Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:45, реферат
Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь и предложить направлений её совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
-исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
Введение
Понятие фискальной политики, ее виды и значение
Основные направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Понятие фискальной политики, ее виды и значение
Основные направления
повышения эффективности
Заключение
Литература
Введение
В данной работе хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру.
Функционирование
Фискальная политика является
ключевым элементом государственного
финансового регулирования. Фискальную
политику государства иногда называют
бюджетно-налоговой. В общем можно
согласиться с таким
Объект исследования – фискальная политика Республики Беларусь.
Предмет исследования – особенности осуществления фискальной политики в Республики Беларусь на современном этапе.
Цель работы - исследовать фискальную политику Республики Беларусь и предложить направлений её совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить разновидности фискальной политики;
-исследовать особенности фискальной политики Республики Беларусь;
- изучить направления
повышения эффективности
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.
Понятие фискальной политики, ее виды и значение
Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:
1. устойчивый рост национального дохода,
2. умеренные темпы инфляции,
3. полная занятость,
4. сглаживание циклических колебаний экономики.
Инструментарий фискальной
политики включает: манипуляцию различными
видами налогов и налоговых ставок,
кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным
Различные инструменты по-разному
воздействуют на экономику. Государственные
закупки, образуют один из компонентов
совокупных расходов, а, следовательно,
и спроса. Как и частные расходы,
государственные закупки
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.
При дискреционной политике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса (спада производства) государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность (уменьшает свои расходы, увеличивает налоги).
Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.
Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.
Такими автоматическими стабилизаторами являются:
1. прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
2. пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.[2]
Основные направления повышения эффективности фискальной политики Республики Беларусь
Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
Для укрепления бюджетно-налоговой
политики необходима более тесная увязка
с макроэкономическими
В 2012-2014 годах министерство
финансов намерено продолжить жесткую
бюджетную политику. В первую очередь,
она предполагает ограничение в
2012 году дефицита консолидированного
бюджета.
В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако, важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот. Одновременно, намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.
В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.
При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно составит около 28,2% к ВВП .
В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.
В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.
Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.
В 2012-2014 годах значительную
часть в бюджете составят расходы
на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия,
другие выплаты, в том числе направленные
на улучшение демографической
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.
Ключевая задача бюджетной
политики в предстоящие годы –
повышение эффективности