Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:00, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.
В ходе исследования выбранной темы работы используются исторический, диалектический, логический, метод сравнения и другие общенаучные методы; а также математический, статистический и другие специальные методы исследования.Главной целью данной курсовой работы является комплексное исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Введение
Глава 1. Фирма как инструмент реализации рыночной экономики……4
1.1 Фирма – основной институт в рыночной экономике...........................4
1.2 Теория возникновения и развития фирмы............................................7
1.3 Цели деятельности фирмы....................................................................11
Глава 2. Альтернативные теории фирмы……………………………….13
2.1 Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли.....................15
2.2 Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж.17
2.3 Теория максимизации роста.................................................................18
2.4 Поведенческие теории фирмы: множественности цели....................21
Глава 3. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике………….23
Заключение...................................................................................................24
Литература....................................................................................................26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ДОНСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
ФИРМЫ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ростов-на-Дону
2010
Введение
Глава 1. Фирма как инструмент реализации рыночной экономики……4
1.1
Фирма – основной институт в рыночной
экономике.....................
1.2
Теория возникновения и развития фирмы.........................
1.3
Цели деятельности фирмы.........................
Глава 2. Альтернативные теории фирмы……………………………….13
2.1 Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли.....................15
2.2 Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж.17
2.3
Теория максимизации роста.........................
2.4
Поведенческие теории фирмы: множественности
цели....................21
Глава
3. Роль малых, средних и крупных фирм в
экономике………….23
Заключение.................
Литература....................
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность. Субъектом предпринимательской деятельности выступает фирма.
Актуальность рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.
В ходе исследования выбранной темы работы используются исторический, диалектический, логический, метод сравнения и другие общенаучные методы; а также математический, статистический и другие специальные методы исследования.Главной целью данной курсовой работы является комплексное исследование фирмы как экономической категории и выявления особенностей ее поведения на рынке совершенной конкуренции.
Для достижения
вышеуказанной цели в курсовой работе
предполагается решение следующих
задач:раскрыть теоретические основы
категорий: фирма, предприятие, совершенная
конкуренция, издержки фирмы, равновесие
фирмы;провести сравнительный анализ
организационно-правовых форм частных
юридических лиц в Республике Беларусь;выявить
особенности функционирования фирмы на
рынке совершенной конкуренции.
Глава 1.
Фирма как инструмент
реализации рыночной
экономики
1.1 Фирма – основной институт в рыночной экономике
Фирма изначально являлась опорой предпринимательства,
продуктом рыночной экономики. На последующих
стадиях экономического развития и научно-технического
прогресса ее функции расширяются, роль
возрастает. Первоначально термин «фирма»
(от итальянского firma – подпись) означал
«торговое имя» коммерсанта. Ныне – это
организационная структура бизнеса, предпринимательская
единица во всех сферах экономики, обладающая
не только юридической, но и реальной экономической
самостоятельностью. Правовые формы функционирования
современной фирмы многообразны: акционерное
общество, общество с ограниченной ответственностью,
коммандитное общество и другие. Различные
школы экономической науки по-разному
трактуют определение фирмы как категории.
Традиционная экономическая теория определяет
фирму как производственно-
Сегодня все большее значение приобретает
неоинституционалистский подход к определению
фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают
фирму как нечто данное, они хотят понять
механизм ее возникновения. Зачем нужна
фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам
ресурсов не функционировать как независимым
товаропроизводителям, покупая факторы
производства у других собственников,
добавляя свой вклад и реализуя готовую
продукцию потребителям?
Представитель неоинституционализма
Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной
экономической теории предпочтение в
пользу фактора издержек трансакций, т.
е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся
равными нулю). Трансакционные издержки
– это издержки ведения сделок: информационные,
издержки измерения качества товаров
и услуг, на разработку правил ведения
контрактов, издержки уклонения от ответственности
за выполнение обязательств по сделкам
и т. д. Издержки трансакций никогда не
бывают нулевыми, так как в реальном мире
отношения собственности в значительной
мере влияют на производство.
Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать
фирму как совокупность взаимовыгодных
контрактов. Определение фирмы как совокупности
контрактных отношений позволяет понять,
что появление фирмы обусловлено, прежде
всего, существованием издержек рыночного
механизма (механизма цен). Путем создания
организации и предоставления предпринимателю,
права управлять ресурсами может сэкономить
на определенных издержках рыночного
механизма. Предприниматель выполняет
свою функцию с меньшими издержками, так
как получает факторы производства по
более низким ценам, чем при рыночных трансакциях,
которые он вытесняет. Если же он потерпит
неудачу, то всегда может вернуться на
свободный (открытий) рынок. Новизна неоинституционалистского
определения фирмы заключается в том,
что наряду с выгодами разделения труда
внутри предприятия четко определяется
граница развития фирмы. Пределы власти
предпринимателя в фирме устанавливаются
контрактным соглашением. В контракте
записываются границы, в рамках которых
предполагается деятельность поставщика
товара или услуги, детально же действия
поставщика определяются позднее покупателем.
Следовательно, в пределах, контрактного
соглашения размещение ресурсов попадает
в зависимость от покупателя. В этих условиях
краткосрочные контракты нежелательны.
Такую систему взаимоотношений, при которой
управление ресурсами зависит от предпринимателя,
Р. Коуз и называет фирмой, фирма как система
альтернативна рынку, Внутри фирмы отношения
регулируются не рыночными сигналами
(спросом и предложением), а командами,
исходящими из иерархической системы.
По существу, фирма есть система, в которой
ценовой механизм подавлен. Поэтому и
граница фирмы определяется чертой, на
которой уравновешиваются трансакционные
рыночные издержки и трансакционные издержки
административного механизма. А поскольку
структура трансакционных издержек у
фирмы иная, чем на свободном рынке, то
когда последний (рынок) бессилен, с проблемой
организации труда справляется фирма.
Характеристика фирмы как сети двухсторонних
долгосрочных контрактов между собственниками
ресурсов, которые замещают рынок продуктов
и ресурсов, в которых ценовые сигналы
играют относительно небольшую роль, позволяет
определить и оптимальный размер фирмы,
фирма, становится крупнее по мере того,
как предприниматель организует дополнительные
трансакции (сделки), и уменьшает свои
размеры, когда он прекращает заниматься
организацией сделок.
Нетривиальный взгляд неоинституционалистов
на фирму имеет междисциплинарное значение,
объединяя в ее понятии экономическое,
правовое и организационное начала.
Итак, в классическом определении фирмы
акцент делается на предсказании поведения
фирмы в соответствии с существующей производственной
функцией как формой выражения технологической
зависимости между затратами факторов
производства и максимально возможным
выходом продукции. Неоинституциональная
характеристика фирмы в центр внимания
ставит объяснение существования и соответственно
в дальнейшем – сосуществования многообразных
форм деловых предприятий, пределов их
роста, возможных вариантов решения проблем
мотивации работников, организации, контроля,
планирования и др.
Фирма занимает важнейшее место в институциональной
структуре рыночной экономики.
Институциональная структура рыночной
системы включает такие институты, как
рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном
контроле со стороны рынка. Но и рынок
нуждается в фирмах, так как только организация
производства в виде фирм может дать необходимый
результат для развития рыночной экономики.
Существование рынка и фирмы есть сосуществование
в единой рыночной экономике двух типов
отношений; традиционно рыночных и альтернативных
им внутрифирменных отношений, которые
Р. Коуз трактует как отношения сознательного
регулирования производства, отношения
координации, для эффективности которых
большое значение имеют нерыночные методы
и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные
правила, традиции, моральные факторы).
Причем развитие этих нерыночных отношений
Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики:
соотношение рыночных и нерыночных связей
определяется движением (сокращением
или увеличением) рыночных трансакционных
издержек,
Поведение фирм на рынке имеет большое
значение для других групп субъектов:
домашних хозяйств, государства, иностранцев.
Изучение поведения фирм является необходимым
условием выработки экономическими агентами
адекватных решений, как на микро - так
и на макроуровне.
Современная фирма – это сложный многоотраслевой
комплекс промышленных, торговых и финансовых
предприятий национального и международного
уровня. Главное в нынешней фирме – ее
кадровая компонента: предприниматели,
менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с
их мастерством, профессионализмом, компетентностью,
инновационным потенциалом, конкурентной
энергией, управленческими новациями,
опирающимися на конкретную материально-техническую
базу и реальную величину функционирующего
капитала. Процветание фирмы, ее известность
– производные от таланта и труда ее коллектива.
Фирма влияет на судьбы своих сотрудников,
воздействует на жизнь многих людей разных
стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель»,
«Тойота», «Грюндиг», «АйБиЭм», «Форд»
– олицетворяют экономическую власть,
могущество, политическое влияние. Фирмы
насыщают рынок высококачественной продукцией,
поднимают на транснациональную высоту
авторитет президентов и премьер-министров.
На сильные фирмы опирается государственная
политика макроэкономической стабилизации.
В современном мире в легальной экономике
насчитывается около 50 млн. фирм – разнообразных
предпринимательских структур, 99% которых
относятся к малому и среднему бизнесу.
Они крайне неравномерно распределяются
по континентам и странам. Свыше 20 млн.
фирм функционирует в США, около 16 млн.
– в странах ЕС, свыше 7 млн. – в Японии,
5 млн. фирм приходится на европейские
страны, не входящие в ЕС. Конечно, фирма
фирме рознь. 20 млн. мельчайших и мелких
фирм не заменят 500 крупнейших, на которые
приходятся главные направления наукоемких
и традиционных производств.
Каковы особенности современных западных
фирм? Во-первых, специфична их организационно-правовая
структура: головная компания интегрирует
экономическую власть в условиях юридической
самостоятельности входящих в ее состав
компаний с принадлежащими им предприятиями.
Это придает фирме социально-экономическую,
производственно-
Во-вторых, механизм функционирования
фирмы основан на эффективном взаимодействии
капитала, труда, земли, информации. В результате
производство превращается в результативный
процесс; обращение обслуживает выработанные
стратегию и тактику; накопление и потребление
характеризуются запрограммированной
рациональностью. Эффективное взаимодействие
производства, обращения, потребления
и накопления обеспечивает функционирование
механизма фирмы на трех уровнях: контрактные
отношения фирмы с ее партнерами (горизонтальный
уровень); с дочерними, внучатыми и другими
компаниями и принадлежащими им предприятиями
(вертикальный уровень); с государством
(макроэкономический уровень). Функционирование
хозяйственного механизма фирмы невозможно
без взаимодействия капитала, менеджмента,
маркетинга, системы цен, прибыли и дохода,
социальных отношений.
В-третьих, фирма создает особые условия
жизнедеятельности человека, она востребовала
обширные и разносторонние знания: бухучет,
менеджмент, Маркетинг, английский и другие
языки, психологию, экономическую географию,
историю. Фирма – одна из немногих «экономических
ниш», где человек может самовыразиться.
В-четвертых, фирма функционирует эффективно.
Экономическая эффективность фирмы связана
со структурой кадров. На всех этапах развития
рыночной экономики фирме принадлежит
особая роль. Она – школа предпринимательства,
движущая сила бизнеса, генератор инноваций,
«полигон» освоения и внедрения результатов
НТП. Фирма интегрирует и организует экономику
на микроуровне. А совокупность фирм определяет
эффективность национальной, региональной
и мировой экономики в целом.
Наконец, фирмы-лидеры, товары которых
знают в любом уголке земли, завоевываю?
не только рынок, но и симпатии покупателей,
имеют товарный знак, который ценится
очень высоко. Высшая честь для фирмы,
когда ее название становится синонимом
производимого продукта. Слово «ксерокс»
– по названию американской фирмы «Ксерокс
корпорейшн» – вошло практически во все
основные языки. В русском языке есть слово
«карандаш»– от названия швейцарской
фирмы «Каран д'Аш». В балансах многих
западных фирм товарные знаки находят
свою стоимостную оценку. Так, товарный
знак «Кэмел» оценен владельцем примерно
в 10 млн. долл. , товарный знак «Кока-кола»
– в 3 млрд. долл. Товарные знаки современных
фирм – гаранты высокого качества товара.
Таким образом, западные фирмы являются
мощным средством экономической и социальной
интеграции народного хозяйства общества.
Механизм интересов фирмы, человека и
общества функционирует на основе «конкурентного
баланса» между прибылями, ценами и высоким
уровнем жизни. Активным участником этих
интересов выступает государство.
Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно
находится в центре рыночной экономики
и без нее не возможна предпринимательская
деятельность.
1.2
Теория возникновения и развития фирмы
В экономической теории существует два основных взгляда на фирму. Неоклассические теории считают фирму "черным ящиком", не имеющим внутреннего содержания; это место, где происходит соединение всех факторов производства для создания нового продукта. В неоинституциональных теориях фирма представляет собой сложную структуру, переплетение контрактов и внутрифирменных институтов. Цель настоящей статьи заключается в исследовании предпосылок появления современных теорий фирмы и обобщении современных подходов к ее сущности.
Истоки современных теорий фирмы связываются с трудами Й. Шумпетера и Ф. Найта . В теориях Й. Шумпетера и Ф. Найта причинами происхождения фирмы называются неэкономические факторы. Для Найта в появлении новой формы организации производства основную роль играет неопределенность. Люди различаются по своим способностям осуществлять эффективный контроль над другими людьми, по интеллектуальному потенциалу, позволяющему людям принимать наилучшие суждения, а также по степени уверенности в своих суждениях и склонности принимать на себя риск. Возникает система, при которой "самоуверенные и склонные к авантюрам … "страхуют" сомневающихся и нерешительных, гарантируя им заранее определенный доход в обмен на реальные результаты труда".В результате происходит специализация функций людей: одни, обладающие способностями к суждениям и прогнозированию и склонные к принятию на себя риска, назначаются на управленческие должности, остальные работники становятся их подчиненными. Компенсацией подчиненности становятся гарантии определенных результатов действий и оплаты. Так возникает предприятие с системой наемного труда. "Суть предприятия – в специализации функции ответственного руководства экономической жизнью, причем эти два элемента – ответственность и контроль – неотделимы друг от друга…" .Теория Найта, таким образом, выводит происхождение фирмы из склонности некоторых людей к принятию ответственных решений, которые и организуют остальных людей к совместной деятельности.
Эта точка зрения достаточно близка к концепции Шумпетера, согласно которой новые предприятия создаются благодаря такому качеству предпринимателей, как стремление к созданию всего нового. Как пишет Шумпетер, "создание неизвестной доселе организации требует крупных талантов" .Предприниматель, по мнению Шумпетера, вкладывает в дело "лишь свою волю и свой труд" и осуществляет новую комбинацию из имеющихся элементов. Следовательно, личность предпринимателя, его талант и стремление к новому (почти то же, что управленческие способности и уверенность в лучших, чем у других, знаниях о будущем, которые мы видели у Найта) и здесь являются главным фактором возникновения нового предприятия.
В неоинституциональных теориях фирма представлена как совокупность контрактов; фирма уже имеет внутреннюю структуру управления для реализации производства без участия рыночного обмена. Основоположником неоинституционализма считается Р. Коуз. С точки зрения Коуза, фирма представляет собой сложную структуру, переплетение контрактов, внутрифирменных институтов и социальных взаимоотношений. Для понимания отношений, которые именуются фирмой, Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек, т.е. издержек, связанных с поиском информации о ценах, переговорами с партнером, контролем за исполнением контрактов и защитой своих прав в случае его неисполнения. Как только эти издержки становятся запретительно высоки, на смену ценовому механизму размещения ресурсов приходит предприниматель-координатор, и возникает отношение, которое Коуз называет фирмой. "Фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы, что было бы необходимо, разумеется, если бы эта кооперация была прямым результатом работы ценового механизма. Этот ряд контрактов замещается одним-единственным". Этим контрактом устанавливаются пределы власти предпринимателя, в которых он может управлять остальными факторами производства: "фирма… есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя" . Можно сказать, что для Коуза фирма – это долгосрочный неполный контракт, позволяющий экономить транс-акционные издержки. Рыночные трансакции заменяются в фирме распоряжениями предпринимателя. Для осуществления руководства фирма имеет иерархическую структуру подчинения. Таким образом, институциональное определение фирмы вытекает из экономических причин и цели максимизации прибыли. Однако средством достижения этой цели являются, по сути, неэкономические факторы: контракты, иерархия, структура управления, пределы власти предпринимателя. Все это следует рассматривать как внутрифирменную институциональную структуру, создающую новую стоимость. Действительно, в новой контрактной технологии заключена определенная стоимость, раз она приводит к более высоким результатам, чем результаты, создаваемые теми же видами деятельности, но когда контракты заключаются непосредственно между предпринимателями на рынке. Стоимость создается координацией и контролем предпринимателя, которые становятся возможными в новой структуре управления при наличии корпоративной стратегии.
Р. Коуз в "Природе фирмы" анализирует некоторые подходы к определению причин возникновения фирмы. Так, Ашер и Добб считают, что "фирмы возникли в силу существования системы разделения труда", предприниматели рассматриваются как "интегрирующая сила" . В XVIII в. в промышленности завершается переход от ручного труда к механизированному, что вызывает углубление разделения труда, увеличение роли квалифицированного труда, замену цехового способа организации производства фабричным. Действительно, в условиях большей специализации и укрепления более узких трудовых навыков производительность росла и продукция становилась дешевле. Однако Коуз ставит справедливый вопрос: почему же происходило объединение производителей, когда обмен и более специализированными предметами можно осуществлять на основе рыночных сделок? На этот вопрос теории происхождения фирмы в результате разделения труда не дают ответа.