Модель социальной рыночной
экономики означает экономическую
систему, функционирующую по рыночным
законам при активном участии
государства в поддержании баланса
между рыночной эффективностью и
социальной справедливостью. Социальная
рыночная экономика - это прежде всего
рыночная экономика, но государство является
в ней активным участником экономического
процесса.
Модель социальной рыночной
экономики обладает совокупностью
следующих отличительных признаков.
1.Индивидуальная свобода.
Она необходима для децентрализованного
принятия решений и функционирования
рыночных механизмов.
2. Социальная справедливость.
Государственная социальная политика
должна быть обращена к людям,
которые не вовлечены в экономический
процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство
в доходах, иных материальных и социальных
показателях уровня жизни.
3. Антициклическая политика.
Конкурентная и социальная политика действенна
только в условиях стабильной экономики.
Поэтому колебания деловой конъюнктуры,
сопровождающиеся ухудшением материального
положения граждан, должны быть сведены
к минимуму.
4. Политика роста - создание
правовых основ, инфраструктуры
и стимулов для модернизации
производственных мощностей и
использования технологических
инноваций.
5. Структурная политика
- целенаправленное преодоление природных,
технических и других причин, мешающих
структурной (отраслевой и региональной)
адаптации экономики к требованиям внутреннего
и мирового рынков.
6. Принцип поддержания
конкуренции. Достижение вышеперечисленных
целей не должно достигаться
за счет подавления или существенного
ограничения конкурентных начал
экономической деятельности.
7. Социальное партнерство.
Текущие вопросы найма и оплаты
труда решаются в двустороннем
порядке между работодателями
и работниками при посредничестве,
в случае необходимости, государства.
3. Шведская модель.
Термин "шведская модель"
возник в связи со становлением Швеции
как одного из самых развитых в
социально-экономическом отношении
государств. Он появился в конце 60-х
годов, когда иностранные наблюдатели
стали отмечать успешное сочетание
в Швеции быстрого экономического роста
с обширной политикой реформ на фоне
относительной социальной бесконфликтности
в обществе. Этот образ успешной
и безмятежной Швеции особенно сильно
контрастировали тогда с ростом
социальных и политических конфликтов
в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется
в различных значениях и имеет
разный смысл в зависимости от
того, что в него вкладывается. Некоторые
отмечают смешанный характер шведской
экономики, сочетающей рыночные отношения
и государственное регулирование,
преобладающую частную собственность
в сфере производства и обобществление
потребления.
Другая характерная черта
послевоенной Швеции - специфика отношений
между трудом и капиталом на рынке
труда. На протяжении многих десятилетий
важной частью шведской действительности
была централизованная система переговоров
о заключении коллективных договоров
в области заработной платы с
участием мощных организаций профсоюзов
и предпринимателей в качестве главных
действующих лиц, причем политика профсоюзов
основывалась на принципах солидарности
между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения
шведской модели исходит из того, что
в шведской политике явно выделяются
две доминирующие цели: полная занятость
и выравнивание доходов, что и
определяет методы экономической политики.
Активная политика на высокоразвитом
рынке труда и исключительно
большой государственный сектор
(при этом имеется в виду прежде
всего сфера перераспределения, а не государственная
собственность) рассматриваются как результаты
этой политики.
Наконец, в самом широком
смысле шведская модель - это весь комплекс
социально-экономических и политических
реалий в стране с ее высоким уровнем
жизни и широким масштабом
социальной политики. Таким образом,
понятие "шведская модель" не имеет
однозначного толкования.
Основными целями модели, как
уже отмечалось, в течение длительного
времени были полная занятость и
выравнивание доходов. Их доминирование
может быть объяснено уникальной
силой шведского рабочего движения.
Более полувека - с 1932 г. (за исключением
1976-1982 гг.) -у власти находится Социал-демократическая
партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий
с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное
объединение профсоюзов Швеции, что усиливает
реформистское рабочее движение в стране.
Швеция отличается от других стран принятием
полной занятости в качестве главной и
неизменной цели экономической политики,
а шведский народ в целом - активный ее
сторонник.
Шведская модель организации
экономической и политической жизни
позволяет выделить те принципы, которые
обеспечили этой стране развитие на протяжении
длительного времени без социальных
потрясений, глубоких политических конфликтов,
обеспечивая при этом высокий
уровень жизни и социальных гарантий
для большинства населения. Назовём
главные из них:
* высокий уровень развития
политической культуры, кооперационный
характер отношений между разными
социальными слоями и группами
населения и политическими партиями,
сложившийся на основе взаимного
понимания коренных интересов,
признания их законного характера
и готовности решать даже самые
острые вопросы на основе социально
приемлемых компромиссов и научной
экспертизы (кооперационная культура);
* в экономической сфере
- высокая конкурентоспособность в промышленности,
базирующаяся на создании особого сектора
экономики, основанного на интеграции
между наукой, образованием и производством,
на взаимодействии государственных институтов
с частным бизнесом, сотрудничестве или
даже сращивании крупных предприятий
с малыми и средними в единые крупные научно-производственные
системы, функционирующие как будто самостоятельно,
интеграции различных сфер деятельности,
начиная от производства новых знаний
до их освоения инновационным предпринимательством
и крупномасштабного тиражирования освоенных
образцов изделий (инновационный климат);
* в социальной области
- возрастание среди традиционных
факторов производства (труд - капитал
- технологии - природные ресурсы)
значения человеческого фактора
- высококвалифицированного и инновационного,
творческого по характеру труда,
которое получило выражение в
концепции ''человеческого капитала''
и социальной направленности
и экономической стабильности
общества и вызывающей к жизни
могучие созидательные силы социума
шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах
шведский тип организации жизни
общества обеспечивает высокий уровень
экономической эффективности и
высокие жизненные и экологические
стандарты. Экономически эта модель
базируется на получении своеобразной
''технологической ренты'', получаемой
страной на внутреннем и мировом
рынках за высокое качество и инновационность
продукции. Разумеется, Швеция не является
исключением в отношении формирования
уникальной социально-экономической модели,
скорее ее можно классифицировать как
шведский вариант ''общества всеобщего
процветания'', хотя и ''продвинутый''.
Опыт Швеции интересен
в том отношении, что в ее социально-экономической
практике общие закономерности развития
социально ориентированной рыночной
системы хозяйства, присущие любым
другим странам на стадии постиндустриального
общества, проявились исключительно
ярко и выпукло.
Шведская разновидность
государства всеобщего благоденствия
получила развитие в результате перехода
страны на кейнсианские принципы управления
экономикой. В шведском ''доме для
народа'' высокий уровень жизни
и социальной защищенности, обеспечиваемых
для большинства населения, сочетается
с почти полной занятостью, а социальное
обеспечение, финансируемое за счет
широкомасштабного перераспределения
через налоги и государственный
бюджет высокой доли доходов населения,
носит универсальный характер.
В Швеции налог на доходы
физических лиц варьирует от 31%, если
он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами
этого порогового минимума. Корпоративный
налог был снижен с 50% в 1980-х гг.
до 25% в настоящее время. Налог
на НДС был введен в Швеции в 1969г.
и составляет в среднем 25%. Шведскому
государству удалось на протяжении
длительного времени сочетать полную
занятость и социальную защиту с
высокой экономической эффективностью
и быстрым ростом производительности
труда.
Экономическое регулирование
в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий
и широкий характер: государство
контролирует не только доходы и прибыли,
но и использование капитала, рабочей
силы, а также цены через монопольное
законодательство и специальные
ведомства, такие, как Ведомство
по делам цен и картелей, Суд
по делам антикартельного регулирования,
специфический юридический институт
- специальное доверенное лицо - омбудсмен,
которое следит за соблюдением правил
свободной конкуренции. Швеция имеет
большой опыт регулирования цен, контроля
над конкуренцией и введения ограничений
на несправедливую торговую практику.
В предвоенный период времени применялся
контроль за ценами на аграрную продукцию,
вместе с тем это ограничивало и рост стоимости
жизни. В послевоенные годы государство
регулировало цены преимущественно через
антимонопольное законодательство, а
также через установление технических
нормативов, таможенного и импортного
регулирования, выделение субсидий, предназначенных
для поддержания приемлемых для потребителей
цен и тарифов, контроль над экономической
деятельностью муниципалитетов. В связи
с расширением конкуренции из-за внешнеторговой
либерализации и присоединения ЕС, а также
снижением инфляции в шведской экономике
произошел отказ от контроля над ценами,
так как он стал попросту излишним. Кроме
того, свободу проведения ценовой политики
и введения контроля над ценами теперь
ограничивают правила ЕС: ведь Швеция
инкорпорировала в свое законодательство
1400 общеевропейских норм. Дерегуляция
экономической жизни, характерная для
Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического
роста, повышение состязательности со
стороны внешних торгово-экономических
партнеров, снижение инфляции - все это
снизило потребности в государственном
регулировании цен в стране. В настоящее
время в Швеции контроль над ценами осуществляется
в основном при помощи антимонопольного
законодательства.
Государство превратилось в
Швеции в крупнейшего нанимателя
рабочей силы, обеспечивая рабочие
места примерно для трети экономически
активного населения. Около 65% населения
Швеции получают почти все свои доходы
из общественных фондов: либо как наемные
работники правительственных или
муниципальных учреждений, либо как
получатели социальных пособий или
пенсий из государственных пенсионных
фондов, и только 35% трудятся в рыночном
секторе экономики.
Швеция является пионером
также и в отношении организации
действенной системы социального
партнерства, начало которому было положено
еще в 1938г., когда Шведская федерация
профсоюзов и Шведская федерация
заключили ''Сальтшебаденское соглашение''
о мирном разрешении трудовых конфликтов
и заключении трудовых соглашений. Особенностью
шведской системы социального диалога
явилось то, что на первых парах он функционировал
без вмешательства правительства вплоть
до 1970-х гг., когда правительство Швеции
стало проводить активное вмешательство
на рынке труда, усилив регулирование
доходов через увеличение налогов.
Страна продолжает сохраняться
в основных своих чертах, несмотря
на смены правительств и изменения
внешнеэкономической ориентации. В
последние 50 лет у власти находились
почти все время социал-демократические
правительства. Стабильность социальной
направленности шведской экономической
системы показывает динамика изменения
цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены
на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения
- в 4, в то время как на потребительские
товары - только в 2 раза.1
Высокая экономическая эффективность
промышленности Швеции и высокий
уровень благосостояния ее населения
основываются на развитом инновационном
секторе ее экономики и специализации
на производстве наукоемкой продукции.
В стране существует около 500 тыс. малых
предприятий, на которых работает почти
треть всех занятых в шведской
промышленности. Ежегодно возникает
примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые
предприятия делают наибольший вклад
в научно-технические разработки
и внедрение, создают новые виды
товаров, услуг и технологий.
Когда шведская модель социально
ориентированной экономики достигла
зрелости, стали проявляться некоторые
негативные черты: появилась безработица,
замедлились темпы экономического
роста, снизилась эффективность, ослабились
стимулы к интенсивному, высококачественному
труду. И опять-таки и политический
истеблишмент, и широкие слои трудящихся
проявили солидарность в том, что
взаимно согласились на корректировку
модели организации и функционирования
шведского общества. Эта перенастройка
началась в 1990-е гг., как раз накануне
присоединения к ЕС. Были несколько
сокращены расходы на социальны
нужды, что привело к незначительному
снижению уровня жизни отдельных
слоев населения (однако не более, чем
на 10%), были уменьшены корпоративные налоги
- сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело
целью стимулировать инвестиции и поддержать
полную занятость. В начале 1990-х гг. проводилась
жесткая антиинфляционная политика, продолжались
реформы по линии ужесточения требований
к получателям социальных выплат, улучшения
условий деятельности для малых и средних
предприятий, уменьшения налогов на имущество.
За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено
около 300 изменений правил в системе социального
обеспечения и 50 изменений в правила регулирования
рынка труда. В результате удалось переломить
начавшийся в стране кризис, выразившийся
в сокращении ВВП Швеции в период с 1991
по 1993гг. Уже с 1994г. начался промышленный
и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный
прирост составил 2,8%.1