Три фундаментальных вопроса экономики и классификация экономических систем: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная эконо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:13, доклад

Краткое описание

Отражением проблемы выбора из-за ограниченности ресурсов является постановка трех основных вопросов экономики: «Что?», «Как?», «Для кого?».
Для того, чтобы решить главную проблему экономики - распределение редких ресурсов, каждая экономическая система по-своему отвечает на три следующих вопроса.
Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени?
При какой комбинации поизводственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?
Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы, среди которых выделяют традиционную, рыночную, командную (или централизованную) и смешанную экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Три фундаментальных вопроса экономики и классификация экономических систем.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Для удовлетворения потребностей людей служит благо. Благо — это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране. Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

Экономические и  неэкономические блага

С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах.

Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага включают в  себя две категории: товары и услуги.

Но есть и такие блага, которые  по сравнению с потребностями  имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без  приложения человеком усилий. Такие  блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми.

И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:

  • недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;
  • может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат;
  • приходится тем или иным способом распределять.

Потребительские и производственные блага

С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

Материальные и  нематериальные блага

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся  на материальные и нематериальные.Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.

Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

Полезный эффект услуг  не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного  продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления  совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых  услуг могут быть и материальными.

Существует множество  видов услуг, которые делятся  условно на:

  • Коммуникационные — услуги транспорта, связи.
  • Распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство.
  • Деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.
  • Социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.
  • Общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

Частные и общественные блага

В зависимости от характера  потребления экономические блага  делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные  блага неделимы и принадлежат обществу.

Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все  без исключения граждане страны.

Взаимозаменяемые  и взаимодополняемые блага

Среди благ выделяют также  взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом экономические  блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними побудителями активности. 
1.1.          
Классификация потребностей 
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические


Информация о работе Три фундаментальных вопроса экономики и классификация экономических систем: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная эконо