Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 13:35, курсовая работа
Ценная бумага представляет собой документ, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.
В цепочке сделок по купле-продаже ценной бумаги одна всегда является
первичной, обеспечивающей поступление фондовой ценности на рынок. Все
остальные носят вторичный (производный) характер, т.к. связаны с перепродажей
уже поступившего на рынок инструмента другим субъектам
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты функционирования рынка ценных бумаг 4-19
1.1. Сущность функции и значение рынка ценных бумаг 4-10
1.2. Экономическая сущность ценных бумаг 10-19
Глава 2.Анализ истории развития рынка ценных бумаг в России
20 -28
2.1. Этапы развития фондового рынка в России 20-23
2.2. История развития рынка государственных ценных бумаг в России
23-28
Глава 3.Проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России 29-23
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Глава 2. Анализ истории развития
рынка ценных бумаг в России.
2.1. Этапы
развития фондового рынка в России
Рынок ценных
бумаг (РЦБ) в России начал свое формирование
в первой половине 1991 г. после принятия
Постановления Совета Министров РСФСР
№ 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении
Положения об акционерных обществах”.
Для этого
- первого этапа были характерны следующие
процессы:
- появление
(еще в 1990 г.) первых открытых АО, разместивших
в 1991 г. свои акции (банк “Менатеп”, Российская
товарно-сырьевая биржа);
- в марте
1991 г. впервые появились на биржевых торгах
(фондовый отдел Московской товарной биржи)
государственные облигации;
- появление
десятков бирж в 1991 г. и начало функционирования
в 1992г таких институтов рынка как инвестиционные
компании.
Первоначально
«ассортимент» акций, находившихся в свободной
продаже, был крайне мал - не более десяти.
Большая часть оборота фондовых ценностей,
концентрировавшегося, в основном, в фондовых
отделах товарных бирж, приходилась на
брокерские места бирж и государственные
долговые обязательства. Кроме фондовых
отделов товарных бирж фондовая торговля
осуществлялась самими эмитентами ценных
бумаг в ходе их первичного размещения.
Последовавший
во второй половине 1991 г. рост количества
выпускаемых акций связан с биржевым бумом,
когда в течение нескольких месяцев было
создано несколько десятков бирж. Создание
бирж (организационно-правовая форма –
акционерное общество) сопровождалось
крупными эмиссиями акций. В то же время
многие коммерческие банки, созданные
ранее, перерегистрировавшись в акционерные
общества, также начали размещение своих
акций. К августу 1991 г., благодаря созданию
значительного количества АО, была набрана
масса ценных бумаг, достаточная для начала
функционирования фондовых бирж.
Итогом этого
этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление
всех возможных видов ценных бумаг, эмитированных,
в основном, корпорациями и государством.
Можно также считать, что к концу этого
этапа было закончено формирование первичной
нормативной базы развития рынка. Постановление
Совета Министров
РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении
Положения о выпуске и обращении ценных
бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5
последующих лет стало основным документом
в этой области (за исключением приватизируемых
предприятий).
Основными
формальными вехами второго этапа стали:
система
приватизационного законодательства
1992-1994 гг.;
создание
и развитие организованного рынка государственных
ценных бумаг в 1993-1995 гг.
Точкой отсчета
для этого этапа стал Указ Президента
РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных
мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные
общества”, который оказал наибольшее
влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология
чековой (ваучерной) приватизации стала,
в свою очередь, решающей для развития
инфраструктуры рынка.
По имеющимся
оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг
в России впервые стал оказывать сильнейшее
влияние на общеэкономическое и даже политическое
развитие страны. В 1994 г. впервые началось
использование ценных бумаг для разрешения
кризиса неплатежей (выпуск казначейских
обязательств (КО)). В 1994 году иностранными
инвесторами впервые были осуществлены
крупные вложения в акции российских приватизированных
предприятий.
В 1992 – 1995
годах была осуществлена эмиссия банковских
векселей – более чем на 40 млрд. рублей,
чеков, а также банковских депозитных
и сберегательных сертификатов. В 1992 г.
началась торговля фьючерсами (товарными
и валютными) и опционами.
Таким образом,
в 1994 г. совпали во времени два качественных
сдвига на рынке: во-первых, резко увеличилось
предложение ценных бумаг вследствие
интенсификации эмиссионной деятельности
(эмиссия акций приватизированных предприятий,
государственных ценных бумаг, а также
активизация компаний, аккумулирующих
средства населения), и во-вторых, резко
увеличился спрос на инвестиционные ценности
(за счет иностранных инвесторов; формирования
устойчивого слоя населения, обладающего
сбережениями долгосрочного характера,
которые могут быть инвестированы, в том
числе, в ценные бумаги; а также притока
на рынок ценных бумаг, средств банков
и других финансовых структур в результате
снижения прибыльности операций на кредитном
рынках).
Для третьего
этапа развития рынка характерны, следующие
основные признаки:
- появление
в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной
базы, определяющей институционально-регулятивные
аспекты функционирования рынка ценных
бумаг (вступление в силу нового ГК РФ,
Законов РФ “Об акционерных обществах”
и “О рынке ценных бумаг”);
- качественные
изменения в 1994-1996 гг., связанные с развитием
инфраструктуры - свыше 200 лицензированных
регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная)
к созданию центрального депозитария,
создание и развитие Российской торговой
системы, формирование системы саморегулируемых
организаций участников рынка).
Важнейшим
качественным отличием данного этапа
развития РЦБ является также растущее
международное признание российского
рынка, доступ российских эмитентов различного
типа к мировым финансовым рынкам. Относительная
стабилизация курса рубля и замедление
темпов инфляции, снижение доходности
государственных ценных бумаг в 1995-1997
гг. в целом повысили доверие инвесторов
к перспективам экономического развития
России и отдельных компаний.
Российский
рынок по-прежнему остается рынком крупных
институциональных инвесторов, оперирующих
значительными средствами и крупными
пакетами акций. Хотя ограничения для
мелких инвесторов препятствуют ликвидности,
рынок крупных профессионалов более стабилен.
По имеющимся
оценкам, в 1997 г. наибольшую роль среди
инвесторов играли частный иностранный
капитал (инвестиционные банки и фонды)
и российские предприятия - эмитенты акций.
Роль российских коммерческих банков
в инвестиционном процессе возрастала,
однако оставалась незначительной.
В целом можно
отметить следующую тенденцию: если ранее
инвестиции осуществлялись “в Россию”,
то в 1996-1997 гг. больше внимания уделяется
конкретным перспективам конкретных компаний.
Это означает, во-первых, что имеется значительная
база для дальнейшего расширения ликвидности
российского рынка. Во-вторых, именно конкретная
информация о деятельности корпораций
(прибыль, совместные проекты, выпуск ADR
и др.) становится существенной для развития
рынка их акций.
В январе-августе
1997 г. наблюдался значительный рост котировок
практически по всем видам наиболее ликвидных
ценных бумаг российских эмитентов. Это
было обусловлено, в том числе, приходом
новых групп российских и иностранных
инвесторов на рынок корпоративных ценных
бумаг, что связывалось со снижением темпов
инфляции и падением доходности других
секторов финансового рынка. Мощный подъем
рынка затронул акции предприятий практически
всех отраслей.
Рассматривая
капитализацию российского рынка акций,
необходимо принимать во внимание, что
из более чем 50 000 открытых акционерных
обществ России (в т.ч. 30 000 созданных в
процессе приватизации) какую-либо рыночную
котировку имели акции лишь немногих -
не более 150 предприятий. Реальная капитализация
российского рынка выше этих оценок, но
из-за низкой ликвидности акций оценить
ее не представляется возможным.
Для первой
половины 1997 г. характерен приток “свежего”
иностранного капитала на российский
фондовый рынок и что важно - консервативных
инвесторов. При этом сохраняется значительная
зависимость конъюнктуры рынка акций
от заказов иностранных инвесторов, предъявляющих
основной спрос на бумаги тех или иных
предприятий.
Таким образом,
рост котировок по большинству ценных
бумаг, котирующихся на российском фондовом
рынке, в 1997 году был вызван следующими
основными причинами:
снижение
ссудного процента;
продолжающаяся
борьба финансовых групп и банков за перераспределение
собственности;
определенная
политическая и макроэкономическая стабилизация
в 1997 г.; вызванный перечисленными выше
факторами приток иностранных инвестиций;
перераспределение
финансовых портфелей в связи со снижением
уровня доходности на рынке государственных
ценных бумаг.
Финансовый
кризис, начавшийся осенью 1997 г., наложил
свой отпечаток на перспективы развития
российского рынка корпоративных ценных
бумаг.
Среди причин
более чем 30-процентного падения капитализации
рынка (до уровня мая 1997 г.) можно выделить
целый комплекс тенденций (часто противоречивых):
- общий отток
капитала с развивающихся рынков, “спровоцированный”
азиатским кризисом;
- “внутренняя”
реакция на динамику индекса Доу-Джонса
(хотя корреляция динамики американского
и российских индексов очевидна, есть
разные точки зрения относительно причин
их однонаправленности);
- сезонный
фактор, связанный со стандартной фиксацией
прибыли инвесторами в конце финансового
года;
- изъятие
средств из корпоративных ценных бумаг,
обусловленное общими опасениями падения
курса рубля в условиях общего кризиса
российского финансового рынка;
- политика
правительства и Центрального банка -
приоритет валютного курса и рынка госбумаг
- не могла одновременно учитывать интересы
корпоративного сегмента. При этом следует
отметить и неоднозначную оценку экономическими
агентами новой курсовой политики и повышения
учетной ставки;
- отсутствие
ограничений на репатриацию прибыли нерезидентами
с корпоративного сегмента российского
рынка ценных бумаг (в отличие от рынка
ГКО и ОФЗ);
- масштабная
переориентация российских банков на
наиболее ликвидные корпоративные бумаги
с весны 1997 г. в расчете на сравнительно
высокую доходность, что обусловило (по
некоторым оценкам) конъюнктурный “перегрев”
рынка к ноябрю 1997 г.;
- спланированный
“обвал” рынка со стороны нескольких
глобальных фондов (это гипотеза, но, как
известно, дыма без огня не бывает);
общий психологический
фактор цепной реакции на рынке (сброс
акций) в условиях нестабильности и неопределенности.
Однако основной
причиной обвала курсов на российском
фондовом рынке, по-видимому, являлся интенсивный
отток средств западных инвесторов.
Получив заказы иностранных инвесторов
на продажу значительных клиентских пакетов
и, понимая, что рыночные курсы акций в
ближайшее время продавят "линию поддержки",
инвестиционные дилеры сами продавали
акции, способствуя тем самым нарастанию
кризиса.
К февралю
1998 г. паника на российских фондовых рынках
в основном улеглась и размах колебаний
цен значительно сократился. Общая коррекция
курсов обнаруживалась, в частности, в
том, что акции некоторых энергетических
компаний начали выбираться из "ямы". В целом
на протяжении февраля индекс РТС-1 обнаружил
явные положительные тенденции.
Анализируя
оба этапа биржевых спадов, нетрудно заметить,
что по масштабам падения биржевых курсов
российский фондовый рынок вышел на одно
из первых мест в мире. Такая глубина кризиса
в большей мере была порождена предшествующим
интенсивным биржевым бумом в России,
а также паникой, вызванной быстрым сокращением
валютных резервов, и существенной переоценкой
доллара на форвардных рынках в конце
1997 г. и особенно в начале 1998 г.
Достигнув
минимального уровня цен в конце января
1998 г., рынок сначала застыл, а затем понемногу
начал оправляться. Реакция российского
рынка на мировые события была достаточно
сильно выражена, и некоторая стабилизация
ситуации в мире способствовала повышению
котировок российских акций. Однако события,
происходившие в то время внутри страны,
практически не давали инвесторам поводов
для оптимизма. Наиболее остро встала
проблема ГКО: эмитент испытывал значительные
трудности при размещении новых серий,
в связи с чем для погашения «старых» приходилось
прибегать к помощи госбюджета. ЦБ пытался
«снять» остроту проблемы, прибегая к
такому средству, как манипулирование
учетными ставками, однако если в начале
года это давало определенные положительные
результаты, то к середине года стало ясно,
что повышение ставки рефинансирования
не дает ожидаемого эффекта. Да это и понятно:
регулирование экономических отношений
в России только рыночными инструментами
не могло сколько-нибудь существенно повлиять
на них. Спрос на российские ценные бумаги
продолжал оставаться в основном спекулятивным,
а количество заказов инвесторов было
незначительным.
Положительная
коррекция рынка акций продолжалась примерно
до середины марта, когда отставка правительства
разом перечеркнула появившиеся было
надежды на продолжение повышения котировок
(кризис 1998 года) С тех пор котировки акций
беспрерывно падали, продавливая все новые
и новые уровни поддержки.
Политическая
неопределенность на длительный период
дестабилизировала финансовый рынок.
Однако и появление определенности с составом
российского правительства способствовало
очень непродолжительному улучшению ситуации.
В мае ситуация в сфере государственных
финансов вновь обострилась, участники
рынка заговорили о грядущем кризисе банковской
системы, неизбежности девальвации рубля
и крахе рынка ГКО. Ситуация усугублялась
новым ухудшением ситуации в мире и обострением
социально-политической обстановки в
России.
В качестве
средства, способного смягчить остроту
финансового кризиса, назывались кредиты
международных финансовых организаций.
Надежды
на то, что краха финансовой системы России
удастся избежать, становились все более
призрачными. Напряженность вокруг принятия
Государственной думой пакета антикризисных
законов и серьезные проблемы на рынке
ГКО, угроза девальвации рубля не способствовали
улучшению ситуации на фондовом рынке.
Ожидания его участников теперь были связаны
с тем, что кризис удастся немного «сгладить».
Оптимисты уповали на международных кредиторов,
надеясь, что «залатать» основные дыры
в бюджете удастся с помощью внешних займов.
Поэтому достижение договоренности с
западными инвестиционными институтами
о предоставлении финансовой помощи стало
поводом к повышению котировок акций.
Выделение
первого транша стабилизационного кредита
МВФ в июле 1998 года на короткое время вызвало
спекулятивный рост котировок акций. Однако,
по существу, ситуация в экономике страны
не улучшилась, об использовании денег
МВФ ходили самые разноречивые слухи,
а выделение остальных займов ставилось
в полную зависимость от выполнения российским
правительством поставленных МВФ условий.
Следует отметить и такой малоприятный
факт, что с выделением стабилизационного
кредита внешняя задолженность РФ выросла
до 150 млрд. долларов.
Кульминацией
финансового кризиса стало заявление
правительства от 17 августа о новой экономической
политике, которая предусматривала расширение
границ валютного коридора, объявление
моратория на погашение внешних долгов
и «замораживание» рынка ГКО. После такого
заявления правительство должно было
уйти в отставку, что и случилось. Таким
образом, финансовый кризис вновь усугубился
политическим.
В течение
последующих 4 месяцев рынок акций характеризовался
отсутствием как спроса, так и предложения,
низкой ликвидностью, вялой динамикой
котировок, отсутствием выраженной реакции
на поступающие новости. Участники торговли
воздерживались от заключения сделок
как в связи с многократно возросшими
рисками (на рынке упорно циркулировали
слухи о возможной национализации некоторых
предприятий), так и в связи с низкими ценовыми
уровнями.
В начале
ноября российское правительство приняло
решение провести аукцион по продаже пакета
акций «Газпрома», проведению которого
летом того же года помешал финансовый
кризис. Информация о предстоящем аукционе
стала стимулом к повышению котировок
акций «Газпрома», который «потянул» за
собой весь остальной рынок. Было решено
продать 5% акций «Газпрома» двумя лотами,
причем перепродажа акций и их использование
в качестве других финансовых инструментов
в течение пяти лет была запрещена. Первый
лот в размере 2,5% уставного капитала был
оценен в 651,021 млн. долларов. До последнего
момента были сомнения в том, что в конце
года найдется покупатель пакета акций
«Газпрома», причем по цене, значительно
превышающей стоимость акций компании
как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В конце декабря был объявлен победитель
аукциона, им оказался стратегический
партнер «Газпрома» - немецкая компания
«Ruhrgas AG».
К концу 1998
года ситуация на рынке акций мало изменилась
по сравнению с началом осени. Но все же
следует отметить некоторое увеличение
объемов торгов на рынке в связи с частичной
нормализацией платежной системы страны,
а также повышение котировок по сравнению
со своим минимальным уровнем, который
был отмечен в конце сентября - начале
ноября. .
Продажа
ГКО проводилась через посредников —
дилеров. Но и покупатели могли действовать
через других посредников. Поэтому Минфин
и Центробанк не имели ясного представления
о держателях многих крупных пакетов ГКО.
К тому же в стране возник обширный вторичный
рынок ценных бумаг, на котором сотни и
тысячи облигаций переходили из рук в
руки и использовались в качестве платежного
средства, залога или займа еще до срока
их погашения.
ГКО не были
именными или документарными облигациями.
Это были “безбумажные бумаги”. Их покупка
и продажа фиксировались в форме записи
на счетах в электронной памяти компьютерных
сетей в депозитарии ММВБ. Это не мешало
владельцам ГКО при их погашении получать
“живые” деньги — миллионы, а позднее
и миллиарды рублей. Главные нормативные
акты по обращению ГКО были известны лишь
узкому кругу дилеров и публиковались
в недоступном для граждан банковском
бюллетене. В отличие от ваучеров Чубайса
или “мавродиевок” МММ ГКО трудно связать
сегодня с каким-то конкретным именем.
Первоначальная разработка системы ГКО
была проведена под руководством начальника
департамента ценных бумаг Минфина Беллы
Златкис и заместителя председателя ЦБ
Андрея Козлова. Немало поработали над
совершенствованием рынка ГКО заместитель
министра финансов Андрей Казьмин и начальник
управления по фондовым операциям ЦБ Алексей
Дроздов. Основные решения по объему новых
выпусков ГКО принимались лично Черномырдиным
при участии руководителей Минфина разных
лет: С. Дубининым, А. Вавиловым, А. Лившицем,
А. Чубайсом и другими.
Уже в последние
месяцы 1995 года в системе ГКО появились
тревожные симптомы. Хотя объем реализации
увеличивался, выручка бюджета от эмиссии
ГКО сократилась. В течение нескольких
недель доходов от размещения новых серий
ГКО не хватало на погашение ранее выпущенных
серий. Дефицит приходилось покрывать
за счет других доходов бюджета. Пирамида
ГКО начинала работать уже не на казну,
а на саму себя. Между тем в России завершалась
кампания по выборам в Думу и начиналась
кампания по выборам президента. Необходимо
было найти деньги на эти выборы и создать
наилучший социальный фон для выборов
президента страны. Иначе говоря, нужно
было погасить все долги по заработной
плате, пенсиям и всем другим выплатам.
Нужно было поддержать слабые регионы,
оплатить оборонные заказы и т.д. Кроме
ускоренных вариантов приватизации, надежда
была только на ГКО. Выход был один — повысить
доходность новых заимствований и привлечь
на рынок ГКО новых инвесторов.
В последние
годы ухудшилось и состояние платежного
баланса страны, что также отрицательно
повлияло на фондовый рынок. В наибольшей
мере от азиатского кризиса пострадали
те страны, которые имели отрицательное
сальдо по текущим операциям платежного
баланса. Подобная ситуация сложилась
и в России.
Вопреки
пессимистичным прогнозам, звучавшим
осенью 1998 года, российский рынок государственных
ценных бумаг сумел частично восстановить
свою ликвидность, хотя далеко и не в том
объеме, какой участники рынка наблюдали
в годы предшествующие августовскому
кризису. При этом следует отметить, что
даже текущая избыточная ликвидность
российских банков и ряда промышленных/торговых
предприятий не способствует ускоренному
восстановлению рынка государственных
ценных бумаг.
В первую
очередь, следует отметить продолжающийся
кризис доверия к государственной власти
со стороны потенциальных инвесторов.
Это находит свое яркое отражение в ситуации,
сложившейся вокруг рынка ГКО/ОФЗ.
Определенную
положительную роль в насыщении рынка
конкурентоспособными финансовыми инструментами
может также сыграть выпуск облигаций
крупнейшими российскими корпорациями,
такими как Лукойл, Газпром и другие. При
этом, конечно, важное значение будут иметь
такие параметры указанных ценных бумаг,
как объем, срок обращения, наличие вторичного
рынка и ликвидность.
Однако есть
и явные негативные моменты:
во-первых,
кризис на финансовом рынке США и связанное
с ним снижение уровня потребления, скажется
и на России, поскольку это окажет непосредственное
влияние на падение цен на нефть. А потому
и развитие событий на рынке ГКО/ОФЗ может
оказаться непредсказуемым;
во-вторых,
нет сомнений, что правительству удастся
показать рост ВВП в запланированные 1,5%,
однако, что будет скрываться за этими
цифрами: действительно российская экономика
показала неплохие результаты в 1999 году,
но развиваться за счет девальвации, приведшей
к удешевлению рабочей силы и развитию
импортозамещающего производства, долго
невозможно.
Глава 3. Проблемы и пути развития
рынка ценных бумаг в России
Приведенные
цифры красноречиво говорят о том, что
осенью 1998 г. российский рынок ценных бумаг
оказался в состоянии глубокого кризиса,
что было связано как с влиянием ряда неблагоприятных
факторов, так и с ошибочными действиями
российского руководства. Кризис фондового
рынка способствовал развитию кризиса
банковской системы, что в конечном счете
способствовало углублению кризиса всей
экономики страны.
Для преодоления
последствий экономического и финансового
кризиса требуется прежде всего произвести
реструктуризацию внутреннего и внешнего
государственного долга, так как осуществлять
выплаты по долгу страна оказалась не
в состоянии. 30 ноября 1998 г. была достигнута
договоренность Минфина о реструктуризации
ГКО с так называемым Московским клубом
кредиторов (МКК). В МКК, который был создан
в октябре 1998 г. для защиты интересов держателей
ГКО и субфедеральных облигаций, входят:
Национальная ассоциация участников фондового
рынка. Профессиональная организация
регистраторов и депозитариев, Всероссийский
союз страховщиков, Профессиональная
лига негосударственных пенсионных фондов.
Совет управляющих компаний паевых инвестиционных
фондов и Международная конфедерация
обществ потребителей. Базовая схема реструктуризации,
предложенная банкам и кредитным организациям,
предусматривает погашение ГКО и ОФЗ по
следующим правилам: 10% — деньгами, 20% —
инвестиционными бумагами и 70% — доходными
бумагами. Владельцы облигаций, которых
государство обязывало хранить часть
средств в ГКО, получат вложенные ими средства
по схеме: 30% — деньгами, 20% — инвестиционными
бумагами и 50% — доходными бумагами. Физические
лица и так называемые «социальные инвесторы»
(фонды обязательного медицинского страхования,
негосударственные пенсионные фонды,
паевые инвестиционные фонды, все некоммерческие
организации) могут делать выбор между
схемой полного погашения ГКО по графику
или провести реструктуризацию по схеме
второй группы инвесторов. Что касается
западных инвесторов, то на обмен «замороженных»
ГКО на новые бумаги к апрелю 1999 г. дали
свое согласие такие крупные держатели,
как банк «Лионский кредит», «Чейз Манхеттен»
и «Дойче банк».
В настоящее
время рынок ценных бумаг в России является
еще довольно аморфным. Нет пока четкого
разграничения между первичным и вторичным,
биржевым
рынком. Представлен он в основном фондовыми
и товарными биржами, которые и поглощают
основной поток ценных бумаг.
Развитие
первичного рынка ценных бумаг в структуре
всего рынка возможно лишь при развитии
следующих условий:
продуманной
процедуре приватизации предприятий,
поскольку как отмечалось мною выше, созданные
в ее ходе акционерные общества в большинстве
своем не отвечают обычно предъявляемым
к ним инвесторами требованиям;
создании
солидных посредников, которые могли бы
осуществлять посредническую деятельность
между эмитентами и инвесторами в том
числе в качестве профессиональных консультантов,
способных анализировать ситуацию и давать
рекомендации, как это принято в мировой
практике, в частности США, Канаде, Англии,
Японии;
более широкой
реализации облигаций компаний и предприятий.
На Западе основная часть финансирования
(70—95%) рынка ценных бумаг осуществляется
за счет выпуска облигаций корпораций
и компаний. Именно первичный рынок там
базируется на облигациях, а главным посредником
размещения являются инвестиционные банки.
Такой рынок в Российской Федерации почти
отсутствует;
главным
институтом размещения облигаций на первичном
рынке должны стать инвестиционные банки.
Хотя в РФ в 1991 — 1992 гг. и появились инвестиционные
банки, но подлинной своей сущности они
не отражают. Характерная черта этих банков
— функция долгосрочного кредитования,
а не посредничество при размещении ценных
бумаг.
В мировой
практике сложилось два типа инвестиционных
банков: специализирующиеся на размещении
ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония);
специализирующиеся на предоставлении
среднесрочных и долгосрочных кредитов
(страны Западной Европы и развивающиеся
страны). Но в условиях интернационализации
производства и капиталов многие инвестиционные
банки в зависимости от специфики государственного
регулирования на национальных рынках
ценных бумаг осуществляют и тот, и другой
вид операций.
• Фондовые
биржи также нуждаются в определенных
структурных изменениях, в значительной
степени зависящих от массы поступления
ценных бумаг. Не следует забывать, что
биржа — вторичный рынок, на котором покупаются
и продаются, как принято в мировой практике,
ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже
прошедших через первичный рынок. В России
новые выпуски ценных бумаг (в основном
акции) продолжают поступать на фондовые
и товарные биржи, минуя и не образуя таким
образом первичный рынок. Как показывает
мировая практика, фондовые биржи в основном
специализируются на "переработке"
старых выпусков ценных бумаг, в основном
акций, хотя через них проходит определенное
количество также частных и государственных
облигаций. В то же время на фондовых биржах
(в основном континентальной Западной
Европы) реализуются новые выпуски акций.
Однако это объясняется прежде всего огромным
объемом эмитируемых ценных бумаг.
Следует
отметить, что фондовые биржи имеют несколько
рынков. В будущем при условии создания
как крупного акционированного корпоративного
сектора, так и мелкого акционированного
сектора в российской экономике могут
возникнуть несколько рынков внутри самих
фондовых бирж. Акции мощных и крупных
российских компаний и предприятий будут
котироваться на основном рынке биржи,
а ценные бумаги средних и мелких компаний,
в зависимости от их финансового состояния,
— на вторичном и третичном рынках из-за
низкой конкурентоспособности этих ценных
бумаг.
Главная
причина отсутствия такой структуры фондовой
биржи РФ — пока еще низкие объемы выпуска
ценных бумаг, а также нехватка наличия
их различных классификаций и модификаций
по сравнению с ценными бумагами западных
стран. Эти же причины в определенной степени
определяют и отсутствие в структуре рынка
ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка,
как уличный рынок (или рынок через прилавок).
• Другая
негативная сторона существующего рынка
ценных бумаг в России — отсутствие эффективной
его законодательно-правовой базы, который
продолжает функционировать на основании
14 инструкций, выпущенных Минфином от
имени Правительства. Практически рынок
ценных бумаг действовал почти пять лет,
однако полноценного закона о ценных бумагах
и бирже не было. Закон о ценных бумагах
был принят Государственной Думой только
20 марта 1996 г.
Наличие
относительно рыхлого законодательного
регулирования привело к серьезным мошенничествам
в 1993 — 1994 гг., что вынудило преобразовать
Комиссию по ценным бумагам при Президенте
РФ в Федеральную комиссию по рынку ценных
бумаг при Правительстве РФ.
Указом Президента
РФ от 14 августа 1996 г. Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг преобразована в
Государственный Комитет РФ по рынку ценных
бумаг.
В 1995 — 1996
гг. на рынке ценных бумаг преобладают
государственные ценные бумаги. В перспективе
их значение, так же, как и займов местных
органов самоуправления, должно возрасти
наряду с повышением роли корпоративных
ценных бумаг (акций, облигаций и других
инструментов финансового рынка).
Выход страны
из экономического и финансового кризиса
непосредственно связан с решением таких
проблем, как: оздоровление и реструктуризация
банковской системы; совершенствование
налоговой системы с целью повышения уровня
сбора налогов и создания условий для
развития реального сектора экономики;
сокращение дефицита государственного
бюджета; уменьшение и ликвидация дефицита
платежного баланса; стабилизация курса
российского рубля; решение проблемы неплатежей.
Для восстановления
фондового рынка и его дальнейшего развития
необходимо также осуществить ряд мер,
направленных на совершенствование всей
системы функционирования рынка ценных
бумаг. В числе важнейших мер могут быть
названы следующие:
необходимость
разработки новой концепции рынка ценных
бумаг, отвечающего национальным интересам
страны;
совершенствование
законодательной и нормативной базы и
строгий контроль над соблюдением действующего
законодательства;
обеспечение
информационной прозрачности рынка ценных
бумаг;
недопущение
ущемления прав инвесторов и обеспечение
их финансовой безопасности;
эффективное
управление государственными пакетами
акций акционерных обществ.Восстановление
и развитие российского фондового рынка и российской
экономики в целом непосредственно зависит
не от решения финансовых проблем, включая
изменения в количестве и качестве госбумаг,
а от способности Правительства решать
структурные проблемы российской экономики.
Мне представляется, что в условиях нестабильности
политической ситуации, отсутствия четкой
экономической программы и наличия целого
ряда нерешенных проблем на это потребуется
несколько лет.
Заключение.
Подытоживая
работу, можно сказать следующее:
Я рассмотрела
теоретические аспекты функционирования
рынка ценных бумаг, суть которых сводится
к тому, что рынок ценных бумаг, являясь
составной частью финансового рынка, иногда
выходящего за рамки национального, обеспечивая
движение финансового капитала, является
по своей сути источником ресурсов для
капитала промышленного. Более того, рынок
ценных бумаг способствует капитализации
финансовых ресурсов.
Ценные бумаги
– финансовый инструмент рынка ценных
бумаг – выступают в роли товара особого
рода. Обладая двойственной природой –
имущественное право как титул собственности
и как отношения займа – ценные бумаги
являются отражением реального работающего
капитала, принося их владельцу доход.
Таким образом,
ценные бумаги и рынок, инструментом которого
они являются, в совокупности представляют
собой одно из жизненно необходимых звеньев
всего экономического механизма страны.
За последнее
десятилетие рынок ценных бумаг в России
интенсивно развивался. Однако главенствующее
место на нем, как это ни прискорбно звучит,
до сих пор остаются государственные ценные
бумаги: отчасти благодаря безграмотной
политики правительства в отношении приватизации,
отчасти - в вопросах формирования и расходования
бюджета.
За период
1999 – 2000 годов рынок постепенно оправляется
от последствий кризиса, новое правительство
формирует экономическую политику, затрагивающую
и, рассматриваемый здесь, рынок ценных
бумаг. Как мы убедились, накопилось огромное
количество проблем, которые необходимо
решить для того, чтобы ценные бумаги выполняли
свою главную экономическую функцию, а
не служили бы лишь средством «латания
дыр» государственного бюджета.
Литература
Рецензия
на курсовую работу по кафедре
Экономической теории
студента (Ф. И. О.)___________________________
факультет ________________________, ___ курса, _____ группы
номер зачетной книжки________________________
на тему (Номер темы по перечню и ее наименование) .
Рецензент: