Характеристика государственного регулирования цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой курсовой работы является характеристика государственного регулирования цен и доходов.
Задачи данного исследования:
изучить заработную плату и ее и теории;
рассмотреть понятие и сущность оплаты труда;
охарактеризовать государственное регулирование заработной платы;
рассмотреть контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен в РФ.

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
«Заработная плата, как важнейший факторный доход населения»..................5
Заработная плата: понятие, особенности, функции и роль в экономике.......................................................5
Формы и виды заработной платы..........................................................9
Модификации заработной платы в современных условиях................12
«Основные проблемы в оплате труда и необходимость государственного регулирования».................................16
Основные теории оплаты труда и формы заработной платы...............16
Основные проблемы в оплате труда......................................................18
Необходимость и методы государственного регулирования заработной платы............20
«Регулирование оплаты труда как основное из направлений государственной экономической политики России»......24
Заключение...............................................................................................................31
Список литературы..................................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Зарплата.docx

— 76.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. «Основные проблемы в оплате труда»

До недавнего времени  исследовалась преимущественно  эффективность вещественных факторов производства (капитальных вложений, основных фондов, техники, материальных ресурсов и т.д.) и недостаточно изучалась  эффективность заработной платы.

Необходимость исследования эффективности заработной платы  обусловлена прежде всего развитием и расширением предпринимательства и рыночных отношений. Формулу эффективности оплаты труда можно представить как отношение созданного продукта (результата, эффекта) к выплаченной на его производство заработной плате, то есть как зарплатоотдачу. Такой подход к определению эффективности позволяет раскрыть степень рациональности в расходовании фонда оплаты труда при создании общественного продукта и оценить ее стимулирующую роль. Повышение эффективности заключается в том, чтобы увеличение заработной платы сопровождалось опережающим улучшением производственных показателей.

Конечно, такую методику анализа эффективности заработной платы нельзя признать абсолютно  точной, так как она не позволяет  в полной мере выявить собственный  эффект оплаты труда. Числитель формулы  эффективности (эффект) заработной платы  является результатом затрат, связанных  не только с оплатой труда, но и  с использованием средств и предметов  труда. Отмеченное обстоятельство несколько  ограничивает сферу применения данного  показателя и требует дальнейшего  поиска более совершенных критериев. Однако он не теряет актуальности, особенно для сравнения эффективности  заработной платы на предприятиях и  в производственных подразделениях, характеризующихся аналогичными технологиями, условиями производства и т.д.

В настоящее время прежде всего из-за низкой стимулирующей функции оплаты труда в рассмотренном ее понимании более 50% работников реального сектора экономики, социальной сферы, государственной и муниципальной службы далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности, что является одним из существенных резервов экономического роста и повышения уровня жизни населения страны.

Наиболее острыми и  социально напряженными проблемами в области оплаты труда в странах  чаще всего являются:

  • задержки в выплате заработной платы;
    • падение воспроизводственной функции оплаты труда (минимальная заработная плата составляет менее 20 процентов уровня прожиточного минимума);
    • резкое сокращение стимулирующей роли оплаты труда (размеры оплаты труда работника слабо зависят от его квалификации, фактического трудового вклада и результатов производства предприятий);
    • неоправданная дифференциация в размерах оплаты труда между работниками вне зависимости от результатов их работы, профессионализма, квалификации и образования.

Основная проблема в организации  оплаты труда в современных условиях заключается в установлении адекватной рыночным отношениям системы оплаты труда. Решить данную проблему достаточно сложно, так как старая система  организации нормирования и оплаты труда разрушена, а новая еще, как правило, не создана. Существующие системы организации оплаты труда  основаны на старых принципах ее организации, что не отвечает современным требованиям. Для построения новой системы  организации оплаты труда необходимо изучить существующие формы и  системы оплаты труда в стране.

В итоге можно сказать, что существует немало проблем в  оплате труда, в основном -  это  задержки в выплате заработной платы, резкое сокращение стимулирующей роли оплаты труда, неоправданная дифференциация в размерах оплаты труда между работниками и другие. И для того, чтобы найти способы их решения надо изучить системы, формы заработной платы в стране. Одним из способов решения таких проблем является государственное регулирование оплаты труда.

 

2.3. «Необходимость и методы государственного регулирования заработной платы»

В мировой экономической  теории разработаны различные подходы  к формированию механизмов государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Эти подходы экономисты обычно объединяют в два основных направления. Первое является классическим и основано на признании способности  рыночной системы к автоматическому  саморегулированию. Второе опирается  на теорию Кейнса, в соответствии с которой государство должно воздействовать на уровень заработной платы в стране. Кейнс исходил из того, что заработная плата, установленная в договоре на определенный период, равно как и цены на товары, движется к равновесному положению под воздействием изменяющегося спроса и предложения на рынке труда в замедленном темпе.

В своей теории Кейнс обосновал возможность избежать кризиса путем регулирования рынка труда государством через механизм воздействия на совокупный спрос. В свою очередь, инвестиции обеспечат увеличение валового национального продукта и будут способствовать повышению занятости и уровня реальной заработной платы. Таким образом, Кейнс отстаивал свое мнение о том, что государство должно воздействовать на уровень занятости и заработной платы в рыночной экономике. При этом необходимо учитывать, что страны с рыночной экономикой проводят различную государственную политику в области оплаты труда в зависимости от уровня экономического развития, политической ситуации, особенностей исторического этапа.

Регулирование доходов и  оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах  с развитой рыночной экономикой и  является составной частью социально-экономической  политики. Поэтому пока в более  широких масштабах необходимо и  целесообразно государственное  регулирование доходов и оплаты труда в противоречивых условиях переходной экономики. Государство  не может отказаться от регулирования  доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий  отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства. Кроме того, переход от централизованной системы  решения проблем социальной сферы  к рыночной не может произойти автоматически и стихийно, так как преобразования затрагивают глубинные, сущностные элементы системы.

Можно выделить следующие  наиболее существенные цели государственной  концепции доходов.

Приоритетным направлением в политике доходов должно стать  повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, то есть сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.

Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.

Для обеспечения реального  увеличения доходов необходимо увеличить  разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских  доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках).

Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд.

Законодательно, организационно и экономически сформировать механизм регулирования доходов населения  с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.

Учитывая возросшие масштабы бедности, можно определить следующие  меры по ее сдерживанию:

  • приблизить ставки единой тарифной системы бюджетников к прожиточному минимуму, установив нормальное соотношение в оплате бюджетного и коммерческого секторов;
  • разработать в регионах мероприятия, обеспечивающие постепенное сближение минимальной оплаты с региональным прожиточным минимумом;
  • разработать и сделать обязательным для всех работодателей Генеральное соглашение, обеспечивающее индексацию минимальной заработной платы в связи с ростом цен, для чего освободить от налогов доходы предприятий, направляемые на эти цели;
  • ввести индексацию пособий по безработице, размер которых ниже прожиточного минимума, и установить дополнительные льготы для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях;
  • использовать дифференцированный подход на основе реальных доходов семьи при выплате пособий на детей.

В целях недопущения перерастания существующей дифференциации доходов  в социальную пропасть, необходимо ориентировать политику государства  на экономическую поддержку среднего слоя населения, который составляет основу рыночной экономики.

Государственный механизм регулирования  достаточно сложен и включает в себя первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения  и предприятий); перераспределение  через государственный бюджет, налоговую  и трансфертную системы; конечное распределение, осуществляемое через операции и  услуги населению.

Государственное регулирование  заработной платы производится посредством  рационального разделения функций  между государственными органами и  предприятиями (объединениями) и включает:

  • планирование заработной платы путем распределения между отраслями народного хозяйства денежных средств, выделенных на оплату труда и материальное стимулирование работников, управление этими средствами;
  • установление тарифных ставок и должностных окладов, порядка образования поощрительных фондов, основных принципов премирования, нормативов затрат труда, применение которых в совокупности обеспечивает единство в оплате всех видов труда;
  • устранение уравнительности и необоснованных выплат;
  • определение прав и обязанностей различных органов по установлению конкретизации и применению условий оплаты труда (выработка положений о порядке начисления и сроках выплаты заработной платы, гарантийных выплат и др.);
  • государственный контроль за соблюдением законодательства по вопросам оплаты труда.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в условиях рыночной экономики  государственное регулирование  заработной платы должно основываться на принципах социально ориентированной рыночной экономики и строиться с учетом особенностей переходного периода, а также необходимости принимать эффективные меры по оздоровлению экономики и устранению накопившихся за последние годы проблем в области оплаты труда. Политика государства должна быть направлена на повышение покупательной способности и обеспечение своевременной выплаты заработной платы, увеличение ее доли в валовом внутреннем продукте и доходах населения. Рассмотрим систему оплаты труда в Российской Федерации.

 

 

    1. «Регулирование оплаты труда как основное из направлений                     государственной экономической политики России»

Оплата труда в Российской Федерации представляет собой одну из самых сложных и противоречивых экономических категорий. Сложность ее определяется многофакторной зависимостью размера оплаты труда от условий его осуществления. Противоречивость же вытекает из полярного характера интересов субъектов – участников рыночных отношений. В первую очередь, речь идет о работнике и работодателе. Один из них озабочен уровнем своего благосостояния, который, в свою очередь, определяется заработной платой. Второго же интересует возможность сбыта продукции, что сильно зависит от затрат, понесенных при производстве. Так же можно говорить о несовпадении позиций работника, который производит продукцию, желая увеличить свою заработную плату, и покупателя этой продукции, намеревающимся сократить затраты на покупку, так как он ограничен в средствах. Таким образом, в сфере оплаты труда необходимо осознание социального взаимодействия субъектов, их партнерства на фоне государственных интересов и регулирующего влияния государства.

Целью этой главы является необходимость исследования оплаты труда, как экономической категории, анализа действующих систем и  форм оплаты труда в РФ, а также  изучения методов мотивации оплаты труда на современных предприятиях.

Регулирование оплаты труда  осуществляется на основе сочетания  мер государственного воздействия  с системой договоров.  Государственное  регулирование оплаты труда включает: 

    • законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;
    • налоговое регулирование средств;
    • установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
    • установление государственных гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда  на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами). Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы: контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер, регулирование доходов на основе государственных правил и положений, политика трехстороннего сотрудничества. Все их элементы имеют место в России. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок. Потому главная надежда на  политику переговоров по поводу утверждения уровней заработной платы, которая обеспечивает гибкую и справедливую оплату труда.

Ранее мы говорили о покупательной  способности заработной платы, она  снижается из-за несвоевременного получения работниками заработной платы. Несмотря на снижение в последние годы масштабов задолженности по заработной плате, проблема невыплат еще затрагивает значительную часть работников различных видов экономической деятельности в России. По сведениям организаций,  1 октября 2011г. задолженность по заработной плате имелась перед 93 тыс. человек (см. рис.1).

Рисунок 1.

«Структура просроченной задолженности по заработной плате на 1 октября»   2011г. [9]


По официальным данным, сейчас зарплата среднестатистического  россиянина составляет 23 тыс. рублей в  месяц. К концу года она увеличится ещё на тысячу. Доказательством того, что мы успешно справились с мировым  финансовым кризисом, власти считают  существенный рост этого показателя по сравнению с кризисными годами, когда он упал до 19 тыс. рублей.            Прожиточный минимум - это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности [18;с.247]. Он используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Информация о работе Характеристика государственного регулирования цен и доходов