Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических основ цикличности экономики и проблем проведения ациклической политики в переходной экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются:
1.Рассмотрение цикличности в развитии экономики;
2. Изучение способов и инструментов антициклического регулирования;
3.Анализ направлений антициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1- Цикличность развития в рыночной экономике. Необходимость антициклической политики……………………………………………………
ГЛАВА 2- Способы и инструменты антициклического регулирования……
ГЛАВА 3- Основные направления антициклической политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.
Однако, несмотря на все сложности и недостатки антициклической политики правительства почти всех стран проводят ее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических и других особенностей.
ГЛАВА 3
Основные направления антициклической политики в Республике Беларусь
Современная белорусская экономика находится в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нет полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей степени последствия развала административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.
Для становления независимой
Для становления циклической формы движения в отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.
В 2005 году сохранялась тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2005 год составил в текущих ценах 63678,9 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП по отношению к 2003 году составлял 11,4%), рис.3.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%.
Рисунок 3.1 - Динамика основных макроэкономических показателей
Источник: заимствовано [12]
В определяющей мере рост объемов
ВВП в реальном секторе экономики
был обеспечен за счет увеличения
выпуска продукции
Доля предприятий
Потребительских товаров выпущено на сумму 14трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз – 9,5-11%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 2,1% (при прогнозе – -9,5%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%[5].
В декабре 2005 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 1,7%, что на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года.
Всего за 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские цены увеличивались в среднем на 1,1% в месяц.
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2005 год – 4,8% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 8,4%). Непродовольственные товары подорожали на 3,2%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.
Кроме того, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции Закона РБ "О бюджетной системе в РБ", которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами. Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы [6, c.62].
В январе-декабре 2005 года, по предварительным данным, в консолидированный бюджет поступило 30800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23413,6 млрд. рублей.Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит - 0,9% к ВВП). [5].
Широкое использование в дальнейшей практики бюджетно-налогового регулирования будет придаваться трансфертам (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), которые увеличены согласно указу А.Г.Лукашенко к концу 2006 года на 19,5%.
Дотации и субсидии как и раньше будут предоставляться только государственному сектору согласно бюджету на 2008 год.
Так, например, из республиканского бюджета
за счет средств, предусмотренных на
развитие сельскохозяйственного
В целом же бюджетно-налоговая политика на направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.
Современная же денежно-кредитная политика Республики Беларусь зачастую выглядит "плаванием против течения", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева
Так, на основе анализа основных направлений денежно-кредитной политики можно сделать вывод, что основным направлением денежно-кредитной политики, как и прежде остается удержание обменного курса белорусского рубля и его покупательской способности, при безусловной попытки привязать его к российскому рублю и попытки снизить темпы инфляции.
В целом основными целями развития экономики были и будут:
1) рост реального ВВП и
2) снижение сальдо торгового баланса;
3) увеличение валютной выручки;
4) рост инвестиций.
В 2005 году предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 119,8 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченная выручка составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.
По итогам 2005 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 9,9 трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2004 год – 15,8%), что в реальном выражении на 14,1% больше, чем в 2004 году. Рентабельность реализованной продукции осталась на том же уровне (13,5%), рентабельность продаж увеличилась на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.
В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению с 2004 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.
В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году[5].
На объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов использовано 2,5трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году. Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования[5].
Важнейшим же источником финансирования инвестиций в прогнозируемом периоде (2001-2010) будут собственные средства предприятий и организаций (более половины всех капиталовложений). Возрастет доля амортизационных отчислений благодаря внедрению новых норм и методов начисления амортизации основных фондов. Бюджетное финансирование будет направлено на решение неотложных социальных задач общегосударственного значения, а также финансирование особо важных объектов производственного назначения, связанных с экспортом продукции, решением проблем импортозамещения и основанных на внедрении новых и высоких технологий. Рост объемов привлекаемых средств будет осуществляться за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, создания системы строительных накоплений и взаимного жилищного кредитования. Согласно расчетам, общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 1,6–1,7 раза (в 2000 г. по сравнению с 1995 г. он возрос в 1,3 раза). Доля инвестиций в составе ВВП составит в 2008 г. 24,5% (в 2000 г. – 19,8%) [8]. Все это даст возможность обеспечить устойчивые темпы наращивания объемов производства, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и товарах народного потребления.
При этом в условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Так, в Республике Беларусь к 2010 году планируется отменить все оборотные налоги, они уже снижены до 3%, снизить налогообложение фонда заработной платы, чрезвычайный налог снижен до 3%, снизить налогообложение прибыли, транспортный сбор снижен до 3%.
Информация о работе Цикличность экономического развития и методы антициклического регулирования