Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на 32 экзаменационных вопроса.
...
62. Государственное регулирование переходной экономики.
63. Социальная справедливость.
64. Сущность доходов и их классификация.
БНП бывает стимулирующая или фискальная экспансия и сдерживающая или фискальная рестрикция.
Стимулирующая политика в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление цикличности спада в экономическом и предполагаемом увеличение госрасходов или снижение налоговых ставок или их комбинирование.
Сдерживающая политика имеет своей целью ограниченность циклического подъёма в экономике и предпологает снижение госрасходов или увеличение налоговых ставок или комбинацию этих мер.
Кроме этого различают дискреционную и не дискреционную фискальные политики.
Дискреционная фискальная политика – это целенаправленное изменение величины госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате спец решений правительства.
Не дискреционная фискальная политика – это автоматическое изменение госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Не дискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды спада и подъема в экономике.
При не дискреционной фискальной политике бюджетный дефицит возникает автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
48. Концепции бюджетной политики.
В экономической теории известны следующие концепции бюджетной политики государства:
1) бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, например (безработица увел. > доходы уменьш. > налоги уменьш. > бюджетный дефицит увелич.);
2) бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно.
49. Концепции государственного регулирования.
Рыночная экономика имеет положительные и отрицательные стороны.
Положительные: 1) максимум производства благ при минимум издержек; 2) максимальный выбор благ; 3) свобода в принятии экономических решений; 4) свобода развития личности;
Отрицательные:
1) сбои в рыночном равновесии; 2) социальная дифференциация; 3) не полная занятость; 4) криминальные как издержки свободы;
Для сглаживания отрицательной стороны в рыночной экономике государства вмешивание в экономику страны внося в неё коррективы.
ГРЭ в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социальной экономической системы изменяющемся условием.
В настоящее время никто не отрицает необходимость госрегулирования экономики, однако, существует целый спектр мнений, масштабов и объектов госрегулирования.
Основная сфера регулирования – это торговля. Представители экономического либерализма А. Смит, Д. Рекардо, А. Маршал и др. исключали регулирование экономическим государством и делали ставку на ценовые механизмы установленного рыночного равновесия.
В начале 20в кенсианцы доказали, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что регулирование может осуществить только государство.
Во второй половине 70г. 20в. широкое распространение получила монитористская концепция. Монитористы не отрицают необходимость государственного вмешательства в экономику, однако сводят это вмешательство к косвенному регулированию, а именно через регулирование денежной сферы.
50. Субъекты, принципы и цели ГРЭ.
В отечественной экономической литературе под понятием субъекта ГРЭ обычно понимается само государство. Такой подход является упрощенным, т.к. субъектов экономической политики несколько.
К субъектам относятся:
1) государство, региональные и местные институционные образования;
2) негосударственные союзы и объединения (картели, союзы предпринимателей, профсоюзы и т.д.)
В государстве наиболее активными субъектами ГРЭ являются:
министерство финансов, экономисты, ЦБ, политические группы.
Общая стратегия госрегулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1) государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес; 2) государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса; 3) государственное финансирование кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности; 4) государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно обречено; 5) особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Цели ГРЭ: а) обеспечение экономического роста; б) обеспечение социальной защиты населения; в) стабильность в уровнях цен, устойчивость валюты; г) внешнеэкономическое равновесие;
51. Инструменты экономической политики.
По способу функционирования различные методы прямого и косвенного воздействия на экономику.
Прямые методы – основаны на принятии экономическими субъектами решений не самостоятельно а на предписании государства.
Косвенные методы – государство создаёт лишь условия к тому что бы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты принимали те варианты, которые соответствуют целям экономической политики.
Прямые и косвенные методы имеют и отрицательные стороны.
Положительные: прямые – оперативность, достижение экономического результата; косвенные – не нарушается рыночная ситуация;
Отрицательные: прямые – создание помех рыночному процессу; косвенные – временный лаг между принятием государство мер, их восприятием экономикой и получением результата.
По организационно институционному подходу различают: административные, экономические и институционные методы.
Административные методы – их функция обеспечения стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможности принятия экономического решения.
Экономические методы – они влияют на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.
Институционные методы:
1) формирование исполнительной структуры госвласти задача которой практическая реализация целей правительства; 2) создание и поддержка объектов госсобственности; 3) подготовка экономических программ и экономических прогнозов; 4) поддержка исследовательских центров по экономике, торгово-промышленных платежей, различных экономических советов и союзов; 5) обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики; 6) правовая информационная поддержка предпринимательных и профсоюзных союзов; 7) соучастие в создание форм экономической интеграции.
52. Противоречивость целей экономической политики.
Выполнение целей экономической политики связана с определенными трудностями:
1) невозможность одновременного решения противоречивых целей; 2) запаздывание решений из за бюджетных ограничений.
Цели экономической политики можно представить в виде магического многоугольника:
Внешнеэкономическое равновесие. Постоянный экономический рост.
Стабильность цен.
Справедливое балансирование Сохранение окружющей среды
доходов и расходов
53. Выбор моделей макроэкономической политики.
В основном рассматривается классическая и кейнсианская подходы макроэкономической политики.
Классическая модель: 1) пассивная макроэкономическая политика т.к. экономически внутренне стабильна; 2) основное уравнение MV = PQ; 3) на первом месте мониторная политика, на втором фискальная;
Кейнсианская модель: 1) активная макроэкономическая политика т.к. экономика внутренне не стабильна; 2) основное уравнение Y = C+У+G+Xn; 3) на первом месте фискальная политика, на втором мониторная;
1) временные лаги фискальной политики и мониторной политики – выделяют внутренние и внешние лаги. Внутр. лаг – это время между моментом эконом. шока и принятия ответных мер экономической политики. Внутр. лаг более характерен для фискальной политики. Внешний лаг – это время между принятием каких либо мер экономической политики и моментом появление результат от этой меры – характерен для кредитно денежной политики.
2) несовершенство экономической информации – это объясняется тем, что многие э. события являются непредсказуемыми. Эти трудности пытаются решить с помощью совершенствования макроэкономической модели, позволяющей предсказывать динамику основных показателей экономического развития.
3) изменчивость экономических ожиданий – этот фактор играет в экономике важнейшую роль, поэтому его в обязательном порядке необходимо учитывать при выборе между активными и пассивными моделями макроэкономической политики. Когда в политике государства и ЦБ происходит изменение, то изменения и ожидания экономических агентов > их экономического поведения. Эти изменения необходимо прогнозировать с помощью с помощью экономико-математических моделей.
4) неоднозначность исторических аналогий – вывод между активной и пассивной экономической политикой зависит от того, как оцениваются уроки истории. Решая вопрос об инструментальном госрегулирование проводится анализ результатов применения этих инструментов в других странах в другое время. Однако различие оценки исторических факторов нередко противоречит друг другу, т.к. существует различные взгляды и толкования одних и тех же исторических процессов, поэтому анализ тех или иных экономических ситуаций не всегда дает ответ на поставленную задачу и позволяет выбрать правильное направление макроэкономической политики.
54. Экономический рост его цели и измерение.
Экономический рост – поступательное движение экономики, её процесс и развитие.
На сегодняшний день экономический рост является неизбежным. Это связано с тем, что численность населения растет, растут потребности людей.
Цели экономического роста:
1) увеличение среднедушевых доходов населения; 2) увеличение свободного времени; 3) улучшение распределения национального дохода среди различных слоёв населения; 4) улучшение качества и рост разнообразных выпускаемых товаров и услуг.
Измерение: Экономический рост в масштабе всего общественного производства определяется увеличением годового объема, производство товаров и услуг, при этом Э.Р. измеряется реальный ВНП или ВВП. При этом различается абсолютный и относительный Э.Р. Для международного сопоставления Э.Р. применяется такой показатель как ВНП или ВВП на душу населения.
55. Эффективность и качество экономического роста.
Эффективность Э.Р. – это улучшение всех составляющих понятия “эффективность производства”, а именно:
1) улучшение качества товаров и услуг и повышение их в конкурентоспособности;
2) освоение новых товаров; 3) углубление специализаций и кооперативов;
4) освоение новых технологий;
Качество Э.Р. – это:
1) улучшение материального благосостояния; 2) увеличение свободного времени;
3) повышение уровня развития инфрастуктур; 4) рост инвестиций в человеческом капитале (наука, образование); 5) обеспечение безопасных условий труда и жизни людей;
6) социальная защита безработных; 7) поддержание полной занятости;
56. Факторы экономического роста.
Различают следующие типы экономического роста:
1) Экстенсивное - увеличении производства и услуг происходит за счет привлечения дополнительных факторов производства земли, труда и капитала, при этом их качественный и технический уровень остаются неизменными;
2) При интенсивном экономическом росте увеличивается производимость благ достигается за счет роста производительности труда на все более совершенствующейся технической базе и более эффективного использования всех факторов производства;
3) Смешанный тип характеризуется увеличением производственных мощностей в результате увеличения использования факторов производства и совершенствование техники и технологии.
57. Источники и издержки экономического роста.
Источники экономического роста – это те необходимые условия, которые делают возможным увеличение объема и повышение качества производимых товаров и услуг в данный период времени.
К источникам относят:
1) экономические ресурсы; 2) характер экономических отношений социально экономической системы; 3) экономическая политика; 4) инвестиции;
Отрицательные последствия экономического роста:
1) урбанизация городов; 2) ухудшение экологии; 3) рост дифференциации доходов; 4) нагрузка на психику людей;
62. Государственное регулирование переходной экономики.
В переходной экономике преобладает 2 группы регулирующих функции государства:
1) функции связанные с формированием рыночных отношений – это создание деномонополизма и создание конкуренции, приватизация и др.;
2) перераспределительные функции, а именно распределение материальных, финансовых ресурсов и доходов населения, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста.
Средство госрегулирования:
а) административное (контроль над ценами и товарами на социально значимые товары и услуги, антимонопольная политика, внешнеэкономическая деятельность);
б) экономическое (формирование кредитной и налоговой систем);
63. Социальная справедливость.
Существуют различные взгляды на соцсправедливость:
1) элементарный – т.е. все члены общества получают равные блага;
2) роулсианский (???) – справедливым считается такая дифференциация доходов при котором относительное экономической неравенство допустимо тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни и беднейших слоев населения;
3) утилитарный – при этом максимизируется общая полезность всех членов общества, при чем не в случае равного распределения, а в результате пропорционального распределения богатства между членами общества, т.е. большую часть богатства получают те, кто большую пользу приносит обществу;