
Экономические изменения происходят под
влиянием институтов, которые также постоянно
меняются. Но нередко институциональные
изменения отстают, и институты тормозят
развитие. Чтобы отладить институты, странам
Запада потребовалось 400-300 лег. Это очень
сложный, противоречивый процесс. Отсюда
вывод: изменяется не сам рыночный механизм,
а институты, институциональная среда,
обычаи, законы; у каждой страны свои специфичные
институты; экономисты должны изучать
не идеальные схемы, а реальные нормы,
традиции, структуры.
Критикуя классиков, Веблен
заявлял: человек не должен трактоваться
как подобие механического шарика или
счетной машины, своего рода «калькулятор
удовольствий и тягот». Он руководствуется
не только мотивом прибыли и не строго
арифметическим расчетом, соизмеряя величину
издержек с размерами выгоды.
Поведение индивидуума как потребителя
и участника производства весьма неоднозначно.
Его экономические интересы представляют
сложную и противоречивую систему, поэтому
следует полнее учитывать социальные
условия, психологические мотивы.
Институты — привычные способы осуществления
процесса общественной жизни. В основе
принятого образа жизни лежит система
взглядов, которых придерживаются социальные
группы. Формирование институтов консервативно.
Сложившиеся ранее формы и правила не
отвечают сегодняшней ситуации и должны
постоянно изменяться.