ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРАНЫ И СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ УСКОРЕННОГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:20, доклад

Краткое описание

Инвестиционный климат - это понятие выработано практикой международного инвестиционного предпринимательства. Его изучение позволяет инвестору получить ответ на вопрос, какова степень риска вложения его капитала в принимающем государстве и окажется ли вложение эффективным. При принятии решений иностранные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава-3.docx

— 66.16 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРАНЫ И СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ЕЕ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

3.1. Факторы, обеспечивающие формирование инвестиционной и инновационной политики предприятий швейной промышленности страны

Инвестиционный климат - это понятие выработано практикой  международного инвестиционного предпринимательства. Его изучение позволяет инвестору получить ответ на вопрос, какова степень риска вложения его капитала в принимающем государстве и окажется ли вложение эффективным. При принятии решений иностранные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран.

Основными факторами, влияющими  на инвестиционный климат, являются:

  • политическая и экономическая стабильность в принимающем государстве;
  • наличие инвестиционного законодательства с гарантиями для иностранного капитала;
  • уровень налогообложения;
  • свободный перевод дивидендов;
  • приобретение недвижимости;
  • уровень инфляции;
  • свобода валютной конверсии;
  • экспортный и импортный контроль;
  • передвижение по стране и визовый режим для иностранцев.

Сюда же входят гражданское  и торговое законодательство и международные  договоры в области инвестиций, торговли, налогов, арбитража.

Создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Таджикистан является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны. Неодинаковые цели преследуют получатель инвестиций и инвестор. Если первый стремится решить комплекс социально-экономических задач при минимуме привлекаемых средств, то второй - извлечь максимум прибыли и закрепиться на рынках, в экономических системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов.

Поэтому решение о привлечении  инвестиций в швейную промышленность должно быть продуманным и взвешенным. Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали это специфическое «лекарство». Так, Япония, например, с самого начала концентрировала и ограничивала закупку иностранных лицензий для создания своей технически передовой экспортной базы. До сих пор объем прямых иностранных инвестиций в Японии невелик [1,стр.3].

Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует отдавать себе отчет в том, что выбор приоритетных направлений отраслей, в том числе и швейной - дело тонкое, поскольку экономические механизмы само регуляции действуют далеко не всегда в интересах страны - реципиента. Здесь требуется строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны экономические перспективы.

До сегодняшнего дня Министерством  энергетики и промышленности республики, в целях привлечения иностранных  инвесторов, разработано более 30 инвестиционных проектов, были проведены встречи с представителями Всемирного банка, Азиатским банком развития, Комиссией ООН по вопросам развития Азии, Посольствами Вьетнама, Швеции, Китая, США, Украины, Ирана, Италии, Южной Кореи, России, Швейцарии и Германии.

Достигнута договоренность с промышленными швейными фирмами. В частности, реализованы инвестиционные проекты на предприятиях Согдийской области: Совместные предприятия «Абрешим», «Джавони», «Кабол-Таджик-Тексталйз», «САТН». Все эти предприятия производят швейную изделия широкого ассортимента и отличного качества. Также несколько швейных предприятий по г. Душанбе представили свои инвестиционные проекты для привлечения инвестиции. В частности АООТ «Чевар», АООТ «Дилором», ЗАО «Гулистан» и др. У каждого из этих швейных предприятий имеется свои инвестиционные проекты.

К сожалению, пока только  ЗАО «Гулистан» с помощью  инвесторов увеличило  использование мощностей, закупу сырья и материалов для производства современных модельных костюмов, курток, плащей, брюк и других изделий, частичной модернизации производства. В настоящее время с целью увеличения объемов экспортоорентированной продукции строится новый производственный корпус.

АООТ «Чевар» разработало  инвестиционный проект, направленный на частичное перевооружение предприятия. Для достижения поставленных в проекте целей им необходимо 250 тыс. долл. США. Срок окупаемости проекта 5 лет.

Также представлен инвестиционный проект АООТ «Дилором», в котором запрашивается сумма 600 тыс. долл. США со сроком окупаемости в 5 лет, для приобретения швейного оборудования и сырья, выпуска и расширения ассортимента швейной продукции.

Анализ инвестиционных проектов показывает, что каждое из этих швейных  предприятий нуждается в инвестициях  для частичной модернизации оборудования, создания новых рабочих мест и  выпуска расширенного ассортимента швейной продукции. Однако, пока инвесторы не найдены.

Немаловажным источником инвестирования в швейное производство РТ является привлечение денежных сбережений населения. В последние годы предпринимаются многочисленные и разносторонние попытки привлечь сбережения граждан нашей республики. Однако все эти попытки не имели успеха, в основном из-за низкой заработной платы, низкого уровня жизни, и потерь доверия населения к кредитно-банковской системе.

Напротив, опыт экономически развитых стран, в частности США, свидетельствует о высоком инвестиционном значении сбережений населения. В США оно владеет примерно 70% всех финансовых активов. Его доля почти в 5 раз больше, чем доля государства, а также доля коммерческих банков [21,стр.8]. Международный опыт показывает, что существует вполне четкая зависимость между долей сбережений в располагаемом доходе населения и темпами роста национальной экономики. Наиболее впечатляющих темпов роста в 60-80г.г. достигли страны с самой высокой долей сбережений в личных доходах: Япония - 20%, ФРГ, Франция, Италия - 11-12% [21,стр.9]. Конечно, столь высокий уровень сбережений населения характерен только для развитых стран с высоким уровнем жизни.

В настоящее время, в республике пока нет реальной возможности привлечения сбережения населения в качестве инвестиций в швейное производство, в размерах достаточных для восстановления и развития этой отрасли. Вместе с тем, объективно существует ряд значимых в макроэкономическом плане обстоятельств, способных позитивно повлиять на ситуацию. Необходимо принять государственные меры по поднятию благосостояния населения и привлечению его средств для нужд экономического роста.

Еще более сложной проблемой  является активизация инвестиционной деятельности банков. Банковская система не может активно содействовать и инвестировать в производство швейной продукции. На сегодняшний день, еще не созрели условия для долгосрочных инвестиций, и ни один коммерческий банк РТ не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.

Привлечение инвестиционных ресурсов в швейную промышленность республики может быть эффективно при достижении основного условия - нормализации финансовой, кредитной, правовой, налоговой и платежной систем.

При рыночной экономике, государственные  инвестиции играют весьма важную роль в тех секторах, состояние которых влияет на национальную безопасность, а также в условиях, когда государственная поддержка необходима для осуществления структурных преобразований. За счет государственных инвестиций поддерживаются перспективные исследования или те отрасли, которые не способны на быструю отдачу от вложенных средств, но развитие, которых важно в стратегическом плане. Осуществление значительных государственных инвестиций в швейную промышленность РТ возможно только при наличии необходимых средств в бюджете, а для сегодняшней экономической ситуации у нас в республике, это пока проблематично.

В такой ситуации следовало бы на уровне государства стимулировать деятельность страховых, пенсионных и паевых фондов, а также разработать механизм финансирования инвестиций за счет акционерного капитала, в частности, через государственные гарантии и правовую поддержку средних по размеру акционерных обществ, которые эмитируют акции с целью расширения и совершенствования действующего производственного потенциала швейных предприятий.

Как известно, основой швейной промышленности является качество ее продукции, которое находится в прямой зависимости от развития технологий, перевооружения и обновления оборудования. Развитие производственных ресурсов, в свою очередь определяется объемом инвестиций в швейную промышленность, масштабом их притока.

С нашей точки зрения, есть два  принципиально различных пути увеличения инвестиций в швейную промышленность:

первый - мобилизация ресурсов в  рамках государства и рост капитальных  государственных вложений;

второй - привлечение в крупных  масштабах частных, но для них  нужен благоприятный инвестиционный климат.

Сравнительный анализ факторов инвестиционного  климата в швейную промышленность свидетельствует о приоритетной роли государства в создании инвестиционного климата у нас в Таджикистане. Конкурентные позиции Таджикистана в борьбе за привлечение частных иностранных инвестиций в ближайшие годы будут определяться условиями политической стабильности и усилиями правительства в деле создания благоприятного инвестиционного климата.

В этом аспекте заслуживает внимания авторитетная альтернативная точка зрения Джеймса Гелбрейта, профессора Техасского университета, который считает, что «экономика функционирует успешно, если государство контролирует около 50% ВВП». В частности, в США доля государственных расходов в ВВП составляет 30-50% [27,стр.115].

Поэтому представление о том, что  государство не должно участвовать в экономике, осуществлять ее регулирование, не соответствует действительности.

В общем случае потребность в  новых инвестициях вызвана необходимостью:

  • смены ассортимента швейной продукции:
  • расширения ассортимента;
  • увеличения мощности швейного предприятия:
  • обновления ассортимента и повышения качества швейных изделий.

С макроэкономической точки зрения, инвестиции в швейную промышленность выгодны тем, что увеличение выпуска  конкурентоспособной швейной продукции позволит уменьшить ее импорт, тем самым улучшит внешнеторговый баланс. Быстрая и высокая отдача инвестиций в швейную промышленность, определяет их инвестиционную привлекательность в рыночной экономике.

Инвестиции (в том числе и  в оборотный капитал) экономически оправданы, если выпускаемая швейная продукция, по меньшей мере, будет пользоваться спросом и иметь сбыт, хотя бы на внутреннем рынке. Из-за утраты отечественного рынка, экономическое поле для эффективных инвестиций невелико, поэтому инвестиционный процесс в швейную промышленность будет иметь неравномерный характер, а инвестиционные ресурсы должны быть сконцентрированы на предприятиях, способных успешно функционировать в рыночной среде. Что и нашло отражение на сегодняшнем положении предприятий швейной отрасли.

Точечное инвестирование конкретных швейных предприятий для проведения ими инновационных мероприятий в технической, технологической, маркетинговой и организационной сферах, позволит выявить в отрасли перспективных производителей, способных выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию. Именно мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности являются сейчас основным объектом инвестиций в швейную промышленность, возвращающие отечественный рынок, отечественному производителю швейной продукции. Каждое швейное предприятие установило присущий конкретному ассортименту продукции комплекс задач, решение которых в совокупности позволило  достичь требуемый уровень конкурентоспособности и сформировать более высокий имидж своей продукции.

Инвестирование в швейной  промышленности страны позволило получить следующее:

  • пополнить парк современным технологическим оборудованием и расширением ассортимента продукции;
  • восстановить оборотные средства предприятия;
  • освоить новые технологические процессы, обеспечивающие выпуск высококачественной продукции;
  • освоить гибкие формы организации производственных процессов, обеспечивающих экономическую сменяемость выпускаемого ассортимента (в соответствии с изменениями спроса) в условиях серийного производства;
  • оснастить службы управления качеством продукции контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.

Необходимость и поочередность  перечисленных направлений инвестиций на конкретном швейном предприятии, определяется имеющимся у него потенциалом конкурентоспособности и задачами позицирования своего товара на выбранном сегменте рынка.

При наличии достаточных оборотных  средств отечественные швейные предприятия, которые сейчас активно и серьезно заняты качественным производством получат в ближайшем будущем большие преимущества и имеют, оптимистичные перспективы для устойчивого развития производства.

В последнее время у западных инвесторов наблюдается рост внимания к предприятиям по производству товаров  народного потребления. По мере возвращения интереса и доверия западного капитала к нашему рынку, предприятия швейной промышленности республики буду испытывать повышенный интерес со стороны инвесторов, и получат новый толчок к развитию.

За последние годы с участием иностранных инвесторов в отрасли  было создано  7 совместных предприятий:

  • ЗАО СП «Каббол Таджик Текстайла» в г. Худжанде,
  • ООО СП «Джавони»;
  • ООО СП «Абрешим»;
  • СП «САТН»;
  • ООО СП «ВТ-Силк» г. Сарбанд;
  • ООО СП «Рохиабрешим» г. Душанбе;
  • СП «Толиб».

В развитие указанных совместных предприятий за 10 последних лет было привлечено иностранных инвестиций в объеме 89949 тыс. долл. США, в том числе прямые инвестиции иностранных партнеров и уставные фонды совместных предприятий за указанный период составили 42325 тыс. долл. США. В таблице 3.1. представлены проекты, которые должны инвестироваться на период до 2015 года.

 

 

 

 

 

Таблица 3.1.

Объем инвестиций в швейную промышленность (тыс. $).

Информация о работе ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРАНЫ И СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ УСКОРЕННОГО