Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 10:25, курсовая работа
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Таким образом, фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
Глава 1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность фискальной политики………………………………………..6
1.2. Компоненты фискальной политики государства………………………6
1.3. Разновидности фискальной политики государства……………………9
Глава 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ В 2010-2012 ГОДАХ
2.1. Основные задачи бюджетной политики на 2010 г. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………………13
2.2. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы…………………………………………………………………..16
2.3. Бюджет субъекта РФ в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………………21
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
3.1. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка
экономики ………………………………………………………………………..25
3.2. Антикризисные мероприятия субъекта РФ……………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…
Дефицит бюджета – 2010 составляет почти половину его доходной части. Большой дефицит бюджета сопряжен с большими заимствованиями. Однако, несмотря на то, что темпы увеличения нашего государственного долга значительные, они все-таки находятся на безопасном уровне, с точки зрения мировых стандартов, согласно которым размер государственного долга до 60% ВВП считается безопасным. В России принят более жесткий критерий - не более 30-40% ВВП. Но и по этим меркам нам еще далеко до угрожающего положения.
На покрытие дефицита в 2010 г. будут направляться средства внутренних и внешних займов, а также средства Фонда национального благосостояния. Не исключается и возможность бездефицитного бюджета – 2012 г., если, конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин не планирует повышать прогноз цены нефти на 2010 г. и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 г. сформирован с дефицитом в размере 3% ВВП при сокращении государственных расходов.
В 2009 г. государственный долг может составить 10% ВВП, в 2010 г. – 12,7% ВВП, в 2011 г. – 14,6% ВВП и в 2012 г. – 15,4% ВВП. Хотя это не представляет серьезной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина – обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы. Эта позиция остается неизменной.
Бюджет 2010 – в значительном объеме продолжит поддержку экономики, а направляться на цели покрытия дефицита бюджета в первую очередь будет Резервный фонд. Так, в 2009 г. из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будет израсходовано 2,8 трлн. Руб., в 2010 г. на эти цели будут использовано около 1,8 трлн. руб. [14, с83]
Государство сохранит в 2010 году значительный объем антикризисных мер. Антикризисный фонд Правительства РФ в 2010 году будет увеличен на 150 млрд. руб. за счет перераспределения средств из 250 млрд. руб., ранее предусмотренных на 2010 г. для капитализации банков через механизм ОФЗ.
Правительство РФ приняло решение о целесообразности поддерживать компании с помощью механизма докапитализации через облигации федерального займа (ОФЗ). Предприятиям нужна ликвидность. Передача 150 млрд. руб. из средств на капитализацию банков в антикризисный фонд будет осуществлена таким образом, что все расходы будут осуществляться в денежной форме. Докапитализация банков через внесение в их капитал ОФЗ в обмен на привилегированные акции более эффективна, чем аналогичный механизм для компаний. Банки должны иметь на своем балансе высоколиквидные госбумаги в соответствии с нормативами ЦБ, и они не стали бы с ними сразу расставаться. Банки также могли бы закладывать эти бумаги в ЦБ и иметь ликвидность.
Основная задача бюджетной политики на ближайшие годы – не увеличивать расходы. Контролируя расходы бюджета, можно создать условия для кредитования банками реального сектора экономики. Условия кредитования в России должны быть не хуже, чем на иностранных рынках. Кризис подарил России такую возможность в виде снижения инфляции. Если удастся обеспечить возможность для кредитования по низким ставкам, то экономика получит триллионы «длинных» денег. До кризиса Правительству не удалось качественно управлять денежно-кредитной политикой, несмотря на то, что прирост ликвидности в экономике составлял около 50% в год. В результате возникли две проблемы – инфляция и укрепление рубля. Для развития ряда отраслей промышленности были нужны «длинные» кредиты и низкие ставки. При послекризисном восстановлении необходимо избежать возвращения к проблеме избыточной ликвидности в экономике. В ближайшие годы нужно добиться низкой инфляции и низких ставок кредитов. Без решения этих задач у нас не сможет начаться модернизация экономики.
Последствия кризиса будут сказываться еще в течение 1-2 лет. Попытки поддержать спрос в экономике государственными методами, при помощи инструментов ЦБ и Правительства сдерживали проявление более глубоких кризисных явлений. Решение проблем, накопленных до кризиса, в разных отраслях происходит по-разному. Так, строительный сектор не может не подняться до кризисного уровня, так же как и торговля. Наблюдаются сложности с объемами кредитования. В 2007 г. кредитование росло на 50% в год. Удастся ли вернуться к такому уровню, пока остается вопросом. Устранение кризисных последствий идет медленно.
Основной задачей бюджета РФ в настоящее время является финансирование жестко ограниченного числа направлений, необходимых государству, а не поддержка спроса в ряде отраслей. Позиция Минфина России заключается в том, что стимулирование развития экономики должно происходить за счет создания условий для кредитования реального сектора по низким ставкам. Российское правительство больше не предполагает усиливать поддержку предприятий гражданского сектора. В основном в конце этого и в 2010 г. усилия будут сконцентрированы на поддержке оборонного сектора.
Несмотря на изменение тренда в экономике падения на рост, сохраняются проблемы балансов банков, проблемы в отраслях, а также проблемы с занятостью населения. Эти проблемы ни в мире, ни в России еще не разрешены. Поэтому Россия, активно участвует в проведении международной антикризисной политики и, прежде всего, в рамках ЕврАзЭС [13, с65].
Договор об учреждении антикризисного фонда был заключен 9 июня 2009 г. в Москве и подписан шестью странами - Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Белоруссией и Узбекистаном при участии Армении. Антикризисный фонд призван содействовать странам-участницам в преодолении негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на национальные экономики, в обеспечении посткризисного восстановления и содействии странам в дальнейшем развитии. Размер антикризисного фонда ЕврАзЭС составляет 10 млрд. дол.
Падение добычи нефти в Росси в ближайшие десятилетия маловероятно, если начнется разработка новых месторождений в Восточной Сибири, не шельфе, на Каспии. Более актуальной становится проблема переработки нашей нефти готовые продукты и для внутреннего потребления, и на экспорт. На сегодняшний день предусмотрено серьезное стимулирование нефтепереработки. Увеличение объемов переработки будут происходит ежегодно. Это один из приоритетов правительства.
3.2. Антикризисные мероприятия субъекта РФ
Мировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться и на социально-экономическом развитии республики. Руководство республики предпринимает меры по преодолению негативных последствий кризиса и по организационному обеспечению реализации осуществляемых инвестиционных проектов. Создана Рабочая антикризисная группа Республики Тыва, возглавляемая председателем правительства республики. В составе группы – руководители республиканских министерств и ведомств, федеральных служб, представители банков, общественных и научных организаций, СМИ. Проводится еженедельный мониторинг и анализ рисков неисполнения плана налоговых доходов республиканского и местных бюджетов. В условиях мирового финансово-экономического кризиса для правительства республики особенно важно представлять себе объективную картину происходящих в экономике события и иметь механизм эффективного быстрого реагирования на происходящие в экономике события. Деятельность правительства также направлена на дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, обеспечение доступа к недвижимости и совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
По состоянию на 22.01.2009 г. налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет Республики Тыва поступили в сумме 44,5 млн. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. снижение составило 8 млн. руб. Меньше уровня прошлого года поступило в бюджет налога на прибыль, на имущество организаций и на добычу полезных ископаемых. Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию были внесены изменения в Стандарты ипотечного кредитования в сторону ужесточения условий выдачи и рефинансирования ипотечных займов. В результате данных изменений увеличилась средняя процентная ставка по выдаваемым ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва» ипотечным жилищным кредитам с 13,75% до 15% годовых, что повлекло увеличение среднего размера ежемесячного платежа по ипотечным займам и повышение требований к платежеспособности заемщика.
В банковском секторе республики существенных проблем в деятельности кредитных организаций не намечено. В республике преодолена негативная тенденция оттока денежных средств населения с вкладов. Возросла доля вкладов в иностранной валюте. Заявки кредитных организаций на денежную наличность удовлетворяются ЦБ в полном объеме и своевременно. Проблем с проведением платежей и выдачей наличных денежных средств у кредитных организаций нет.
Хорошая в целом ситуация сложилась в транспортном секторе. И государственные и муниципальные унитарные предприятия дорожно-транспортного комплекса обеспечены оборотными средствами, сокращения численности работающих не было, задолженность по выплате заработной платы отсутствует.
На предприятиях ТЭК ситуация с недостатком оборотных средств, возникшая еще до начала кризиса остается напряженной, но, несмотря на это, за счет государственной поддержки произведен текущий ремонт технологического оборудования. Относительно стабильной остается ситуация на продовольственном рынке, хотя предприятия республики и испытывают трудности, связанные с понижением спроса на их продукцию. В подобной ситуации оказались многие производители. Положение предприятий усугубляются новыми требованиями поставщиков оплачивать заранее услуги доставки. Трудности с более строгими требованиями для получения банковских кредитов усилились повышением требований при страховании кредитов предприятий.
Для решения вопросов занятости населения республики разработана программа «Снижение напряженности на рынке труда Республики Тыва», которая будет направлена в Роструд для получения поддержки из федерального бюджета на:
опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;
организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы Российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри Федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).
Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.
Никто не мог предположить, что кризис будет настолько глубоким. К сожалению, отечественная экономическая наука оказалась неготовой ни оценить эту глубину, ни заметить наступление кризисной ситуации, угрозы, связанной с негативными рисками. Надо всегда исходить из того, что экономика развивается циклически: после взлета или роста всегда будут падение и депрессия. Нынешний экономический кризис еще далек от завершения, фундаментальные показатели остаются слабыми, продолжается, хотя и низкий, рост безработицы, международная торговля падает, плохие долги еще остаются и в следующем году не исключены банкротства. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, наша экономика остается одно из ведущих в мире. И от нас самих зависит, как ее поднять.
Сегодня Россия испытывает трудности, но нельзя сказать, что нам хуже, чем всем другим. Это не так. По отношению к России, к российской экономике не надо испытывать комплекс неполноценности. Важны оптимизм и уверенность в том, что все нынешние трудности будут успешно преодолены, уроки усвоены, и Россия выйдет из кризиса не только более сильными, но и более мудрыми.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аркин В., Сластников А., Шевцова Э. Налоговое стимулирование инвестиционных проектов в российской экономике. - М.: РПЭИ/Фонд Евразия, 1999. - 560 с.
2. Базелер У., Сабов З., Основы экономической теории. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 800 с.
3. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. - М.: Высшая школа, 1993 - 224 с.
4. Зубко Н.М. Экономическая теория - Мн.: «НТИ АПИ», 1998. - 312 с.
5. Курс экономической теории. Учебное пособие/ А.В. Сидорович. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. - 736 с.
6. Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. Основы экономических знаний. - 1995.
7. Основы экономической теории: Учебник / С.В. Мочерный. -: О-во «Знамя» 608 с.
8. Общая экономическая теория. / Под ред. Г.П. Журавлевой. М., 1999.
9. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общей ред. акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.