Финансово-бюджетная система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:06, лекция

Краткое описание

Фискальная политика – изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.
Сам термин «фискальная политика» восходит к понятию «фиск», что означает «казна, государственное хранилище денег». Впрочем, оба слова – иностранные, хотя и используются в России давно.

Содержание

Финансово-бюджетная система как сфера осуществления фискальной политики.
Инструменты фискальной политики.
Дискретная и автоматическая фискальная политика.
Альтернативные подходы к фискальной политике.
Бюджетный дефицит и профицит.

Вложенные файлы: 1 файл

Fiskalnaya_politika_gosudarstva.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Как государство должно пользоваться этим инструментом? Например, что нужно сделать для того, чтобы увеличить поступления  в бюджет? На первый взгляд, ответ  прост – увеличить налоговые ставки. Но это не совсем так.

Повышение ставок налогообложения отнюдь не означает, что государство увеличит получаемые суммы налогов.

Исследования американского  экономиста Артура Лаффера показали, что существует определенный максимальный уровень подоходного налога, превышение которого государством ведет не к увеличению, а к уменьшению поступлений в бюджет. Данное явление получило в экономической науке название эффект Лаффера, а его графическое изображение – кривая Лаффера.

Эффект Лаффера – закономерность, согласно которой превышение налоговой ставкой определённого уровня ведёт не к увеличению, а к уменьшению поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера строится следующим образом (рис. 1). По горизонтальной оси откладываются значения налоговых ставок (t, %), а по вертикальной - величины поступления налоговых сумм (T, ден. ед.). Если t=0, то государство не получит никаких налоговых поступлений (Т=0). Совершенно очевидно, что и в случае, если t=100, государство ничего не получит, так как никто не будет заинтересован работать и зарабатывать какие-то суммы только ради того, чтобы все отдать государству. При всех других налоговых ставках (0<t<100) отдельные лица и фирмы будут и получать доход, и платить подоходный налог. При какой-то ставке t0 общая сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума T0. Попытки повысить t, например, до величины t1, приведут к снижению величины T, поскольку для экономических субъектов выгоднее будет перейти на менее оплачиваемую работу или получать меньшую прибыль, чем платить столь высокие суммы налога, или же резко возрастет укрывательство доходов.

Рис. 1. Кривая Лаффера

Какова величина оптимальной  налоговой ставки t0? Она зависит от конкретных обстоятельств. Так, по мнению того же А. Лаффера, являвшегося экономическим советником администрации президента Р. Рейгана, США в конце 70-х гг. прошлого века перешли этот рубеж, и главным элементом экономической политики Рейгана («рейганомики») стало принятие в 1981 г. закона, который предусматривал, в частности, сокращение ставок индивидуального подоходного налога на 23%, а также сокращение с 70 до 50% максимальной налоговой ставки на доходы от капитала. Как известно, результаты этой политики оказались в целом успешными. Снижение налоговых ставок предпринималось в последней трети XX в. также в Великобритании, Канаде, Японии, ФРГ, Франции.

В то же время в Швеции и других скандинавских странах  сохраняются одни из самых высоких в мире налоговых ставок. Так, максимальная ставка налога на средний доход рабочего, занятого полный рабочий день, составляет 50–65% (хотя фактически в связи с разного рода льготами она несколько ниже). Максимальная прогрессивная ставка налога на доходы служащего достигает 80%.

Другим инструментом фискальной политики являются государственные расходы. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что они неоднородны и делятся на две больших группы:

- государственные закупки;

- трансфертные платежи (трансферты).

Государственные закупки – расходы государства на приобретение товаров и услуг (т.е. такие расходы, которым противостоят реальные блага).

Трансфертные платежи  – выплаты отдельным домохозяйствам или фирмам денег (или передача им товаров и услуг) на безвозмездной основе. К ним относятся: пенсии, стипендии, пособия, дотации, субвенции, субсидии, компенсации и др.

Равнозначны ли эти группы государственных расходов с точки  зрения фискальной политики? Конечно же, нет. Если государственные закупки оказывают непосредственное влияние на производство, выражающееся в росте или снижении объема ВВП, то трансферты такого влияния на объем производства не оказывают, а влияют на структуру производства (с их помощью осуществляется перераспределение доходов в обществе, в результате чего изменяется структура совокупного спроса и, соответственно, структура ВВП).

Поэтому в фискальной политике наиболее активно используются государственные закупки, а трансфертные платежи имеют большее отношение к социальной политике.

Сочетание инструментов фискальной политики находит выражение в величине чистых налогов – налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей.

Таковы основные инструменты  фискальной политики. Теперь нам нужно рассмотреть, как они применяются на практике.

 

  1. Дискретная и автоматическая фискальная политика

В современной экономической  литературе принято различать дискретную (в некоторых источниках – дискреционную) и автоматическую (недискреционную) фискальную политику.

Дискретная  фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией.

Конкретное содержание мер дискретной политики зависит от того, на какой фазе экономического цикла находится национальная экономика. Можно выделить два варианта дискретной фискальной политики:

- стимулирующая фискальная  политика;

- сдерживающая фискальная  политика.

Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика применяется в период спада или депрессии, нацелена на их преодоление и уменьшение безработицы.

Мерами стимулирующей  фискальной политики являются увеличение государственных расходов и снижение налогов (они могут осуществляться по отдельности или одновременно).

Все это ведет к  увеличению равновесного объёма ВВП  и национального дохода, что объясняется  действием механизмов мультипликатора  государственных расходов и налогового мультипликатора (рис. 2, 3).

Рис. 2. Механизм мультипликатора государственных расходов

Представим себе, что  совокупные расходы в обществе складываются только из потребительских расходов и частных инвестиций, а их зависимость от уровня национального дохода характеризуется прямой AE1. В этих условиях равновесным объемом национального дохода будет Y1.

Государственное вмешательство  в экономику (осуществление закупок  товаров и услуг) приведет к экзогенному росту совокупных расходов и сдвигу их графика в положение AE2. В результате равновесный объем национального дохода возрастет до Y2.

Как это произойдет? Посредством  мультипликационного эффекта. Как  известно, любой экзогенный рост инвестиций ведет к приросту доходов в обществе, а объем производства определяется величиной мультипликатора:

, где

Y – национальный доход;

G – государственные закупки;

kG – мультипликатор государственных расходов.

Аналогичный результат  принесет и снижение налогов. Если в  той же исходной ситуации произойдет снижение суммы взимаемых налогов, это приведет к увеличению располагаемого дохода и росту потребительских расходов. В результате мультипликационного эффекта вновь возрастет равновесный объем национального дохода с Y1 до Y2.

, где

Y – национальный доход;

C – потребительские расходы;

T – налоговые выплаты;

MPC – предельная склонность к потреблению;

kT – налоговый мультипликатор.

 

Рис. 3. Механизм налогового мультипликатора

Влияние стимулирующей  фискальной политики на государственный бюджет заключается в том, что она связана с образованием бюджетного дефицита. Как легко убедиться, ее мероприятия ведут либо к увеличению расходов государственного бюджета, либо к сокращению доходов, либо к тому и другому одновременно.

Сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика применяется в период циклического подъёма и нацелена на преодоление инфляции спроса.

Мерами сдерживающей фискальной политики являются либо уменьшение государственных расходов на товары и услуги, либо рост налогов, либо то и другое одновременно.

Сдерживающая фискальная политика ведёт к уменьшению равновесного объёма ВВП и национального дохода. Объяснение этого аналогично объяснению эффекта стимулирующей фискальной политики, с той лишь разницей, что и меры, и их воздействие на экономику являются прямо противоположными.

Влияние сдерживающей фискальной политики на государственный бюджет также прямо противоположно влиянию  стимулирующей политики. Сдерживающая фискальная политика связана с образованием бюджетного излишка (профицита).

Автоматическая фискальная политика предполагает установление фиксированного уровня государственных расходов и налоговых ставок, не зависящих от фазы цикла. Стабилизация экономики при этом осуществляется благодаря увеличению (сокращению) объёма чистых налоговых поступлений в результате увеличения (сокращения) объёма ВВП.

Таким образом, если дискретная фискальная политика основывается на манипулировании государственными расходами и налоговыми ставками, то автоматическая политика – на их фиксировании. В первом случае стабилизация экономики является результатом государственного вмешательства, а во втором – осуществляется автоматически.

Как это происходит? Дело в том, что для изменения объемов  налоговых поступлений и трансфертных платежей совсем не обязательно пересматривать ставки налогов и размеры пособий. Величины налогов и трансфертов являются функциями национального дохода и изменяются автоматически при изменении его величины.

Если по каким-либо причинам национальный доход упадет, то автоматически снизится величина взимаемых налогов (так как уменьшатся доходы налогоплательщиков) и одновременно увеличится сумма трансфертных платежей (так как возрастет число людей, имеющих пособия по безработице). А это, как было показано выше, должно оказать стимулирующее воздействие на экономику и уменьшить падение национального дохода. При этом в государственном бюджете образуется дефицит.

Если же национальный доход возрастет, то автоматически повысятся суммы взимаемых налогов и снизятся трансфертные платежи. В результате рост национального дохода задержится, а в государственном бюджете появится излишек.

Графически приведенные  рассуждения можно представить  следующим образом (рис. 4).

Исходя из содержания автоматической фискальной политики, сумма государственных расходов на товары и услуги Gp предполагается величиной постоянной, не зависящей от величины национального дохода Y:

Для того, чтобы экономика  в целом и государственный  бюджет находились в равновесии, эта  величина должна совпадать с суммой чистых налогов Tn:

, где

Tg – валовые налоговые поступления;

Gt – трансфертные платежи.

Как видно из графика, данное условие соблюдается при  национальном доходе Y0. При снижении национального дохода, например, до Y1, бюджет становится дефицитным, что приостанавливает спад. При повышении национального дохода до Y2, наоборот, образуется бюджетный профицит, что сдерживает подъем. В обоих случаях экономика движется по пути стабилизации, восстановления экономического равновесия.

 

Рис. 4. Автоматическая фискальная политика

Таким образом, антициклическое  регулирование происходит автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, в роли которых выступают налоговые поступления и трансфертные платежи.

 

 

 

 

 

  1. Альтернативные подходы к фискальной политике

Основными альтернативными подходами к фискальной политике в экономической теории являются:

- кейнсианский подход;

- неоклассический подход.

Сторонники кейнсианского подхода считают, что государство должно осуществлять дискретную фискальную политику; более того, по их мнению, из всех средств, имеющихся в распоряжении государства, фискальная политика является наиболее эффективным, так как непосредственно воздействует на совокупный спрос. В период спада это позволяет, как уже было показано выше, приостанавливать падение и поднимать экономику, а в период подъема – бороться с инфляцией спроса.

По мнению сторонников неоклассического подхода (в частности, монетаристов), дискретная фискальная политика обладает существенными недостатками, сводящими на нет ее эффективность.

Недостатки  дискретной фискальной политики включают:

- запаздывание фискальных  мер;

- их отклонение от  цели достижения стабильности;

- эффект вытеснения;

- подталкивание инфляции.

Запаздывание  фискальных мер происходит по причине существования трех временных лагов при осуществлении дискретной политики:5

- временной лаг распознавания,  возникающий в связи с тем,  что между началом спада или инфляции и моментом их осознания лежит больший или меньший период времени;

- административная задержка, связанная с тем, что от момента  признания необходимости фискальных  мер до момента их принятия  может пройти несколько месяцев, в течение которых происходит согласование в «коридорах власти»;

- функциональное запаздывание, вызываемое тем обстоятельством, что между принятием решения о фискальных мерах и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен, тоже может пройти немалый срок. Можно довольно быстро внести изменения в ставки налогов, но проведение общественных работ (строительство плотин, сооружение дорог и т.д.) предполагает длительный плановый период и еще более долгие сроки осуществления.

В результате к началу действия фискальных мер экономическая ситуация может существенно измениться.

Возможность отклонения от целевой направленности на достижение экономической стабильности при проведении дискретной фискальной политики вызывается следующими причинами:

- наличие у государства  других функций и целей. Экономическая стабильность не является единственной целью государственной политики в области расходов и налогообложения. Государство призвано также решать проблемы производства общественных благ и перераспределения доходов, что может противоречить нацеленности фискальной политики на достижение экономической стабильности;

Информация о работе Финансово-бюджетная система и финансовая политика государства