Формы и методы регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Необходимость и основные направления государственного регулирования 5
1.1. Необходимость государственного регулирования 5
1.2. Основные направления государственного регулирования 6
1.3. Недостатки рынка и необходимость их преодоления. 9
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования 13
2.1. Формы государственного регулирования 13
2.2. Экономические и административные методы регулирования 16
2.3. Косвенные методы государственного регулирования 18
2.4. Различия методов государственного регулирования 19
Глава 3. Особенности государственного регулирования российской экономики 21
3.1. Основные принципы торговой политики РФ. 21
3.2. Особенности стимулирования экспорта в РФ 24
3.3. Государственное регулирование российской экономики в сфере инновационных инвестиций. 28
3.4. Роль государственного регулирования в современной России 31
Заключение. 37
Список литературы. 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Попробуем определить меры, которые бы повысили эффективность  государственного регулирования в современной России. Прежде всего, требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата [6, с. 3]. Как правило, в промышленно развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило, министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количество министерств – 12-15, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные создаются в зависимости от специфики страны [1, с. 117]. Так же следует сократить численность работников в этих министерствах. С коррумпированностью следует бороться с помощью жёсткого контроля деятельности каждого чиновника. Этим должно заниматься отдельное министерство, высылающее в каждый регион группу проверяющих, подотчётных президенту или другому ответственному лицу. Так же должна быть введена система высоких штрафов, при грубом нарушений полномочий чиновника следует отстранить от должности и провести судебное разбирательство. Другими словами, следует сделать всё, чтобы чиновникам было выгоднее и безопаснее не брать взяток и не иметь связей с преступными группировками. Эти меры не должны носить долгосрочного характера, а использоваться лишь 5-10 лет (в зависимости от сложности ситуации).

В целом трудно переоценить  роль государства в экономике. Оно  создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной  обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является удерживание “золотой середины” в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях [9, с. 5].

 

Заключение.

Экономика страны — это  сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Только при условии  рационального разделения прав и  обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической  деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

  Важнейшая экономическая  задача государственных органов  - обеспечить условия разработки  и реализации государственной  инвестиционной и научно-технической политики в стране,  способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.         Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развития бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу  и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,  в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Своими действиями государство  может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

На государство возлагаются  следующие основные задачи: создание правовой основы, обеспечение надлежащего  правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Современные рыночные отношения  промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень  производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

 

Список литературы.

 

  1. Курс экономической теории: Учебник - 4-е дополненное и переработанное издание/М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - Киров: «АСА», 2006. - 752 с.
  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ Пер. 16-го англ. Изд. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 940 с.
  3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 560 с.
  4. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 640 с.
  5. Экономическая теория: Учебник / Ред. И. П. Николаева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 576 с.
  6. Попов Н.И. /Экономическая теория,-СПб.: Питер, 2006.-592 с.
  7. Грязнова А.Г. /Экономическая теория,-«Экзамен».:Москва, 2005.-832 с.
  8. Бункина М.К. /Макроэкономика (основы экономической политики) , - ДИС .:2004.-592 с.
  9. Экономист 2004, № 10
  10. Государственное регулирование экономики: региональный аспект-сборник статей ННГУ, 2005
  11. Вестник – сборник статей ННГУ, 2004
  12. МЭМО – 2004, №11
  13. Менеджмент в России и за рубежом – 2005, № 6
  14. www.cemi.rssi.ru
  15. www.palmcoact.ru
  16. www.aksnews.ru



Информация о работе Формы и методы регулирования экономики