Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:55, шпаргалка
На разных исторических этапах в центре внимания экономической теории находились различные аспекты функционирования экономических систем. Вначале это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем на первый план вышли отношения, складывающиеся в общественном хозяйстве между отдельными социальными группами и классами. В настоящее время под экономической наукой чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.
Как и любой рынок, рынок факторов производства через спрос и предложение регулирует рациональное распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между их отдельными потребителями. Но формирование спроса и предложения на рынке ресурсов имеет некоторые особенности.
Спрос на ресурсы носит производственный, вторичный характер. Ресурсы необходимы производителю, чтобы произвести продукт для конечного потребления. Поэтому чем нужнее данный продукт, чем больше его нужно для удовлетворения потребностей, тем больше спрос на ресурсы, из которых он производится. Соответственно, если спрос на конечный продукт снижается, то снижается и спрос на ресурсы.
Все ресурсы не могут участвовать в производстве обособленно, они функционируют только в определенных комбинациях. Все они взаимодополняют друг друга. В то же время они взаимозамещаемы: машины и оборудование можно заменить живым трудом, и, наоборот, природные материалы – искусственными т.п. Поэтому, когда один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, изыскивается возможность замены его более дешевым ресурсом, соответственно на него возрастает спрос. А увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.
Предложение факторов производства зависит прежде всего от специфики каждого рынка. Дело в том, что рынок факторов производства складывается из трех видов рынков: рынка труда, рынка земли, рынка капиталов. В зависимости от факторов, которые на них продаются, формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в них производства, что влияет на их предложение.
Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое может быть использовано.
38. Роль процентной ставки на рынке вещественных факторов.Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается повышаются и процентные ставки, что в свою очередь приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Короче говоря, более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, т.е. быстро реагируют на изменение процентной ставки.
Итак, более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
39. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты (ВЭ), нарушающие условия работы модельных условий ценообразования.
Внешними эффектами называются непреднамеренные последствия от действий одного экономического агента на другого, когда последствия носят некомпенсируемый характер (например, банкротство одного из участников торгов). ВЭ могут иметь как положительное влияние (например, большая торговая активность в течение дня обычно облегчает совершение сделки), так и отрицательное (слабая финансовая устойчивость отдельных участников рынка подрывает доверие ко всему рынку). Особенность ВЭ заключается в том, что контроль за их распространением очень дорог и его сложно производить.
Внешние эффекты появляются тогда, когда полезность (ожидаемый результат действий) экономического агента зависит не только от его собственного выбора (действий), но и от независимых действий, предпринимаемых другими экономическими агентами. Характерно и то, что ВЭ происходят вне действия рыночного механизма и в своем первоначальном виде не имеют рыночной стоимости. В случае положительных ВЭ участники рынка недоплачивают за результат, в случае отрицательных – переплачивают. Классическим примером ВЭ является ликвидность. В простейшем случае она зависит от количества участников рынка. Количество участников снижает издержки на поиск контрагента. Поэтому снижение затрат на поиск при увеличении числа участников достается всем бесплатно.
Разделим ВЭ по причинам, их вызывающим.
Ä ВЭ, вызванные действиями регулятора рынка. Это могут быть нормативные требования к участникам торгов, ограничения на совмещение деятельности, ограничения на доступ на рынок и т.д. Или, например, установка организатором торговли резервной компьютерной системы проведения торгов повышает их надежность. Некоторые действия, наоборот, могут отталкивать участников, – например, увеличение маржевого покрытия; хотя такая мера и способствует снижению риска, но создает дополнительные затраты. К этой же категории ВЭ относятся и другие действия организатора – меры по снижению рисков расчетов, гарантии исполнения сделок, обеспечение информационной прозрачности рынка, меры, связанные с работой торгового механизма: полнота раскрытия информационного содержания цен, скорость отражения информации в ценах, справедливость ценообразования и возможности манипулирования.
Ä ВЭ, связанные с присутствием на рынке других участников и их операциями (выбор контрагента в неблагоприятных условиях, моральный ущерб, сетевые ВЭ, манипулирование).
Ä Влияние действий регуляторов рынка – изменение требований к капиталу, лицензированию, ограничений на движение цен и т.д.
На рынке могут одновременно сосуществовать сразу несколько ВЭ — как положительных, так и отрицательных. Раздельное выделение каждого бывает затруднительным. Например, ВЭ, связанные с торговым механизмом, могут быть также связанными с ВЭ от действий других участников рынка.