Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:09, контрольная работа
Уильям Петти основоположник классической школы политической экономии в Англии.
Первое серьезное экономическое сочинение Петти - "Трактат о налогах и сборах" (1662 г.). Среди других известных произведений можно отметить следующие: "Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1576 г.), "Несколько слов по поводу денег" (1682 г.).
У.Петти — первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутреннюю стоимость, которую и называл "естественной ценой", и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.
Введение
1. Биография Уильяма Петти
2. Колумб политической экономии
3. Сочинении Уильяма Петти "Разное о деньгах"
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова
Кафедра экономической теории
Комплексное задание по дисциплине
«История экономики и экономической мысли»
на тему : «Уильям Петти – Колумб политической экономии»
Выполнила
Одесса – 2013
Уильям Петти(1623- 1687)
Содержание
Введение
2. Колумб политической экономии
3. Сочинении Уильяма Петти "Разное о деньгах"
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Уильям Петти основоположник
Первое серьезное экономическое
сочинение Петти - "Трактат о налогах
и сборах" (1662 г.). Среди других известных
произведений можно отметить следующие:
"Политическая анатомия Ирландии"
(1672 г.), "Политическая арифметика"
(1576 г.), "Несколько слов по поводу денег"
(1682 г.).
У.Петти — первый автор трудовой
теории стоимости, в основе которой лежит
учение о естественной цене (стоимости).
Различал внутреннюю стоимость, которую
и называл "естественной ценой", и
рыночную цену. Стоимость определял затраченным
трудом, устанавливая количественную
зависимость величины стоимости от производительности
труда.
Считал, что образование
богатства происходит в сфере материального
производства благодаря именно труду.
Широко известна фраза У.Петти: "Труд
есть отец и активный принцип Богатства,
а земля - его мать".
Утверждал, что торговля
не является источником создания национального
богатства. Выступал против притока драгоценных
металлов, так как видел в нем источник
роста цен.
Говорил о существовании
пропорции денег для торгового обмена:
избыток денег ведет к росту цен, а недостаток
- к сокращению объемов производимых работ
и низкому уровню налоговых платежей.
Создал экономическую статистику
(политическую арифметику) и предложил
метод исчисления национального дохода.
В целом учение У.Петти описательно,
но при анализе ряда экономических явлений
приближается к раскрытию их сущности.
Рента - прибавочный
продукт, остающийся после издержек (заработной
платы и семян). Конкретные проявления
- земельная рента и денежная рента, то есть процент.
У.Петти ввел понятие "дифференциальной
земельной ренты", причины существования
которой видел в различном плодородии
и местонахождении земель. Цена земли
есть сумма годичных рент за 21 год. (Количество
лет определяется исходя из времени одновременной
продолжительности жизни трех поколений.)
Ссудный
процент У.Петти считает платой за неудобства,
причиняемые кредитору при ссуживании
денег.
Целью данной работы является ознакомление с таким представителем классической школы политической экономии, как Уильям Петти и разобраться почему его называют « Колумбом политической экономики». Что он сделал для развития экономики? Какова его роль?
1.Биография Уильяма Петти
Уильям Петти (1623-1687) – основоположник
классической политической экономии в
Англии. Родился в городе Ромси на юге
Англии в семье суконщика. С детства учеба
в школе давалась ему легко. В 14 лет, отказавшись
от суконного ремесла, ушёл из дома и нанялся
юнгой на корабль. Уже через год из-за перелома
ноги был высажен на севере Франции. Благодаря
знанию латыни был принят в Канский колледж,
который обеспечивал слушателям полное
материальное содержание. В колледже он
овладел греческим и французским языками,
математикой, астрономией.
По окончании колледжа в 1640 году вернулся
в Лондон. Зарабатывал на жизнь черчением
морских карт, а затем службой военном
флоте. Через три года Петти покинул Англию
для изучения медицины за границей. Первые
четыре года учился в Амстердаме и Париже.
Завершил медицинское образование на
родине, проучившись ещё три года в Оксфордском
университете.
Уильям Петти обладал разносторонними
способностями, в 1647 году изобрёл копировальную
машину. В 1650 году он получил степень доктора
физики и стал профессором анатомии. Но
через год неожиданно принял предложение
занять должность врача при главнокомандующем
английской армией в Ирландии. С этого
момента жизнь Уильяма Петти круто изменилась.
Проявив редкую предприимчивость, он неплохо
заработал на, казалось бы, обычном правительственном
подряде по подготовке планов земельных
участков для последующих замеров и подготовки
карты покорённой Ирландии. Петти оформил
на своё имя скупку земель на разных концах
острова за всех тех офицеров и солдат,
кто не мог или не хотел дожидаться получения
своего земельного надела.
Через 10 лет в 1661 году 38-летний Уильям
Петти был возведён в рыцарское звание.
Положение состоятельного и практичного
землевладельца в сочетании с пытливым
умом и интуицией позволили ему заняться
описанием собственного видения экономической
жизни общества и государства. В результате
в свет вышли основные произведения: «Трактат
о налогах и сборах» (1662), «Политическая
анатомия Ирландии» (1672), «Политическая
арифметика» (1676), «Разное о деньгах» (1682)
и другие.[9]
2.Колумб политической экономии
Как известно, Колумб не собирался открывать Америку, а только искал морской путь в Индию. До конца жизни он не знал, что открыл новый континент. Петти публиковал памфлеты, преследующие конкретные, порой даже корыстные цели, как все экономисты того времени. Самое большое, что он приписывал себе, — это изобретение политической арифметики (статистики). В этом видели его главную заслугу и современники. В действительности он сделал также нечто иное: своими высказанными, как бы между прочим, мыслями о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах он заложил основы научной политической экономии. Это и есть подлинная «экономическая Америка», открытая новым Колумбом.
Первое серьезное экономическое сочинение Петти именовалось «Трактат о налогах и сборах» и вышло в 1662 г. Пожалуй, это и важнейшее его сочинение: стремясь показать новому правительству, каким путем можно (несомненно, при его личном участии и даже под его руководством) увеличить налоговые доходы, он также изложил наиболее полно свои экономические взгляды.
К этому времени Петти почти забыл, что он врач. Его изобретательный и гибкий ум все более обращается к экономике и политике. В его мозгу роятся проекты, планы, предложения: налоговая реформа, организация статистической службы, улучшение торговли… Все это находит свое выражение в его «Трактате». Но не только это. «Трактат» Петти можно рассматривать как самое важное экономическое сочинение XVII столетия, подобно тому как книгу Адама Смита о богатстве народов в XVIII столетии.
Через 200 лет Карл Маркс
писал о «Трактате»: «В рассматриваемом
нами произведении Петти по сути дела
определяет стоимость товаров сравнительным количест
Интересно проследить за ходом его рассуждений.
С острым чутьем человека новой, буржуазной эпохи он сразу, в сущности, ставит вопрос о прибавочной стоимости: «…мы должны попытаться объяснить таинственную природу как денежной ренты, называемой процентом (usury), так и ренты с земель и домов».[2] В XVII в. земля еще основной объект приложения человеческого труда. Поэтому для Уильяма Петти прибавочная стоимость выступает в форме земельной ренты, в которой скрывается и промышленная прибыль. Процент он далее также выводит из ренты. Торговая прибыль мало интересует Петти, что резко отличает его от толпы современников-меркантилистов. Примечательно и выражение о таинственной природе ренты. Петти чувствует, что он стоит перед большой научной проблемой, что внешность явления здесь отличается от сущности.
Далее идет неизменно цитируемое место. Предположим, что некто (этот некто будет далее не только героем арифметических задачников, но и экономических трактатов!) занимается производством зерна. Часть произведенного им продукта вновь пойдет на семена, часть будет потрачена на удовлетворение собственных потребностей (в том числе путем обмена), а «остаток хлеба составляет естественную и истинную земельную ренту». Здесь намечено деление продукта, а следовательно, создающего его труда и стоимости на три основные части: 1) часть, представляющую возмещение затраченных средств производства, в данном случае семян; 2) часть, необходимую для поддержания жизни работника и его семьи, и 3) избыток, или чистый доход. Эта последняя часть соответствует введенным Марксом понятиям прибавочного продукта и прибавочной стоимости [3].
Далее Петти ставит вопрос: «…какому количеству английских денег может равняться по своей стоимости этот хлеб или эта рента? Я отвечаю: такому количеству денег, которое в течение одинакового времени приобретает за вычетом своих издержек производства кто-нибудь другой, если он всецело отдается производству денег, т. е. предположим, что кто-нибудь другой отправляется в страну серебра, добывая там этот металл, очищает его, доставляет его на место производства хлеба первым, чеканит тут из этого серебра монету и т. д. Предположим далее, что этот индивидуум в течение того времени, которое он посвящает добыванию серебра, приобретает также средства, нужные для своего пропитания, одежды и т. д. Тогда серебро одного должно быть равно по своей стоимости хлебу другого; если первого имеется, например, 20 унций, а последнего 20 бушелей, то унция серебра будет представлять собой цену бушеля хлеба».[4]
Очевидно, что приравнивание по стоимости частей зерна и серебра, представляющих собой прибавочный продукт, равносильно приравниванию всего валового продукта. Ведь эти последние 20 бушелей зерна ничем не отличаются от остальных, скажем, 30 бушелей, которые возмещают семена и составляют пропитание земледельца. Это же относится и к 20 унциям серебра, о которых выше идет речь. В другом месте Петти выражает идею трудовой стоимости в чистом виде: «Если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собою естественную цену другого…»[5]
Итак, Петти, по существу, формулирует закон стоимости. Он понимает, что этот закон действует крайне сложным образом, лишь как общая тенденция. Это выражается в следующих поистине удивительных фразах: «Я утверждаю, что именно в этом состоит основа сравнения и сопоставления стоимостей. Но я признаю, что развивающаяся на этой основе надстройка (superstructure) очень разнообразна и сложна».[6]
Между меновой стоимостью, величина которой определяется затратами труда, и реальной рыночной ценой — множество посредствующих звеньев, которые безмерно усложняют процесс ценообразования. С необычайной прозорливостью Петти называет некоторые ценообразующие факторы, с которыми приходится считаться современным экономистам и плановикам: влияние товаров-заменителей, товаров-новинок, мод, подражания, традиций потребления.
Петти делает первые шаги на пути анализа самого труда, создающего стоимость. Ведь каждый конкретный вид труда создает только конкретное благо, потребительную стоимость: труд земледельца — зерно, труд ткача — полотно и т. д. Но в любом виде труда есть что-то общее, делающее все виды труда сравнимыми, а эти блага — товарами, меновыми стоимостями: затрата рабочего времени как такового, затрата производительной энергии работника вообще.
Петти был в истории экономической науки первым, кто стал прокладывать путь к идее абстрактного труда, которая легла в основу марксовой теории стоимости.
Было бы странно искать у зачинателя и первооткрывателя какую-то стройную и законченную экономическую теорию. Опутанный меркантилистскими представлениями, он еще не может отделаться от иллюзии, что труд в добыче драгоценных металлов — это все же какой-то особенный труд, наиболее непосредственно создающий стоимость. Петти не может отделить меновую стоимость, которая наиболее наглядно воплощается в этих металлах, от самой субстанции стоимости — затрат всеобщего человеческого абстрактного труда. У него нет сколько-нибудь ясного понятия о том, что величина стоимости определяется затратами общественно необходимого труда, типичными и средними для данного уровня развития хозяйства. Затраты труда, превышающие общественно необходимые, пропадают даром, не создают стоимость. Многое с точки зрения последующего развития науки можно признать у Петти слабым и прямо ошибочным. Но разве это главное? Главное в том, что Петти твердо стоит на избранной им позиции — трудовой теории стоимости — и успешно применяет ее ко многим конкретным проблемам.
Мы уже видели, как он понимал природу прибавочного продукта. Но там речь шла о простом товаропроизводителе, который сам присваивает произведенный им же прибавочный продукт. Петти не мог не видеть, что в его время значительная часть производства велась уже на капиталистических началах, с применением наемного труда.
Он должен был прийти к мысли, что прибавочный продукт производится не только и не столько для себя, сколько для владельцев земли и капитала. О том, что он пришел к этой мысли, свидетельствуют его соображения о заработной плате. Заработная плата работника определяется и должна определяться, по его мнению, только необходимым минимумом средств существования. Он должен получать не более, чем необходимо, «чтобы жить, трудиться и размножаться». Петти понимает в то же время, что стоимость, создаваемая трудом этого работника, — это совершенно иная величина, и, как правило, значительно большая. Эта разница и является источником прибавочной стоимости, которая у него выступает в виде ренты.
Информация о работе Уильям Петти – Колумб политической экономии