Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа
Темой данной работы является «Формирование доходов в рыночной экономике».
Рыночная экономика – это та система, где полноправно властвуют законы рынка, ее еще называют чистым капитализмом. Законы рынка подразумевают наличие неравенства между различными субъектами экономических отношений. Одним из факторов неравенства в рыночной экономике является различие в уровне доходов.
Темой данной работы является «Формирование доходов в рыночной экономике».
Рыночная экономика – это та система, где полноправно властвуют законы рынка, ее еще называют чистым капитализмом. Законы рынка подразумевают наличие неравенства между различными субъектами экономических отношений. Одним из факторов неравенства в рыночной экономике является различие в уровне доходов.
На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной
экономикой. То есть правительство большинства стран имеет некие рычаги влияния на экономику страны, главным образом, для нивелирования неравенства между слоями населения по уровню доходов. Основная задача государства состоит как раз в перераспределении доходов, путем изъятия части доходов посредством налогов и распределения их на государственные нужды, в том числе и на нужды населения в целом и малообеспеченных их слоев.
Тема изучения доходов в рыночной системе весьма актуальна, поскольку понимание сил, влияющих на экономику страны, знание структуры экономики и направлений деятельности государства в экономической сфере – это базисные знания для экономики государства. А изучение классификации доходов и их формирования – это основа для экономики предприятия.
Задачи работы:
Экономическая система – совокупность всех экономических процессов совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой. Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок.
Основным критерием
классификации современных
1) основанная
на механизме «невидимой руки»
классическая рыночная экономик
2) основанная на директивном
государственном планировании
3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.
Основные характеристики экономических систем современной эпохи
Основные характеристики |
рыночная экономика |
Командная экономика |
смешанная экономика |
Отношения собственности |
Частная собственность |
Государственная собственность |
Плюрализм отношений
собственности при доминировани |
Субъекты экономики |
Множество мелких производителей |
Государство – единственный производитель |
Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур |
Хозяйственный механизм |
Рыночное саморегулирование |
Централизованное планирование |
Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию |
Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.
Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.
Под «доходом» в рыночной экономике понимаются любые виды регулярных или разовых денежных сумм, поступающих в распоряжение индивида в единицу времени (неделю, месяц, год). Рыночная система формирования доходов существенно отличается от централизованной системы, в которой не допускается, по крайне мере теоретически, иной способ формирования доходов, кроме как в соответствии с трудовым вкладом каждого гражданина. Такой социально справедливый подход абсолютно не свойственен рыночной системе. В ней признается нормальным и допустимым любой доход, полученный в итоге участия в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Иначе говоря, признаются равно справедливыми и приемлемыми и высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие доходы (а то и отсутствие таковых) тех, кто потерпел в ней неудачу. Причем низкий доход может быть следствием не недостаточных трудовых усилий производителей, а изменения рыночной конъюнктуры, которая мало зависит от рядового участника рыночной конкуренции.
Может показаться, что такой принцип формирования доходов касается не всех. Ведь есть большие категории людей, чьи доходы носят фиксированный характер. Например, это лица, занятые в сфере фундаментальной науки, в государственном аппарате, работающие по найму и т.д. Однако при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что доходы и этих категорий работников все же в немалой степени зависят от конкуренции на рынке труда той или иной профессии, текущего состояния экономики, финансовых возможностей государства и т.п. В результате даже хорошо выполняющий свои профессиональные обязанности работник может потерять постоянный доход по совершенно независящим от него причинам. Отсюда следует вывод, что рыночный принцип формирования доходов сам по себе слабо связан с принципом социальной справедливости в том смысле, в каком его понимает массовое сознание. С другой стороны, невозможно отрицать, что в ХХI в. на современном, очень высоком уровне развития производительных сил каждый человек может рассчитывать на реализацию важнейшего социально-экономического права на известный минимальный стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.
Современная экономическая теория рассматривает формирование доходов в соответствии с функционирующими факторами производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Труд как фактор производства приносит его владельцу доход в виде заработной платы, земля в виде ренты, капитал в виде процента, а предпринимательская деятельность в форме прибыли. При функциональном распределении дохода определяющим является аспект вознаграждения за пользование факторами производства. Если исходить из того, какие доли совокупного дохода приходятся на каждое индивидуальное домашнее хозяйство, можно говорить о персональном распределении доходов. Для отдельного взятого индивидуального домохозяйства особое значение имеет сумма, которой оно располагает для удовлетворения своего спроса в течение определенного периода времени. Эту сумму обозначают как располагаемый семейный доход, которая определяется следующим образом:
Первичное распределение →
- валовой доход
индивидуальных домашних
Совокупный валовой доход индивидуальных домашних хозяйств:
Вторичное распределение →
- прямые налоги (например, подоходный)
- взносы на
социальное страхование,
Располагаемый доход (личное потребление и сбережение).
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.
Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.
Средняя
начисленная заработная плата
работников по группам | |||||||||
Всего по обследованным видам экономической деятельности |
Все формы собственности | ||||||||
Рублей | |||||||||
Руководители
организаций и их |
Специалисты высшего уровня квалификации |
Специалисты среднего уровня квалификации |
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием |
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности |
Квалифициро-ванные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр |
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин |
Неквалифици-рованные рабочие | ||
Российская Федерация |
41581 |
24989 |
18960 |
14807 |
14554 |
23104 |
23477 |
10533 | |
Центральный федеральный округ |
48913 |
30443 |
21792 |
18860 |
16735 |
23786 |
23051 |
12589 | |
Белгородская область |
32515 |
17997 |
14430 |
13100 |
12220 |
20702 |
19795 |
10078 | |
Брянская область |
22402 |
14433 |
12149 |
9593 |
9483 |
15983 |
14812 |
7340 | |
Владимирская область |
27129 |
18586 |
12680 |
10600 |
10955 |
17529 |
16767 |
8003 | |
Воронежская область |
31890 |
17580 |
13770 |
10987 |
11920 |
18615 |
16705 |
8046 | |
Ивановская область |
28824 |
16763 |
11658 |
12488 |
11453 |
16339 |
18115 |
8073 | |
Калужская область |
35124 |
21018 |
15739 |
10501 |
12534 |
22035 |
20443 |
10463 | |
Костромская область |
25230 |
16240 |
10459 |
9398 |
10133 |
16871 |
16787 |
6867 | |
Курская область |
27779 |
16106 |
12017 |
9262 |
11043 |
18108 |
17786 |
8542 | |
Липецкая область |
27488 |
16310 |
11545 |
11983 |
12077 |
19454 |
20111 |
8024 | |
Московская область |
51211 |
32706 |
25999 |
21498 |
20486 |
27492 |
26508 |
14831 | |
Орловская область |
24495 |
14769 |
10872 |
9361 |
9736 |
16517 |
15290 |
8037 | |
Рязанская область |
29517 |
16280 |
13479 |
9958 |
12294 |
19583 |
18365 |
8017 | |
Смоленская область |
27330 |
17213 |
11183 |
11900 |
10227 |
18788 |
16974 |
7262 | |
Тамбовская область |
25016 |
14909 |
11201 |
9158 |
9142 |
15482 |
15112 |
7444 | |
Тверская область |
31665 |
18872 |
13602 |
10931 |
12449 |
19985 |
19246 |
8872 | |
Тульская область |
28572 |
18106 |
14212 |
11950 |
11863 |
19744 |
17985 |
8471 | |
Ярославская область |
32249 |
18313 |
16515 |
10935 |
12087 |
19661 |
19409 |
8340 | |
г.Москва |
71585 |
44326 |
35417 |
27506 |
23341 |
33022 |
33155 |
20946 | |
Северо-Западный федеральный округ |
48036 |
29118 |
24265 |
17722 |
17236 |
26749 |
27349 |
12586 | |
Республика Карелия |
37977 |
21923 |
21262 |
16139 |
14466 |
24342 |
27795 |
11081 | |
Республика Коми |
48618 |
30149 |
25073 |
18507 |
20036 |
35287 |
33589 |
11948 | |
Архангельская область |
41206 |
24221 |
20888 |
12945 |
15972 |
25312 |
27525 |
10153 | |
в том числе |
88177 |
57142 |
54327 |
26083 |
30395 |
39662 |
46746 |
20204 | |
Архангельская область |
36678 |
22155 |
18998 |
12040 |
14654 |
24375 |
24629 |
9391 | |
Вологодская область |
38633 |
20522 |
17136 |
13058 |
12782 |
24859 |
24831 |
9176 | |
Калининградская область |
35732 |
22079 |
18848 |
15723 |
13573 |
20886 |
18666 |
11454 | |
Ленинградская область |
44396 |
27022 |
22505 |
14601 |
14127 |
25061 |
25036 |
11818 | |
Мурманская область |
48671 |
31760 |
27462 |
18332 |
19083 |
31332 |
33188 |
13288 | |
Новгородская область |
30073 |
19805 |
16800 |
12569 |
13560 |
20646 |
19488 |
10806 | |
Псковская область |
26773 |
16877 |
12957 |
12689 |
11705 |
18062 |
17321 |
8770 | |
г.Санкт-Петербург |
57149 |
33981 |
29769 |
21755 |
19760 |
29047 |
30162 |
15192 | |
Южный федеральный округ |
30644 |
17925 |
14368 |
11433 |
12010 |
19442 |
17751 |
8671 | |
Республика Адыгея |
24841 |
13556 |
11182 |
8909 |
11440 |
13431 |
13909 |
7287 | |
Республика Калмыкия |
19684 |
12865 |
10509 |
9707 |
7388 |
11599 |
13477 |
6625 | |
Краснодарский край |
31627 |
18660 |
15097 |
12002 |
12337 |
20592 |
18781 |
9364 | |
Астраханская область |
31111 |
17043 |
14422 |
12277 |
13398 |
19165 |
18791 |
7373 | |
Волгоградская область |
30712 |
17714 |
14771 |
10844 |
11233 |
18064 |
17391 |
8266 | |
Ростовская область |
30459 |
18326 |
13745 |
11179 |
11965 |
19546 |
16776 |
8623 | |
Северо-Кавказский федеральный округ |
24150 |
13436 |
10692 |
8262 |
10046 |
13653 |
13482 |
6962 | |
Республика Дагестан |
19903 |
11092 |
9944 |
6724 |
8664 |
12295 |
11801 |
5591 | |
Республика Ингушетия |
20298 |
12714 |
11094 |
7698 |
8297 |
9749 |
10605 |
6462 | |
Кабардино-Балкарская Республика |
20804 |
12521 |
9698 |
6855 |
8539 |
13103 |
10992 |
6646 | |
Карачаево-Черкесская Республика |
22106 |
11513 |
9186 |
7541 |
9037 |
13970 |
10799 |
6249 | |
Республика Северная Осетия- Алания |
20930 |
11646 |
11197 |
7442 |
8902 |
12573 |
12994 |
6138 | |
Чеченская Республика |
21931 |
12915 |
9553 |
9544 |
8899 |
10319 |
11412 |
5885 | |
Ставропольский край |
29761 |
16995 |
12448 |
9428 |
11735 |
15217 |
15512 |
9045 | |
Приволжский федеральный округ |
30878 |
18631 |
13749 |
10466 |
11291 |
18733 |
18375 |
8147 | |
Республика Башкортостан |
31557 |
19360 |
15343 |
10439 |
11760 |
19170 |
20203 |
8243 | |
Республика Марий Эл |
21870 |
14464 |
10729 |
8921 |
10149 |
15407 |
14677 |
6700 | |
Республика Мордовия |
21940 |
13546 |
13027 |
8559 |
9825 |
15571 |
16203 |
7901 | |
Республика Татарстан |
30324 |
19106 |
14113 |
10585 |
11784 |
19444 |
19400 |
8782 | |
Удмуртская Республика |
29597 |
18507 |
13464 |
8538 |
11414 |
17203 |
17057 |
7405 | |
Чувашская Республика |
26866 |
15298 |
12250 |
9031 |
10817 |
15888 |
14396 |
7131 | |
Пермский край |
37269 |
21742 |
13750 |
13481 |
11999 |
20950 |
21323 |
9368 | |
Кировская область |
25751 |
16040 |
12119 |
9591 |
10229 |
16721 |
16600 |
7638 | |
Hижегородская область |
34777 |
21134 |
15047 |
11812 |
10280 |
18758 |
16756 |
8440 | |
Оренбургская область |
30011 |
17050 |
12934 |
8637 |
11432 |
17996 |
19219 |
6884 | |
Пензенская область |
25687 |
15696 |
11974 |
9688 |
10267 |
17543 |
15564 |
7960 | |
Самарская область |
33529 |
19965 |
14676 |
11894 |
12323 |
20843 |
19023 |
9046 | |
Саратовская область |
27877 |
17451 |
12093 |
10474 |
11335 |
17577 |
16770 |
7508 | |
Ульяновская область |
26519 |
16040 |
14110 |
9525 |
10018 |
16407 |
15630 |
7560 | |
Уральский федеральный округ |
47359 |
29604 |
23477 |
15681 |
18157 |
28482 |
30749 |
12041 | |
Курганская область |
24859 |
16060 |
11257 |
8657 |
10068 |
17839 |
15486 |
6797 | |
Свердловская область |
40480 |
25781 |
19668 |
13912 |
15368 |
23125 |
22740 |
10012 | |
Тюменская область |
65015 |
42935 |
35355 |
22351 |
26301 |
40048 |
41104 |
18133 | |
в том числе: |
64668 |
44913 |
36289 |
24313 |
25447 |
39274 |
39075 |
18880 | |
Ямало-Hенецкий авт.округ |
87351 |
58483 |
45553 |
34105 |
45671 |
52885 |
55659 |
23868 | |
Тюменская область без |
47526 |
30633 |
26192 |
17297 |
14125 |
25049 |
27362 |
11910 | |
Челябинская область |
35196 |
20060 |
17207 |
11868 |
12733 |
21069 |
20943 |
8705 | |
Сибирский федеральный округ |
38177 |
22623 |
18043 |
13417 |
12755 |
23242 |
24080 |
9398 | |
Республика Алтай |
25345 |
16461 |
12411 |
8532 |
9357 |
13037 |
13407 |
6908 | |
Республика Бурятия |
37835 |
19884 |
19996 |
13085 |
12982 |
22161 |
22312 |
8700 | |
Республика Тыва |
30019 |
19602 |
15817 |
10512 |
9237 |
14080 |
15157 |
7612 | |
Республика Хакасия |
31460 |
18374 |
15125 |
11255 |
10497 |
21380 |
23565 |
8606 | |
Алтайский край |
25881 |
16013 |
13195 |
10194 |
10063 |
15728 |
15305 |
7516 | |
Забайкальский край |
39985 |
23618 |
21804 |
13142 |
10636 |
24387 |
26175 |
8483 | |
Красноярский край |
44209 |
25533 |
22432 |
14894 |
14601 |
28039 |
29419 |
10577 | |
Иркутская область |
42528 |
24688 |
19141 |
15420 |
13756 |
24542 |
26056 |
9830 | |
Кемеровская область |
36869 |
22333 |
16878 |
13908 |
12591 |
24169 |
24312 |
9342 | |
Новосибирская область |
39365 |
24132 |
18047 |
14592 |
13303 |
20804 |
21359 |
11011 | |
Омская область |
31328 |
19761 |
15238 |
11851 |
11996 |
20748 |
19523 |
8223 | |
Томская область |
46489 |
26341 |
19530 |
13685 |
14970 |
25492 |
27612 |
10413 | |
Дальневосточный федеральный округ |
53766 |
32156 |
26282 |
18220 |
17539 |
30406 |
32750 |
12660 | |
Республика Саха (Якутия) |
57798 |
32678 |
25179 |
17356 |
18131 |
37082 |
37916 |
14054 | |
Камчатский край |
65687 |
36759 |
31717 |
20586 |
23187 |
35560 |
34040 |
16731 | |
Приморский край |
42204 |
26522 |
23168 |
17146 |
16074 |
25487 |
26316 |
11160 | |
Хабаровский край |
48922 |
29209 |
28018 |
16894 |
18331 |
28367 |
30406 |
11685 | |
Амурская область |
42315 |
25775 |
19939 |
14514 |
12953 |
27968 |
32966 |
9490 | |
Магаданская область |
56249 |
36266 |
35891 |
20389 |
24485 |
38482 |
37478 |
15335 | |
Сахалинская область |
90333 |
59558 |
37971 |
26552 |
22624 |
36385 |
40162 |
17990 | |
Еврейская автономная область |
34396 |
22492 |
19679 |
14371 |
12869 |
27255 |
31396 |
8509 | |
Чукотский авт.округ |
88862 |
52845 |
42678 |
29211 |
27507 |
45205 |
47750 |
22400 |
1.3 Неравенство
в распределении денежных
Личное распределение доходов характеризует, как распределяются все доходы общества между различными доходными группами. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств, семей: Личное (персональное) распределение доходов представляет собой их распределение между отдельными экономическими ячейками, которыми являются частные лица, семьи, домашние хозяйства. В распределении доходов существует значительное неравенство. Оно присуще всем государствам и имеет в каждой стране приблизительно одни и те же пропорции. Оценка экономического неравенства населения составляет одну из основных задач социальной статистики и служит основанием для реализации государственной политики в области распределения доходов. Для оценки дифференциации населения по доходам используются следующие показатели: распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов, коэффициенты дифференциации доходов населения, распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения, коэффициент концентрации доходов, численность населения с доходами ниже черты бедности.
Наиболее часто
при анализе распределения
Здесь, в первую очередь, определяют величину среднего дохода, а затем рассматривают, насколько неравномерно распределены доходы вокруг него. Центр диапазона распределения может быть охарактеризован средними разных видов. В зависимости от характера среднего признака и имеющихся данных в экономическом анализе используются средняя арифметическая, медиана и мода. Показатель среднего дохода, исчисляемый как средняя арифметическая, достаточно чувствителен к повышению или понижению удельного веса высокодоходных или низкодоходных групп населения. В статистике большинства развитых стран для характеристики общего уровня доходов используется их медианный уровень, т. е. уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое число работников. Медиана — величина признака у единицы, находящейся в середине ранжированного (упорядоченного) ряда распределения. Еще одной характеристикой, применяемой при исследовании доходов, является мода, представляющая собой наиболее распространенный уровень дохода. Мода — величина признака, чаще всего встречающаяся в определенной совокупности единиц. Средний доход, медиана и мода располагаются по убыванию следующим образом: мода меньше медианы, медиана меньше среднего. Следовательно, самый общий (распространенный) уровень дохода меньше, чем доход в середине распределения, который, в свою очередь, меньше, чем средний доход. Средний доход превышает и медианный, и модальный уровни дохода. Это превышение среднего дохода как над медианным, так и над модальным уровнем обусловлено значительной долей лиц, имеющих высокие и сверхвысокие доходы. Следовательно, использование среднего дохода в качестве показателя благосостояния населения приводит к значительному завышению уровня доходов основной массы людей. Модальный же доход стремится к нижним доходным группам и отклоняется от медианного в меньшую сторону. Следовательно, использование модального дохода в качестве показателя благосостояния приводит к занижению реального уровня доходов населения» Таким образом, наиболее достоверным является медианный доход.
Информация о работе Формирование доходов в рыночной экономике