Транснациональные компании и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Принято считать, что прообразом современных транснациональных компаний является орден тамплиеров, который был основан в 1118 году. Ведь он в 1135 году начал собственное банковское дело, которое охватило не одно государство. Первой же настоящей транснациональной компанией стала Британская Ост-Индийская компания. Ее основание датируется 1600 годом и связано с королевой Елизаветой I. Ее указом компании были предоставлены монополистические права на осуществление торговли в Индии. Управление нею осуществлял губернатор и совет директоров

Содержание

Глава 1 История развития и структура ТНК…………………………………3
1.1 История развития и понятие ТНК………………………………………...3
1.2 Структура и эволюция ТНК…………………………………………….....8
Глава 2 Роль и особенности ТНК……………………………………………….13
2.1 Роль ТНК в международной хозяйственной деятельности………………13
2.2 Особенность функционирования ТНК…………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по мировой экономике и МЭО.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

    Пятое поколение ТНК появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. в условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции. Мировые интеграционные тенденции и появление единых экономических пространств в отдельных регионах открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах. Непрерывно растущие и постоянно углубляющиеся торгово-экономические, финансово-валютные, научно-технические и производственные связи между современными ТНК позволяют говорить о глобальном характере их бизнеса. Для ТНК нового поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций.  

    При образовании корпораций в различных странах решающую роль играли разные факторы: в США - финансовый капитал, в Японии - взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных средств, в Южной Корее и Японии - координация и поддержка государства. В современных условиях преобладающим типом объединений стали многоотраслевые международные концерны. Одной из причин этого является ограниченность традиционных рынков на фоне потребности акционеров и менеджмента в постоянном росте корпораций.

    В начале XXI века в мире насчитывается более 70 тыс. транснациональных корпораций и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), а большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре — до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн дол. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, занятых в современном промышленном производстве и оказании услуг.

    Почти 90% мирового объема рынка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) находятся в руках материнских компаний развитых держав, причем у представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии - 60% [2, стр. 23]. Однако реально контролируемая ими сфера значительно шире, поскольку надо принимать в расчет контракты по управлению и другие формы участия. В 1996г., например, 71% мирового объема ПИИ направлен в промышленно развитые страны (32% в страны ЕС и около 20% в США), примерно 27% - в развивающиеся и 2% - в бывшие социалистические государства.

    Более половины прямых капвложений за границей приходилось на 100 самых крупных корпораций. В 1996 году стоимость их активов составила примерно 4,1 трлн. долл., из которых 1,7 трлн. (т.е. около 40%) инвестированы за границей. Величина накопленных ТНК за рубежом прямых иностранных инвестиций к 1998г. уже превысила 4 трлн. долл. Объем продаж, осуществленных ТНКв 1993 г. составлял 5.2 трлн. долл., а к 1997г. увеличился до 7 трлн. долл., что эквивалентно 114% мирового экспорта и 22% мирового ВВП. Причем, начиная с 80-х годов по темпам роста объем продаж ТНК примерно на 40% выше мирового производства и на 30% - мирового экспорта. Размеры зарубежного производства американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских - более чем в 2 раза.

 

 

Глава 2 Роль и особенность ТНК

  2.1 Роль ТНК в мировой экономике

    Уровень интернационализации национальных экономик растет в послевоенные годы во многом в результате деятельности транснациональных корпораций (ТНК). К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Родительской (материнской) называют ту компанию, которая частично или полностью контролирует активы других компаний за рубежом, для чего обычно ей нужно владеть не менее 10% их уставного капитала. Подобные фирмы называют зарубежными филиалами ТНК и подразделяют на дочерние компании (в них родительская компания владеет более 50% уставного капитала), ассоциированные (10 до 50% уставного капитала) и отделения.

    Их росту способствует быстрая интернационализация и либерализация хозяйственной жизни в большинстве стран мира, радикальные изменения в средствах связи и информации, позволяющие штаб-квартирам родительских компаний осуществлять повседневный контроль над хозяйственной жизнью их зарубежных филиалов. ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или маломобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к этим экономическим ресурсам свои собственные (капитал, знания, предпринимательские способности), ТНК получает возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффективность собственную производственную и сбытовую сеть.

    Мотивы предпринимательства за рубежом и создания ТНК:

-стремление к наиболее выгодному вложению капитала, что достигается производством товаров и услуг на месте;

-технико-экономический (часть прямых инвестиций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей (складов, баз подработки и т.д.) для обеспечения сбыта (реже — снабжения));

экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги, “отмывание” незаконных средств и т.п.

    Движущие силы, превращающие крупную компанию в транснациональную

Эффект масштаба.

    Выходя на все большие глобальные рынки, компании наращивают производство, “набирают вес”, становятся крупнее, а вместе с тем эффективнее. Особого внимания заслуживает форма эффекта масштаба сбыта (например, компания “Кока-Кола”). Здесь решающую роль играют масштабы не производства, а сбыта, маркетинга на основе сети независимых фирм, действующих по лицензии головной компании.

    Вертикальная интеграция, связанная с приобретением фирм-поставщиков или фирм-потребителей. Так обеспечиваются гарантии устойчивости для источников снабжения или каналов сбыта. И если поглощаемые фирмы находятся за границей, головная компания превращается в транснациональную.           Конкурентная борьба в масштабах мирового рынка.

    Формирование ТНК само по себе порождает своеобразную цепную реакцию, вытягивая вслед за собой на международный уровень смежные с ними обслуживающие производства, поставляющие необходимые товары и услуги. Примерами здесь могут служить компании средств связи или соответствующие инжиниринговые, лизинговые или консультационные фирмы.

    Причины развития ТНК:

-возможность повышения эффективности и усиление конкурентоспособности;

-мобильность неосязаемых активов (технологий);

-доступ к ресурсам иностранных государств;

-близость к потребителям;

-способность продлевать жизненный цикл своей продукции;

-посредством прямых инвестиций фирма получает возможность таможенные и другие барьеры.

     В настоящее время ТНК контролируют 1/5— 1/4 часть мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами приходится 1/3 мировой торговли, 30% всего промышленного производства, 80% патентованных изобретений осуществляются ТНК.

    Показатели – индекс транснациональности: число занятых и общие активы за рубежом.

    По происхождению и месту базирования ТНК примерно поровну распределены между США, Европейским сообществом и Японией.

   Источники экономического могущества ТНК:

-владение предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности, с/х угодьями по всему миру,

-расположение своих предприятий в наиболее выгодных странах и континентах (наиболее низкие издержки),

-опыт международного менеджмента (в любых странах ТНК производят более высококачественную продукцию, более высокая производительность труда, более высокие з/п).

    Финансовое могущество:

-любое предприятие ТНК получает помощь от ТНК (если предприятие работает эффективно),

-ТНК использует кредиты и процентные ставки любой страны,

-круглосуточно держат руку на пульсе финансовых и фондовых рынков.

    Международное производство: ТНК организует производство в разных странах, в настоящее время продукция международного производства составляет 10% от мирового производства.

    Предприятия располагаются там, где есть научная база. Головная компания концентрируется только на НИОКР, маркетинговых исследованиях и сбыте, само производство отдается на другие компании (используется аутсорсинг).

   Позитивное воздействие на экономику “принимающих” стран:

-ТНК создают значительное количество рабочих мест, что снижает уровень безработицы и благотворно влияет на экономику “принимающей” страны.

-ТНК занимаются переподготовкой местных кадров и повышением их квалификации.

-ТНК являются носителями новейших и самых передовых технологий и ноу-хау, они обладают огромным опытом в области ведения предпринимательской деятельности. Поэтому через сотрудничество с ТНК новейшие технологии проникают в другие предприятия и отрасли “принимающей” страны, тем самым, стимулируя повышение конкурентоспособности отечественной продукции и рост экономики.

    Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК, когда различные рынки, в частности капитала, технологии, товаров и труда, становятся все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть транснациональных корпораций. Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли сколько максимизация рынка.

    Оборотной стороной максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на национальных рынках, что приводит к закрытию и прозябанию национальных компаний. Деятельность ТНК связана с непрерывной борьбой противоречивых интересов.

Столкновение интересов идет сразу по нескольким направлениям:

-конкуренция между ТНК в масштабах мировой экономики (так между ТНК из разных стран, так и подчас между ТНК, базирующимися в одной и той же стране);

-сложный комплекс взаимоотношений между ТНК и принимающими странами – их населением, деловыми и официальными кругами;

-не всегда совпадающие интересы ТНК и их собственных стран.

    Отраслевая структура ТНК диверсифицирована:

-60% международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются, прежде всего, на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности)

-37% в сфере услуг

-3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

    Стратегия является глобальной, если: глобальное видение рынка и конкурентов, контролирование операций в мировом масштабе, оперирование в высокотехнологичных отраслях, размещение производства там, где оно наиболее рентабельно, координирование деятельности с помощью информационных технологий, интегрирование предприятий в единую мировую сеть управления, интеграция с другими ТНК.

    Роль ТНК в мировой экономике:

-основная движущая сила, способствующая глобализации;

-инвестиции в НИОКР;

-формируют основу международного разделения труда, мировой торговли;

-международного производства;

-развитие информационных технологий;

-финансовое и политическое могущество - обороты некоторых ТНК превышают ВВП средних стран.

 

 

 

 

 

2.2 Особенность функционирования  ТНК

    Данный подраздел содержит ответ на вопрос: Какие особенности функционирования в настоящее время выявлены на основе анализа деятельности ведущих компаний в разных сферах экономики?

Крупнейшие ведущие транснациональные компании представляют собой огромные образования, их богатство превосходит богатства многих стран.     Сегодня ТНК относятся к крупнейшим экономическим единицам.

    Ведущих транснациональных корпораций обеспечивают более одной пятой общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства. Около 70 из них контролируют положение продаж на мировом рынке.

    В основном типичная ТНК осуществляет производство или услуги не менее чем в 6 странах, в ней занято не менее четверти зарубежных сотрудников и не менее 25 % капитала она инвестирует за рубежом.

    Крупные компании для осуществления своей стратегии часто используют методы слияния и приобретения новых компаний.

    Слияние и поглощение - это комплекс мероприятий, направленных на объединение двух и более компаний в одну корпорацию с единым управляющим органом, который сопровождается передачей контроля по управлению бизнесом от одной компании к другой [3,стр 23]. В основном такое поведение компаний объясняется попыткой повысить свою глобальную конкурентоспособность, однако стоит отметить, что не всегда такие сделки являются удачными для корпорации.

    Причинами всему этому служат:

-ТНК получают доступ к новым рынкам;

-Т.к. такие компании имеют значительное количество рынков, обострившаяся конкуренция на одном из них или даже нескольких рынках ничем не грозит функционированию корпорации в целом;

-Повышение цен на акции фирмы;

-Чем больше и успешней компания, тем больше доход. Следовательно, тем больше финансов она может тратить на необходимые ресурсы и исследования для наилучшей работы.

     Рассмотрим несколько мотивов, побуждающих корпорации к такому пути развития, на примере международной компании General Electric при приобретении Honeywell :

-слияние исследовательской базы. Honeywell является держателем целого ряда патентов, интересующих как General Electric, так и его конкурентов;

-стремление не допустить усиления конкурента - компании United Technologies Corporation, которая тоже стремилась присвоить себе Honeywell;

-усиление позиций на рынке автоматизации производства;

Информация о работе Транснациональные компании и их особенности