Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:00, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть сущность человеческого капитала, его значимость для экономического развития России. Цель раскрывается решением задач:
Определить сущность понятия «человеческий капитал», его структуру и классификацию.
Выделить направления инвестиций в человеческий капитал.
Определить основные характеристики человеческого капитала в России, тенденции его развития
Выявить основные проблемы развития человеческого капитала
Введение 3
Глава 1. Сущность человеческого капитала в экономической теории 5
1.1. Понятие человеческого капитала в теории 5
1.2. Структура и виды человеческого капитала 7
1.3. Механизм формирования человеческого капитала 10
Глава 2. Человеческий капитал и его роль в современной экономике 15
2.1. Влияние человеческого капитала на экономическое развитие 15
2.2. Показатели влияния человеческого капитала на экономику 16
Заключение 25
Список литературы 27
- расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание);
- улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника и усилению его умственной деятельности);
- соответствующее питание.
Перечисленные виды инвестиций создают условия для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого капитала.
Особенностью вложений в человеческий капитал является то, что приумножение знаний и опыта индивидов способствует росту производительности капитала, воплощенного в людях, не сразу. Этот процесс, как правило, пролонгирован во времени. Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний, но без полученных на производстве навыков и опыта, знания не являются человеческим капиталом, однако на настоящий момент — это важнейшая компонента вложений в человеческий капитал.
Инвестиции в образование — единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение производительности труда в будущем и, кроме того, они связаны с конкретным человеком. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала, данный вид инвестиций является наиболее выгодным с точки зрения человека и общества в целом, поскольку приносит достаточно значимый по объему и продолжительный по времени экономический и социальный эффект. Для предприятия инвестиции в человеческий капитал также могут считаться значительными, но в то же время рискованными, именно потому, что они персонифицированы. С уходом человека на другую работу, где созданы более благоприятные условия, человеческий капитал «уходит» вместе с ним4.
Основными характеристиками человеческого капитала являются его особенности, отраженные на рисунке 1.
Рис. 1. Виды капитала и его характеристики
Накопление
научно-образовательного потенциала,
лежащего в основе человеческого
капитала, имеет существенные отличия
от накопления материальных ресурсов.
На начальном этапе
Таким образом, накопление человеческого капитала — процесс непрерывный. По свидетельству аналитиков после двадцатилетнего стажа трудовой деятельности начинается моральный и физический износ квалификации и знаний персонала предприятий, то есть начинается процесс обесценивания человеческого капитала, а окончание трудовой деятельности означает полную амортизацию накопленных знаний и опыта. Однако некоторые исследователи считают, что этот запас не подвержен полному износу5.
Активы человеческого
капитала являются рычагами, которые
обеспечивают экономическое положение предприятия
и самого человека в обществе; на национальном
и индивидуальном уровнях они определяют
функционирование и экономический рост
предприятий.
Человеческий капитал включает следующие
сочетания индивидуальной и производственной
деятельности:
- во-первых, сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве с последующими оптимальными затратами;
- во-вторых, сочетание знаний и опыта, использующегося человеком в сфере общественного воспроизводства, с ростом производительности труда и повышением эффективности производства;
- в третьих, запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника;
- в-четвертых, увеличение индивидуальных доходов сочетается с воспроизводством человеческого капитала в широком понимании (дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность).
Мотивация является исходным основанием и условием для инвестирования в человеческий капитал. Как видно, процесс развития человеческого капитала носит развивающий характер; обновление человеческого капитала сопровождается развитием возможностей и способностей индивида с последующей их реализацией.
Таким образом, одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, поскольку человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества. Исследователи указывают, что большие социальные и экономические достижения являются результатом вложений капитала в образование, обучение, здравоохранение и питание, а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого капитала. Поэтому инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым для любой национальной экономики, особенно в развивающихся странах.
2.1. Влияние человеческого капитала на экономическое развитие
Необходимость формирования национальной экономической системы в России предъявляет особые требования к качеству и уровню человеческого капитала. Вместе с тем имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого капитала как ключевого элемента национального богатства. Качество человеческого капитала во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Человеческий капитал лежит в основе многих явлений стимулирующих экономический рост (Рисунок 2). Типичные оценки говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1-3%.
|
Рис. 2. Каналы влияния человеческого капитала на экономический рост. |
Подобно любому рынку
капиталовложений, рынок человеческого
капитала не свободен от недостатков.
Среди них можно указать
1) относительная свобода
2) недостаток информации о
3) значительной части
населения не хватает средств
для серьезных капиталовложений
По оценкам экономистов, российская рабочая сила является одной из самых высокообразованных в мире: среднее число накопленных лет обучения в 2008 г. достигло 13 лет, около двух третей работников обладают третичным образованием (высшим или средним специальным). В мире, кроме России, нет ни одной другой страны с сопоставимым подушевым доходом и настолько же высоким уровнем образования – и эта диспропорция заставляет задуматься над тем, почему у нас при таком высоком уровне образования производительность труда все еще находится на столь низком уровне. Менее благоприятно по сравнению с другими странами в России обстоит ситуация и со средней продолжительностью специального стажа: с 1994 г. по 2008 г. она снизилась с 8 до 7 лет (в развитых странах она составляет 10-12 лет), около трети всех работников на текущий момент имеет стаж работы на одном предприятии менее 1 года и эта доля возросла с 1994 г., тогда как доля работников со средним специальным стажем 10 лет и более сократилась в 1,5 раза7.
Также вряд ли соответствуют модели экономики, построенной на знаниях, невысокий процент работников, обучавшихся на каких-либо курсах дополнительного образования в течение года, предшествующего опросу (лишь около 5%), и средняя продолжительность этого обучения (чуть более 1 месяца). Далеким от идеала инновационной экономики, вписывающейся в разделение труда в рамках глобализующейся экономики следует признать и низкую долю работников, свободно владеющих каким-либо иностранным языком (около 1,5%, по самооценке респондентов). Вместе с тем, доля пользователей компьютера и интернет за 2001-2008 гг. существенным образом возросла, и сейчас можно говорить практически о всеобщей компьютерной грамотности молодежи. Образование и «инновационные» навыки существенным образом влияют на положение работников на рынке труда: чем выше уровень образования, тем выше уровень экономической активности и занятости, ниже уровень безработицы, выше средняя заработная плата. Навыки пользования компьютером, интернетом, знание иностранного языка и профессиональное мастерство также дают существенную прибавку к зарплате. Отдача на эти элементы человеческого капитала значительна.
Данные, характеризующие
состояние человеческого
- Уровень экономической активности по полу и образованию (Таблица 1);
- Уровень занятости по полу и образованию (Таблица 2);
- Уровень безработицы по полу и образованию (Таблица 3);
- Среднемесячная заработная плата по образованию (Таблица 4);
Таблица 1.
Уровни экономической активности по полу и образованию, 2007 г, %
Все |
Муж. |
Жен. | |
Высшее |
85,2 |
88,7 |
82,5 |
Неполное высшее |
41,7 |
43,8 |
39,8 |
Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем |
79,7 |
86,2 |
75,7 |
Начальное профессиональное |
81,4 |
85,6 |
75,3 |
Полное среднее общее |
58,0 |
65,3 |
50,8 |
Основное общее |
33,0 |
48,2 |
25,7 |
Начальное и ниже |
15,3 |
21,1 |
11,1 |
Все |
67,1 |
72,4 |
62,4 |
На основе данных об уровне активности населения по полу и образованию можно сделать вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, экономически активное население составляет 85,2 %. Разрыв между мужчинами и женщинами в этой сфере незначителен. Он составляет 6,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, экономически активное население составляет 81,4 %. Тут разрыв между мужчинами и женщинами более значительный (10 %). Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем образовании, доля экономически активного населения составляет 79,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 10,4 %. Среди людей имеющих полное среднее общее образование доля экономически активного населения составляет 58 %. Разрыв между мужчинами и женщинами также не значителен и составляет 4,5 %. Среди людей с неполным высшим образованием доля экономически активного населения составляет 41,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 4 %. Среди людей с основным общим образованием доля экономически активного населения составляет 33,0 %. Среди людей с начальным образованием и ниже доля экономически активного населения составляет 15,3 %. Так же можно сделать вывод о том, что наибольший разрыв по уровню экономической активности между мужчинами и женщинами наблюдается в группах «Основное общее» и «Начальное и ниже». В обеих группах количество экономически активных мужчин превышает кол-во экономически активных женщин в 1,8 и 1,9 раза соответственно.
Наиболее экономически активным населением являются мужчины. Их уровень экономической активности равен 72,4 %. По уровню экономической активности женщины отстают от них на 10 %.
Таблица 2.
Уровни занятости по полу и образованию, 2007 г, %
Все |
Муж. |
Жен. | |
Высшее |
82,9 |
86,4 |
80,2 |
Неполное высшее |
37,1 |
39,2 |
35,3 |
Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем |
76,2 |
82,5 |
72,5 |
Начальное профессиональное |
76,4 |
80,3 |
70,9 |
Полное среднее общее |
52,5 |
59,2 |
45,9 |
Основное общее |
28,7 |
34,9 |
22,5 |
Начальное и ниже |
13,0 |
17,4 |
9,9 |
Все |
63,0 |
67,7 |
58,8 |
На основе данных об уровне занятости по полу и образованию можно сделать вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, доля занятых составляет 82,9 %. Среди людей, имеющих неполное высшее образование. Доля занятых составляет 37,1. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, доля занятых составляет 76,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, доля занятых составляет 76,4 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, доля занятых составляет 52,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, доля занятых составляет 28,7 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, доля занятых составляет 13,0 %.
Так же можно сделать вывод о том, что доля занятых мужчин с высшим образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 6,2 %. Доля занятых мужчин с неполным высшем образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 3,9 %. Доля занятых мужчин с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем превышает долю женщин с таким же образованием на 10 %. Доля занятых мужчин с полным средним общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 13,4 %. Доля занятых мужчин с основным общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же уровнем образования на 12,4 %. Доля занятых мужчин с начальным образование и ниже превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 7,5%.
Информация о работе Человеческий капитал в современной экономике