Формы и виды собственности и трансформация отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение современных форм собственности.
Для реализации поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическое и юридическое содержание категории "собственность";
исследовать виды и формы собственности;
дать анализ реформированию отношений собственности в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теория собственности…………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие собственности……………………………………..5
1.2 Виды собственности……………………………………………………..11
1.3 Формы собственности……………………………………………………15
1.4 Место и роль собственности в системе общественных отношений…...17
Глава 2. Трансформация отношений собственности в России……………..21
2.1 Форма собственности в переходной экономике…………………………21
2.2 Преобразование государственной собственности……………………26
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы……………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)
  • дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
  • разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;
  • предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

 

 

 

    1. Преобразование государственной собственности

 

Исследуя ход рыночных преобразований можно заключить, что  в России созданы основы рыночной экономики и начинается процесс  стабилизации и экономического развития посредством использования преимущественно  рыночных механизмов.

Систематизирующим фактором рыночной экономики служит частная собственность на средства производства, а ее главным механизмом — конкуренция между товаропроизводителями.

Директивно-плановая модель хозяйствования советского типа оказалась  в конечном счете менее экономически эффективной по сравнению с западной моделью рыночного хозяйствования, вследствие чего необходимость рыночных преобразований была признана неизбежной. В системе этих преобразований разрушение государственно-монополистической собственности на средства производства составило основу дальнейших социально-экономических преобразований в российском обществе.

Разгосударствление –  это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства  в экономике22. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается.

Разгосударствление может  осуществляться по различным направлениям23:

  1. разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
  2. создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
  3. возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В целом разгосударствление собственности — сложный, противоречивый и социально-конфликтный процесс, занимающий достаточно длительный период времени.

В странах, традиционно  называемых капиталистическими, процесс  разгосударствления собственности  означает возврат к привычной  для них форме собственности, в функционировании которой ими был накоплен огромный исторический опыт. Кроме того, масштабы разгосударствления сравнительно невелики, поскольку государственная собственность никогда не принимала там всеохватывающего характера. Далее, в этих странах в частных руках имеются значительные капталы, поэтому процесс разгосударствления происходит в основном путем приватизации (точнее реприватизации), что к тому же облегчается хорошо развитой рыночной инфраструктурой24.

Для России трудности  разгосударствления собственности во многом обусловлены противоположными моментами: традиции частной собственности были практически полностью утрачены; основная масса населения не имела сколько-нибудь значительных средств; огромны масштабы государственной собственности; сложившаяся ментальность значительной части населения усугубляет этот сложный процесс идеологическими воззрениями, их борьбой.

В тесной связи с разгосударствлением  находится приватизация. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных  и муниципальных предприятий  в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства местных органов власти в собственность25:

  • предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
  • материальных и нематериальных активов предприятий;
  • долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);
  • принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением  сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации  отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия  промышленности и торговли, предприятия  сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского  хозяйства и т.д. В приложении 1 представлены данные о приватизации имущественных комплексов в России.

После приватизации субъектами собственности становятся: частное  лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные  общества (товарищества) и т.д.

Немаловажное значение принимает тот факт, по каким отраслям были распределены приватизированные  объекты. В приложении 2 дана соответствующая  информация. Как видно из таблицы, наиболее широко объекты приватизации использовались в обрабатывающей промышленности, в розничной торговле.

В таблице 1 представлены данные о количестве предприятий  различных форм созданных в ходе приватизации.

Таблица 1

Основные характеристики открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации26

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Число акционерных обществ, созданных  в течение

соответствующего года - всего

2816

199

125

125

314

414

396

386

254

225

в том числе по формам собственности1):

                   

федеральная

1326

36

11

10

159

121

112

97

73

23

субъектов Российской Федерации

859

138

93

94

120

214

200

245

109

127

муниципальная

631

25

21

21

35

79

84

44

72

75

Уставный капитал, млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.)

585

1970

1451

1029

9767

5087

25278

8912

9973

14517

Число акционерных обществ, в отношении  которых

принято решение об использовании  специального

права "золотая акция"

429

8

2

1

10

1

-

2

-

-

Эмиссия акций при создании открытых акционерных 

обществ, млн. шт.

856

1062

234

169

98

535

15931

259

994

603


 

Как видно из таблицы 1, массовая приватизация была в 1995 г., в последствии приватизация проходила планомерно.

Масштабы приватизации в той или другой стране зависят  от того, насколько широко использовался  в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

Разгосударствление и  приватизация могут проводиться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. В Законе о приватизации Российской Федерации продажа государственного имущества с незначительными оговорками (льготная продажа акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей27.

Лидер приватизации — Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

Процессы приватизации и разгосударствления за последние  годы резко изменили структуру собственности  в России. Налицо становление новой  тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной  ее формы приходит реальный полиморфизм  собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. В таблице 2 представлена структура предприятий по формам собственности.

Однако на развертывании  этих процессов сказывается целый  ряд факторов, к ним относятся  отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.

Как видно из табл. 1, 83,3% общего числа предприятий составляют предприятия с частной формой собственности. Конечно, судить по количественному показателю о соотношении форм собственности в России значит упрощать реальную ситуацию в экономике. Сегодня анализ форм собственности и форм хозяйствования переносится на основные качественные показатели: сравнительной экономической эффективности двух форм собственности, а также условиям, обеспечивающим повышение экономической эффективности деятельности предприятий, основанных как на частной, так и на государственной формах собственности на капитал.

 

Таблица 1

Распределение предприятий  по формам собственности (на 1 января 2009 г.)28

 

Тыс.

В процентах к итогу

1996

2001

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1996

2001

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число предприятий и организаций - всего

2250

3346

4150

4417

4767

4507

4675

4772

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

                               

государственная

322

151

161

159

160

149

142

135

14,3

4,5

3,9

3,6

3,4

3,3

3,0

2,8

муниципальная

198

217

246

248

252

264

263

258

8,8

6,5

5,9

5,6

5,3

5,9

5,6

5,4

частная

1426

2510

3238

3499

3838

3639

3855

3976

63,4

75,0

78,0

79,2

80,5

80,7

82,5

83,3

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

95

223

252

253

253

239

212

197

4,2

6,7

6,1

5,7

5,3

5,3

4,6

4,1

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

181

209

247

245

265

215

203

206

9,3

9,3

6,4

6,1

5,6

4,8

4,3

4,4

Информация о работе Формы и виды собственности и трансформация отношений собственности в России