Фирма как экономический агент рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов поведения фирмы в условиях кризиса.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие фирмы;
- выявить экономическую сущность и причины появления фирм

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Экономическая сущность и причины возникновения фирмы…………5
Понятие. Целевая функция. Экономическая природа фирмы………...5
Причины возникновения фирмы………………………………………...10
Организационно-правовые формы фирм………………………………..15
Классификация фирм……………………………………………………..15
Характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...19
Поведение фирмы в условиях кризиса…………………………………..26
Признаки кризисных явлений в экономике предприятий………………26
Модели поведения фирмы в условиях кризиса………………………….31
Заключение………………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы. Например, А. Смит5, а в последствии и К. Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация стала качественно новой производительной силой, поскольку позволила многократно снизить производственные издержки и значительно увеличить производительность труда каждого работника. А. Смит в своей книге "Богатство народов" приводит пример английской булавочной мануфактуры, организация которой обеспечила рост выработки в расчете на одного занятого в 100 раз. К. Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок с его "законом строго определенных пропорций"6, пришел все-таки к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества. Это позволило бы, как он считал, устранить "рыночную анархию", ввести планомерность в рамках национальной экономики и в результате обеспечить победу коммунистического способа производства над капиталистическим в производительности труда.

На этот счет известны также высказывания В. И. Ленина о том, что социализм — это "единая фабрика", "единый синдикат", "единая контора". Увы, предсказания классиков марксизма относительно судьбы рынка не осуществились на практике. Сколько-нибудь эффективная "фирма-общество" невозможна прежде всего по экономическим причинам.

Американский экономист Ф. Найт считает, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.

Наиболее глубокое объяснение причин возникновения фирмы, получившее широкое признание в научном мире, дал другой американский экономист, Р. Коуз.7 Суть открытия Р. Коуза состоит в следующем - фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.

Механизм рыночной координации обладает целым рядом неоспоримых достоинств с точки зрения как отдельного потребителя, так и общества в целом. Вместе с тем общество не может пользоваться рыночным механизмом бесплатно. Это требует подчас весьма внушительных затрат. Такие затраты обусловлены непосредственно не технологией производства (издержками на материалы, оборудование, оплату труда рабочих и т. д.), а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок. Р. Коуз назвал их трансакционными затратами (от лат. transactio —сделка).

Коуз выделяет следующий перечень выгод при организации фирм:

1) сокращение издержек при использовании  ценового механизма (основная издержка  – выяснение того, каковы цены): издержки на это могут быть  сокращены благодаря появлению  специалистов, которые станут продавать  эту информацию;

2) фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы: заключается один единственный контракт, который устанавливает пределы власти предпринимателя и обязывает работника за определенное вознаграждение выполнять его распоряжения;

3) различное отношение правительств  или других регулирующих органов  к обменным трансакциям, совершаемым  на рынке, и к таким же трансакциям, организуемым внутри фирмы: налог  на продажи падает на рыночные  трансакции, но не относится к таким же трансакциям внутри фирмы.

Несмотря на устранение определенных издержек при возникновении фирмы, все производство не может осуществляться одной большой фирмой. С ростом фирмы падает ее эффективность. Коуз описывает следующие ограничения при расширении фирм:

1) с увеличением размеров фирмы  может начаться сокращение дохода  от предпринимательской функции;

2) мере увеличения количества  осуществляемых трансакций предприниматель  оказывается неспособен использовать  факторы производства с наивысшей выгодой, т. е. разместить их в таких точках производства, где они обладают наивысшей ценностью;

3) цена предложения одного или  нескольких факторов производства  может возрасти из-за того, что  «прочие преимущества» у малой  фирмы больше, чем у большой.

На самом деле, пишет Коуз, точка, в которой экспансия фирмы прекращается, может определяться совместным действием нескольких вышеперечисленных факторов.

Люди, конечно, давно знали о трансакционных затратах, учитывали их на практике, но не подозревали, что они имеют важнейшее значение в возникновении фирм, банков, бирж и других институтов экономической жизни. Подобно трению в физике, которое порождает механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух тел при их относительном перемещении, трансакционные издержки затрудняют функционирование рыночного механизма. Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Не будь трансакционных затрат, фирм вообще бы не существовало.

Если бы можно было представить себе экономику в виде сплошного рынка, состоящего из одних только физических лиц, бремя трансакционных затрат было бы столь велико, что многие товаропроизводители отказались бы от участия в рыночном обмене. Вместо рыночного обмена они нашли бы другие, альтернативные способы координации своих действий. Фирмы и становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции осуществляются внутри фирмы, без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Вот почему при незначительных, а тем более нулевых трансакционных издержках (если бы это было возможно) фирмы попросту были бы не нужны.

Таким образом, фирма необходима, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (производственные и трансакционные затраты минимизируются), чем у нескольких мелких организационных единиц, из которых она состоит.

И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии получить результаты, которых добиваются две, три или больше фирм.8

Далее я хотела бы рассмотреть какие существуют типы фирм, в чем их отличия, преимущества и недостатки.

 

 

 

 

 

 

II. Организационно-правовые виды фирм

2.1. Классификация фирм

В любой экономической системе не только функционирует огромное количество фирм, но и существуют разнообразные их типы. Это связано прежде всего с разнообразием способов экономии (минимизации) трансакционных издержек. В странах с развитой рыночной экономикой существуют многообразные типы и виды фирм, отражающие различные формы и способы привлечения и использования капитала, ведения предпринимательской деятельности. Фирмы принято классифицировать по ряду признаков:

1. По виду деятельности;

2. По форме собственности;

3. По размеру;

4. По признаку доминирующего фактора производства;

5. По организационно-правовой форме.

По характеру хозяйственной деятельности различают следующие виды фирм:

    • Промышленные фирмы в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным фирмам относятся те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции).
    • Торговые фирмы занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции. Торговые фирмы бывают либо узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий.
    • Транспортные фирмы осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Обычно транспортные компании специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем среди них выделяют судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные.
    • Страховые фирмы осуществляют страхование грузов при международных морских, авиационных, автомобильных и других перевозках.
    • Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.

По характеру собственности фирмы делятся на:

    • частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
    • государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).
    • Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

По  размерам   предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. Размер фирмы может оцениваться по одному и/или нескольким критериям: численность занятых, объем используемого капитала, величина активов, объем продаж. Как правило, в качестве основного критерия применяется численность занятых: этот критерий является относительно стабильным во времени и достаточно универсальным по отраслям экономики и для межстранового сравнения. Если объем используемого капитала, величина активов или объем продаж изменяются в зависимости от вида деятельности или единицы измерения, то численность занятых не подвержена таким колебаниям; люди остаются людьми вне зависимости от сферы приложения труда или страны исследования. Хотя и здесь встречается своя сложность: современная технология позволяет выпускать достаточно существенные объемы и использовать значительные производственные фонды при малой численности персонала, тогда средняя или даже крупная по остальным критериям фирмы окажется мелкой по данному критерию. Поэтому иногда применяют несколько критериев одновременно. Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 250 человек, и крупные, где численность занятых превышает 250 человек. По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около 1/2 общего числа предприятий). В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.

Преобладание мелких, средних или крупных фирм в той или иной отрасли обусловлено в первую очередь эффектом масштаба. При наличии в отрасли положительного эффекта масштаба будет характерным существование одной-двух крупных фирм, при других типах отдачи от масштаба - не только крупные, но и средние и мелкие фирмы могут оказаться эффективными, найти свою нишу на рынке.

Крупные фирмы, как правило, сталкиваются с небольшими трансак-ционными издержками в силу относительной легкости установления и поддержания контактов между крупными рыночными игроками, а также потому, что многие промежуточные товары уже производятся в данной фирме. Однако таким фирмам присущи большие издержки контроля - чем больше производственных звеньев объединено в рамках одной производственной структуры, тем дальше результат труда от его процесса, тем больше склонность к "бесплатному проезду" отдельных работников и звеньев, тем больше должны быть усилия по нейтрализации этого негативного явления.

Мелкие фирмы характеризуются относительно невысокими издержками контроля в силу того, что весь производственный процесс совершается практически одними и теми же людьми без разветвленной сети посредников. Но мелкие фирмы вынуждены нести высокие ТАИ, поскольку внешних посредников у них значительно больше, чем у крупных фирм.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства выделяет трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

Далее я хотела бы остановиться на организационно-правовых формах предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

2.2. Характеристика организационно-правовых  форм предпринимательской деятельности в РФ.

Организационно-правовые формы предприятий – это исторически сложившиеся и законодательно определенные формы ведения производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, различающиеся правами собственности, источниками финансирования и ответственности владельцев фирмы. В характеристику юридической формы входит порядок ее регистрации и ликвидации.

Предпринимательскую деятельность можно вести в следующих организационно-правовых формах:

    1. в качестве предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ);
    2. создав организацию (юридическое лицо). Юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций.

Первая ОПФ подразумевает под собой индивидуальное предпринимательство. Эта форма предусмотрена ст. 23 Гражданского кодекса РФ: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».9 Индивидуальное предпринимательство — это фирма, находящаяся в собственности одного лица.10 Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Информация о работе Фирма как экономический агент рынка